Такие вот дела сердечные

information_items_1347367651

Во вторник в Республиканской клинической больнице была проведена редкая пока у нас операция по имплантации так называемого кардиовертера-ресинхронизатора шестидесятилетнему пациенту. В течение месяца этот человек постоянно находился на грани жизни и смерти, ему был предписан строгий постельный режим. Теперь крошечный - не больше обычного брелока для автосигнализации - приборчик, вшитый под кожу на груди больного, позволит ему не только не бояться внезапной остановки сердца, но и вести активный образ жизни.

Стимулятор сердечной деятельности - прибор, при помощи которого кардиологи мира уже не первое десятилетие спасают жизнь людей. Сейчас ежегодно, например, в США вживляются более ста тысяч таких приборов, среднеевропейский показатель - около трехсот на миллион населения. В России эта цифра несоизмеримо меньше, хотя потребность в подобных операциях высокая - в среднем по стране восемьдесят человек на миллион населения нуждаются в срочной установке кардиостимулятора, то есть без него завтра они могут умереть. В республике кардиостимуляторы ставят уже достаточно давно, в год проводится приблизительно 250-300 таких операций.

Однако новый аппарат существенно отличается от своих "коллег". Дело в том, что кардиостимулятор, не давая "мотору" остановиться, помогает лишь при брадикардии, когда у человека замедленный, уреженный сердечный ритм. А вот при тахикардии - учащенном ритме сердца - кардиостимулятор бессилен. Новый прибор выполняет сразу три функции - он синхронизирует работу сердца, не давая ему чрезмерно замедлить или ускорить ритм, и бдительно следит за тем, чтобы оно не остановилось. Как только хитрый аппаратик заметит, что "мотор" сокращается неправильно, как это бывает при острой и хронической недостаточности, так немедленно направляет электроимпульс сердечной мышце.

Приходилось видеть в кино, как при остановке сердца врачи применяют так называемый дефибриллятор? Обычно это происходит так. Когда на экране монитора вместо ломаной линии - синусоиды, демонстрирующей работу сердца, появляется прямая, сигнализирующая о том, что оно остановилось, врач вытаскивает устрашающего вида пластины. Накладывает их на грудь пациента и командует: "Разряд!" Тело пациента изгибается дугой, и через секунду вместо прямой на экране опять ломаная линия - сердце "очнулось".

Однако, по данным статистики, вернуть к жизни после остановки сердца удается лишь каждого десятого больного. И вовсе не потому, что медики плохо работают. Дело в том, что приступ у сердечника может произойти в любом месте, а пока окружающие сообразят "скорую" вызвать, пока врачи приедут... В общем, драгоценное время уходит, и уже самая новая техника оказывается бессильной. Так вот, кардиовертер-дефибриллятор, настроенный при помощи специальной компьютерной программы, в таких случаях справляется без помощи медиков.

Новый аппарат достаточно дорог - более шестисот тысяч рублей, но для пациента его установка бесплатна. По данным специалистов, потребности в установке кардиовертеров-ресинхронизаторов в республике составляют около пяти-шести штук в год - сочетание сразу трех патологий сердца достаточно редко, поэтому в большинстве случаев можно обойтись привычным кардиостимулятором.

По словам заведующего отделением аритмологии РКБ Тахира Габитова, это вторая операция по имплантации такого прибора не только в республике, но и в Поволжье. Первая была проведена тоже в РКБ в апреле этого года, пациент живет и здравствует.

Аппарат рассчитан на семь - девять лет бесперебойной работы. Что особенно приятно, операция по его установке признана малотравматичной. Судите сами - разрез на груди делается всего около пяти сантиметров длиной, и разрезает при этом хирург только кожу, не трогая внутренних органов. А вот электроды от прибора к предсердию и желудочкам медики тянут уже по кровеносным сосудам, ориентируясь по экрану специального рентген-аппарата, где грудная клетка пациента показана в увеличенных размерах. Идет операция от сорока минут до двух часов, причем применяется лишь местная анестезия - все это время пациент находится в сознании. Уже через сутки после операции ему разрешат вставать и понемногу ходить. Через день-другой сойдут отеки, исчезнет одышка - непременные спутники больного острой или хронической сердечной недостаточностью. А еще через две-три недели об операции и прошлых страданиях пациенту будет напоминать лишь небольшой шрам на груди.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости