Стволовые клетки: бойтесь простых рецептов

information_items_1347367685

Вопреки распространенному мнению, стволовые клетки не лечат, а строят. Но любая стройка должна вестись с умом…

Человечество всегда искало панацею сразу от всех болезней. Любовь к простым рецептам у человека вообще в крови – то он ищет философский камень, чтобы чохом весь мусор превратить в золото, то придумывает эликсир жизни: хлебнул его – и живи тысячу лет без болячек и недугов.

Мечты – дело хорошее, они помогают отвлечься от суровой обыденности и хотя бы мысленно повитать в эмпиреях. Жаль только, что слишком уж часто мы принимаем желаемое за действительное и начинаем торопить события, пытаясь «употребить в дело» не готовый еще продукт. Что и получилось, к примеру, с широко разрекламированным применением в медицине так называемых стволовых клеток.

Уникальный строительный материал

Может, специалисты посмеются над такими объяснениями, но хотя бы дилетантам станет понятно, что же это за клетки.

Речь об универсальном строительном материале, производимом человеческим организмом. Из таких «кирпичиков» можно построить любую живую ткань – кожи, сердца, сосудов, печени.

«Кирпичами» организм обеспечен с момента зачатия, когда первичная клетка – зигота – начала делиться. Это и есть эмбриональные стволовые клетки, из них развиваются все остальные – «специализированные», которые медики называют дифференцированными. Но часть клеток остается без специализации – они так и «болтаются» в крови, пока организм не решит использовать их в нужных местах. Как только такая клетка получит «задание», то по кровяному руслу устремляется к «месту работы», и будет прилежно участвовать в росте того или иного органа или «латать дырки» после какого-то повреждения.

По некоторым данным, человеческий организм содержит примерно 50 миллиардов стволовых клеток, которые регулярно обновляются. Со временем «безработных» клеток становится все меньше, а новых, увы, взять негде. Годам к семидесяти их остается совсем немного. Казалось бы, введи дополнительную порцию – и организму сносу не будет, наступит всеобщее человеческое долголетие. Красота! Увы, не все так просто. Как известно, самое большое количество таких неспециализированных клеток обнаруживается в пуповинной крови младенцев, а также в эмбриональных тканях еще не рожденного плода, причем на сроках всего несколько недель. Не хочется даже представлять, какими страшными методами люди, не обремененные моральными принципами, возьмутся добывать сей «строительный материал».

Растим сосуды в обход испорченных

По мнению заведующего отделением сосудистой хирургии РКБ Александра Максимова, тема стволовых клеток стала излишне популярной в последние годы. А раз есть перспективы коммерческого использования, то наверняка появятся люди, готовые на этом заработать.

  • Стволовая клетка по своим характеристикам очень напоминает опухолевую. Введением неправильно дифференцированных клеток можно спровоцировать рост опухоли, и такие случаи уже зафиксированы. Так что пока все не изучено детально, без необходимости лучше не рисковать

– На мой взгляд, – говорит Александр Максимов, – людей, пытающихся использовать стволовые клетки в коммерческих, так сказать, целях, можно разделить на две категории. Одни искренне заблуждаются относительно простоты метода и пытаются помочь людям, правда, не забывая при этом и про свой карман. Вторые же только о кармане и помнят. На самом деле в этой проблеме еще столько непонятного и неизученного, что законное свое применение стволовые клетки нашли пока только в восстановлении процесса кроветворения при лечении лейкозов и лимфом.

Я не гематолог, поэтому могу пояснить процесс только схематично. После химио- или лучевой терапии вместе со злокачественными оказываются убитыми все клетки костного мозга, в результате чего человек остается без кроветворения и беспомощен перед самой безобидной инфекцией. Именно этим людям совершенно необходима пересадка донорского костного мозга, содержащего в своем составе те самые стволовые клетки. Это запатентованная, разрешенная методика, применяемая в очень серьезных клиниках. Во всех остальных случаях применение стволовых клеток ведется либо в качестве экспериментов, либо в рамках клинического исследования, причем в какой-то узкой области медицины.

Например, наше отделение плотно занялось исследованием стволовых клеток совместно с кафедрами нормальной анатомии и гистологии Казанского государственного медицинского университета несколько лет назад. Основой послужили теоретические исследования проблемы дифференциации (специализации. – Авт.) гистологических структур. При университете создан и Банк стволовых клеток. Инициаторами разработки этой темы стали профессор Виктор Павлович Киясов и наш министр здравоохранения Айрат Закиевич Фаррахов, деньги на работы выделены решением первого Президента республики Минтимера Шариповича Шаймиева. В мире сегодня накоплен довольно большой опыт по использованию стволовых клеток, но, к сожалению, он по сей день не систематизирован.

– Судя по тому, что только очень крупные, солидные клиники берутся за пересадку костного мозга, процедура эта сложна и, соответственно, недешева…

– Еще как недешева, вы себе и представить не можете! Так что если в небольшой частной клинике вам предлагают те или иные процедуры, связанные с использованием стволовых клеток, бегите от таких врачей не оглядываясь. Нельзя омолодить организм или разгладить морщинки с помощью стволовых клеток.

– Ну, теоретически-то можно – если эти клетки правильно восстановят печень или кожу, то организм должен помолодеть, правда?

– Начнем с того, что наша молодость и наша старость зависят от многих факторов, и в первую очередь – от гормонального фона. Помните, профессор Преображенский в булгаковском «Собачьем сердце» обещал пересадить жаждущей молодости пациентке яичники обезьяны? Но главное – стволовые клетки не врачи, они строители. Они не переделывают старый организм, а строят новые органы или, в крайнем случае, ремонтируют прежние. Допустим, вы хотите новую, свеженькую, без морщин, кожу. Вырастить новую можно (пока только в пробирке, правда), а куда старую деть? Срезать?

