Около двух третей татарстанцев, имеющих право на так называемый соцпакет, включающий в себя обеспечение бесплатными лекарственными средствами, сделали выбор в пользу денежной компенсации.
Чем это объяснить? Возможно, инерцией мышления. Помните, в первый год введения закона о соцпакете были серьезные перебои с лекарствами, когда на ожидании в аптеках скапливалось до десяти тысяч бесплатных рецептов? Тогда это было весьма неприятно, но, увы, вполне объяснимо - программа работала в "режиме отладки", были сложности в организации, выписке рецептов, поставке лекарств. Сегодня практически все эти проблемы решены. Достаточно сказать, что одномоментно по всей республике находятся не более ста рецептов на гарантии, и срок получения лекарств по ним не превышает нормативный. Эти показатели в нашей республике более чем в три раза ниже среднероссийских.
- Сейчас на татарстанских фармацевтических складах имеется значительное количество товарных запасов, - говорит заместитель министра здравоохранения РТ Фарида Яркаева. - Это практически девятимесячный запас лекарств, а ведь получен он был по квоте до конца этого года, в период финансового кризиса. Конечно, они не пропадут. Но ведь обидно - лекарства есть, схемы отработаны, мы можем помочь людям, облегчить их жизнь, а граждане отказываются от такой возможности. По всей видимости, большинству льготников врезалась в память обстановка с лекарствами 2005 года, когда необходимые медицинские средства льготникам приходилось ждать подолгу, и они опасаются ее повторения. Думаю, от этих страхов пора избавляться, иначе может в который раз повториться другая ситуация, не менее неприятная, - когда льготник, отказавшийся от лекарств, в период обострения болезни начинает писать заявления и в Минздрав Татарстана, и в Минздравсоцразвития России, и в Пенсионный фонд с просьбами вернуть соцпакет. Это наглядно показал финансовый кризис, грянувший в ноябре прошлого года. Таких заявлений мы получали очень много. Сейчас лекарства существенно подорожали, и денежной компенсации на их приобретение в рознице наверняка не хватит.
Согласитесь, инвалидность просто так, без медицинских показаний, не дают. Как правило, в этом случае пациент нуждается в определенных препаратах постоянно. И если сейчас он чувствует себя неплохо, не факт, что завтра его состояние не ухудшится. Так стоит ли рисковать ради призрачной выгоды, ведь все "сэкономленные" на соцпакете, например, за полгода, деньги можно в одночасье потратить на необходимые лекарства? А в случае, если это онкологическое заболевание, то их не хватит даже на один сеанс лечения.
Сложность сегодняшней ситуации еще и в том, что после внесения изменений в законодательство, чтобы вернуть соцпакет после того, как год пользовался денежной компенсацией, нужно снова писать заявление - на получение лекарств. Раньше ведь этот переход происходил автоматически. Но уж об этом столько раз предупреждали людей, что не знать просто невозможно.
- Говорят, многие из имеющих право на льготное лекарственное обеспечение рас-считывают на госпитализацию в момент обострения болезни. Вроде как и деньги получу, и подлечат бесплатно, если нужно будет...
- Право на госпитализацию есть у всех наших граждан. Но ведь амбулаторное лечение и госпитальное - это две большие разницы. Да, из острого состояния больного в клинике выведут, на то и врачи. Но ведь теми препаратами, которые пациент должен принимать постоянно, в больнице не лечат - это как раз амбулаторный уровень. И потом, нельзя же лежать в больнице целый год?
- Кто чаще отказывается от соцпакета - сельчане или горожане?
- Сельчане. Наиболее тревожное положение сегодня в Кукморском, Балтасинском, Атнинском, Сабинском, Алькеевском и Зеленодольском районах.
- Как вы считаете, может, главная причина в недоступности лекарств, ведь далеко не в каждом населенном пункте есть аптека?
- Думаю, проблема больше в очень невнимательном отношении наших граждан к собственному здоровью. Что же касается доступности лекарственных средств, то никаких сложностей здесь нет. Совершенно не обязательно льготнику из отдаленного села отправляться за препаратами в аптеку самому. Фельдшер местного ФАПа заключает договор с аптечным учреждением и доставляет по рецептам льготные препараты для своих подопечных. Около тысячи татарстанских фельдшеров имеют право выписки таких рецептов при курсовом лечении, так что даже к терапевту в районную больницу пациенту ехать не нужно. Схема работы есть, дело за кропотливой, внимательной деятельностью муниципалитетов, в чьем ведении находится оказание лекарственной помощи на местах.
- А как быть с заменой лекарств, когда пациент просит врача выписать привычное, то, которым он уже пользовался, а врач предлагает ему другое, якобы такое же...
- Не якобы, а такое же. Просто во всем мире принято выписывать лекарственное средство по действующему веществу - по составу лекарства. Есть такое понятие - дженерик, то есть полный аналог фирменного препарата. А название его может быть самым разным в зависимости от того, в какой стране он произведен. Так что "не подходит" лекарство, как правило, по чисто психологическим причинам. Та таблетка была голубенькая, а эта - розовая. Значит, другое лекарство. Парадокс, но даже новый вид упаковки привычного средства может вызывать недоверие у пациента.
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»