Каждый житель столицы республики, прогуливаясь по городу, хотя бы однажды, наверное, задумывался над происхождением названий наших улиц. У меня по этому поводу тоже есть соображения.
Не задавались ли вы вопросом, почему многие улицы Казани носят имена людей, которые ни разу в нашем городе не бывали и никак даже отдаленно с ним не были связаны? Зато немало слишком "абстрактных" наименований вроде Окольной, Поперечно-Базарной, Технической, Роторной, Проектной, Юго-Западной, Горсоветской, Краматорской...
Осенью 1953 года я был призван в армию. спускался в составе команды новобранцев в Татвоенкомат по улице Лихачева. Каково же было мое удивление, когда через три года, вернувшись домой, я уже не обнаружил улицу Лихачева. Таблички на ее домах говорили, что это теперь улица Айвазовского. Специально проверил: известный художник-маринист к нашему городу никакого отношения не имеет. А теперь вспомним, кто же был такой Лихачев, чье имя улица носила в течение тридцати с лишнем лет при советской власти. Ученый-археолог, нумизмат, коллекционер, патриот города, немало сделавший для открытия в конце XIX века историко-археологического музея - одного из лучших в России. Богатейшая личная коллекция А.Лихачева и поныне считается костяком музейного собрания. Между прочим, до сих пор над парадным входом в Национальный музей РТ имеется вензель "АЛ", напоминающий о том, чье имя носил когда-то этот музей. И ныне это единственное упоминание о Лихачеве на улицах Казани...
Во многих городах России я бродил по улице Державина. Но, увы, улицы в память о выдающемся русском поэте Гаврииле Романовиче в его родном городе Казани, где он учился в гимназии, нет.
Есть в столице республики улица в честь основателя русской шахматной школы Чигорина, хотя Михаил Иванович никогда в наш город не заезжал. В таком случае непонятно, почему подобная же дань уважения не оказана нашему земляку, пятикратному чемпиону России по шахматам, международному гроссмейстеру Нежметдинову. А ведь для татар в шахматах он олицетворяет то же самое, что и Тукай в поэзии, Сайдашев - в музыке, Урманче - в изобразительном искусстве.
Казань издавна считается театральным центром, и в названиях ее улиц должны, как кажется, ожить имена выдающихся мастеров русской и татарской сцены - Николая Якушенко, Ивана Загорского, Елены Жилиной, Абдуллы Шамукова, Хусаина Уразикова, Гульсум Болгарской. Наверно, никто не станет возражать и против увековечения в названии казанских улиц и имен выдающихся татарских композиторов Назиба Жиганова, Джаудата Файзи, Мансура Музафарова, Рустема Яхина, Загида Хабибуллина, а также Александра Ключарева.
В татарской историографии особое место принадлежит Михаилу Худякову. Русский ученый-историк посвятил всего себя исследованию истории татарского народа. Почему бы не воздать должное этому ученому на топографической карте Казани?
Зимой 1941-1942 годов в столице Татарии жил убежденный борец с фашизмом, украинский писатель, публицист и драматург Ярослав Галан. К сожалению, улицы в честь этого замечательного человека у нас нет. В Казани родился видный русский поэт Николай Заболоцкий, прошедший все круги ада в сталинских лагерях. Но улицы в честь этого поэта тоже нет. В городе прошло детство крупного русского композитора XX века Николая Мясковского. Но вы не прочитаете эту фамилию на уличных табличках города...
В Великую Отечественную войну полководческим дарованием прославились верные сыны татарского народа генералы Якуб Чанышев и Фатых Булатов. До 1941 года Чанышев командовал Казанским гарнизоном, а Булатов после взятия Кенигсберга приказом Верховного Главнокомандующего вместе со своей дивизией был направлен в Казань. Тридцать лет, начиная с 1956 года, он прожил на улице Восстания в доме №46.
В Казани есть улица имени булгарского поэта Кул Гали, но, к сожалению, в ее топонимике не увековечено имя поэта, философа, дипломата Кул Шарифа, погибшего в октябре 1552 года при взятии города войсками Ивана Грозного.
В Казань много раз приезжал известный советский поэт, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Львов. С татарскими писателями и журналистами он беседовал на их родном языке, что и неудивительно: в юности этого поэта звали Рифкатом Маликовым...
Подобных примеров можно привести еще немало. И каждый раз убеждаешься: названиями улиц должна говорить история города. Только неблагодарные потомки забывают имена тех людей, которые своим трудом, творчеством, а возможно, и подвигом оставили в нашей памяти неизгладимый след.
И.СИБГАТУЛЛИН.