– Выходит, вы у себя в отделении не старые сосуды лечите, а новые растите?

– Именно. Причем беремся лечить таким образом только тех больных, для которых уже неприменимы прежние методики, терапевтические и хирургические.

– И как выглядит процедура?

– Самый простой путь – пунктировать какую-нибудь губчатую кость. Чаще всего это грудина или крыло подвздошной кости – именно там, в костном мозге, у взрослого находится львиная доля стволовых клеток. Однако в этой порции стволовых клеток всего процентов пять – остальное просто балласт, клетки соединительной ткани.

  • В настоящее время не существует технологий, позволяющих доставлять трансплантированные клетки точно к «месту назначения». Иными словами, никто на сто процентов не поручится, что в мышце не может вырасти кость, в то время как целью вмешательства было устранение косметического дефекта кожи

Мы используем другую методику. Сначала с помощью специального препарата стимулируется выход стволовых клеток из депо (костного мозга) в периферическую кровь. Затем при помощи специальной аппаратуры забранную у пациента кровь центрифугируют, отделяя нужные нам клетки – не просто стволовые, а те, что ответственны именно за рост сосудов. И остается крошечная фракция, богатая именно нужными клетками. Их затем вводят в то место, где предполагается растить новый сосуд.

Как видите, эта методика более сложная, но зато более «чистая» – балласта в этом материале нет, а содержание стволовых клеток на пару порядков выше, чем в пунктате костного мозга.

Повторяю, все это проводится только строго по показаниям и с письменного согласия больного.

– Но ведь стволовые клетки универсальные, из них можно что угодно вырастить. Для чего же еще какие-то особенные выбирать?

– Вообще-то, принято считать, что все стволовые клетки – полипотентные: куда посадишь, то и вырастет. Во всяком случае, крайне низка вероятность того, что вместо кровеносного сосуда вырастет что-нибудь другое. Насколько я знаю, в мире отмечено только два случая, когда стволовые клетки спровоцировали рост доброкачественной сосудистой опухоли. Однако отмечено, что из клеток CD34+, например, вырастают именно кровеносные сосуды.

И результаты неплохие. Например, у сосудистых хирургов есть понятие «дистанция безболевой ходьбы» – это основной симптом заболеваний артерий ног. Поясню. При любой физической нагрузке мышцы начинают требовать больше крови, а сосуды не в состоянии это количество обеспечить. Мышцы сигнализируют болью – ее можно почувствовать и в сердце, и в ноге… Так вот, через три месяца после введения стволовых клеток эта дистанция увеличивается почти в полтора раза. Даже невооруженным глазом, по снимку, видно, насколько больше стало капиллярных кровеносных сосудов после введения стволовых клеток. А математически подсчитано, что их количество увеличилось на 33 процента.

Красивые мифы, строгая реальность

– А стволовые клетки могут «заделывать» дефекты, возникшие в стенках сосудов?

– Да, но и этот механизм пока не изучен. Есть, например, работы, в которых утверждается, что у больных при введении клеток снижается уровень холестерина. Вероятно, стволовые клетки восстанавливают внутреннюю оболочку сосуда, которая утилизирует холестерин и другой «мусор крови». Но «дырки» возникают крайне редко, гораздо чаще на стенках сосуда образуются своеобразные отложения. А вот холестериновую бляшку, которая проросла соединительной тканью и еще бог знает чем, стволовыми клетками не почистишь, растворить ее под силу разве что серной кислоте.

Чистка сосудов, да еще и стволовыми клетками – вообще один из распространенных мифов. При критическом нарушении артериального кровообращения с их помощью можно нарастить сеть капилляров в обход магистрального кровеносного сосуда – это как если бы центральную улицу закрыли, а поток автомобилей пойдет по периферийным. Качество движения похуже, но жить можно.

– Но ведь сердце – тоже сосуд, возможно ли наращение клеток после инфаркта, например?

– Теоретически – да. Выращивать запчасти для себя – еще одна заветная мечта человечества. Однако вырастить пока удается только капиллярные сосуды, крупные – уже высокотехнологичное изделие, пока выращиванию не поддаются.

Пожалуй, хранение пуповинной крови, в которой находится наибольшее количество стволовых клеток, – первый шаг к созданию «запчастей». Это и вправду не тупая реклама. Если при рождении брать у человека пуповинную кровь и хранить в правильных условиях, то она может спасти жизнь своему хозяину. Этого запаса может хватить ребенку весом до сорока килограммов, если, не дай бог, он заболеет лейкозом. Взрослому уже будет мало, потребуется довесок. Можно переливать и чужие стволовые клетки, как и чужую кровь – в соответствии с группой крови и резус-фактором. Это уже трансплантология со всеми вытекающими законодательными тонкостями.

– Если так пойдет дальше, Банк стволовых клеток нужно будет охранять всерьез. Шутка ли – строительный материал для организма…

– Ну, украдут, и что делать с украденным материалом будут? Ни одна уважающая себя клиника переливать ее не возьмется, не факт, что вам она подойдет, да ведь и признаваться придется, где взяли. А прикладывать или, хуже того, пить – бессмысленно, это ж обычный белок, который просто усвоится (или не усвоится) кишечником.

А если серьезно, то мошенничества и преступления на этой ниве со временем наверняка будут. Там, где просматривается коммерческая выгода, всегда есть благодатная почва для людей недобросовестных. Однако до этого, надеюсь, еще далеко, а вот польза от применения стволовых клеток возможна уже сегодня. Только не та, мифическая, а разумная – оправданная и точно выверенная.

здравоохранение РТ
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости