Сюда приходят за помощью, когда "не все дома"

Пьяный? Больной? Или притворяется? Весна! Природа протирает глазки! Но пробуждается не только природа, но и инициатива нежданых гостей различных учреждений, в том числе и редакций. Эти люди робко мнутся у двери кабинета, нерешительно заглядывают в нее и, наконец, садятся перед тобой, перебирая на коленях внушительную охапку писем, заявлений, отписок и прочей бюрократической вязи... Пытаешься вникнуть и дивишься настойчивости ходатая, а потом вдруг с ужасом ловишь себя на мысли, что во всем этом тебе самой предстоит разобраться и попытаться добиться-таки справедливости... Трезвая догадка, что твой визави психически нездоровый человек, порой посещает запоздало, уже на каком-нибудь этапе журналистского расследования. Даже если догадка приходит вовремя, все равно продолжаешь вести беседу, опасаясь непредсказуемой реакции больного на отказ вникнуть в его проблемы.


Тяжело даже минутное общение с душевнобольным, а каково врачам-психиатрам! Особенно тем, которые даже "дурдом" пытаются сделать для своих пациентов нормальным, уютным домом. Ведь многие из "психов" бывают прописаны в стенах психиатрических лечебниц не месяцы, а долгие годы. В Республиканском психиатрическом диспансере, например, где мне довелось на днях побывать на больничном совете, таких больных свыше трехсот человек. Манит ли этих людей воля, распростертая за закрытыми дверями и зарешеченными окнами? Допускаю, что многих не манит. Ведь там, на воле, им приходилось жить с ярлыком "сумасшедшего","чокнутого", "полоумного". Люди держатся от таких соплеменников подальше, вольно или невольно нарушая их права и интересы. Причем последствия социальной изоляции испытывают на себе не только сами больные, но и их родственники, из чувства стыда пытающиеся порой скрыть сам факт наличия в семье психически больного.


В докладе главного врача республиканского диспансера Фоата Гатина прозвучали ошеломляющие для несведущего человека цифры. Оказывается, только в прошлом году в нашей республике за психиатрической помощью обратились 91123 человека! Из них 10211 пациентам диагноз психического расстройства был поставлен впервые. В прошлом году на 68 больше стало психически больных, совершивших общественно опасные деяния, и сегодня их общее число составляет 1663 человека. Растет и число инвалидов психиатрического профиля. В прошлом году их стало больше на 1077 человек. Всего же подобных инвалидов около 28 тысяч, среди них 2906 - дети до 18 лет. Инвалидизации в значительной степени способствуют слабые возможности трудовой реабилитации и в лечебных учреждениях, где приостановлена деятельность спецмастерских, и на обычных предприятиях, где ликвидированы специализированные цеха и участки. Вытесненные из сферы общественного производства, люди с нарушенной психикой не видят для себя просвета и окончательно "съезжают с катушек".


В других регионах России ситуация не лучше. В целом по стране за последние 30 лет учтенная распространенность психических расстройств увеличилась в 4 раза, частота госпитализаций по этому поводу возросла в 2,5 раза, а инвалидность - в 1,5. В 3,8 раза увеличилось число больных умственной отсталостью и в 8,7 раза - алкоголизмом. Причем сравнительный анализ зарегистрированных уровней обращения за психиатрической помощью, по мнению экспертов ВОЗ, свидетельствует о значительном недоучете - по крайней мере в пять раз - психических расстройств у населения. Таким образом, цифры официальной статистики обнажают лишь верхушку айсберга, описывая самые общие контуры проблем в этой области.


А проблем много. И сложнейшая из них - экономическое неблагополучие общества и отдельного человека. Неблагополучие это, представьте себе, в значительной мере определяет масштабы психического здоровья. Оно, психическое здоровье, все более становится социально-экономическим феноменом.


Заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской медицинской академии профессор Анатолий Карпов, комментируя ситуацию, высказывает особое беспокойство в связи с тем, что депопуляция населения идет угрожающими темпами. Ежегодно в стране уходят в мир иной пять миллионов человек.И что самое печальное - человек сам становится активным участником процесса саморазрушения. Люди не хотят или не умеют защищать свое здоровье, а психическое в особенности. С телесными болячками проще, говорит Анатолий Михайлович, возникает боль, и человек, пытаясь защититься от нее, думает, к какому врачу обратиться. Душевные же раны болезненных ощущений, как правило, не вызывают. Разум, увы, импульсов к повышению бдительности не посылает. Так вот, наша задача - заставить разум работать так, чтобы человек сумел противостоять саморазрушению личности.


А факторов, способствующих этому, к сожалению, много. Прежде всего имею в виду негативный рекламный и телевизионный прессинг. Даже тогда, когда прямой рекламы, скажем наркотиков, нет, фактически же их реклама идет - через пропаганду бездумного образа жизни, когда различные шоу тиражируют безнравственность, предлагают баснословные выигрыши, борясь за которые, порой без труда можно поймать удачу за хвост. Одним словом, врачи лечат, учителя учат, но результат их титанического труда уничтожается жерновами мощной идеологической машины.


Велики ли возможности службы, которая, по сути, должна держать под контролем все пороки общества, и где медики, работая в экстремальных условиях, как солдаты находятся на передовой? Увы, возможности невелики. Главное достояние этой службы - профессионализм спецов, а все остальное, и прежде всего материальная база, требует серьезной финансовой подпитки. В обновлении и реконструкции сегодня нуждается большинство психиатрических учреждений республики. Казалось бы, на первый взгляд весьма внушительно и внешне даже красиво смотрится больничный комплекс республиканской клиники, но в старинных постройках работается врачам и живется пациентам тяжело: сыро, холодно, неуютно, как в казарме. Администрация диспансера, конечно, прилагает усилия, чтобы замаскировать издержки преклонного возраста родимого учреждения, но результат от желаемого и необходимого так далек!


Очень остра кадровая проблема. Обеспеченность татарстанского населения врачами-психиатрами почти в два раза ниже среднефедерального показателя.Специалистами психиатрическая служба республики укомплектована лишь на 75 процентов, то есть не хватает еще 135 врачей. Но более всего дефицитен средний и младший медперсонал. Низкая заработная плата и тяжелые условия труда с весьма специфичным контингентом никого на подвиги не вдохновляют! Те же, кто "на передовой", работают с огромным напряжением. И в этой ситуации специалисты республиканского диспансера не замыкаются на собственных проблемах. Большое значение они придают выездной работе, курируют и охотно передают свои знания коллегам на периферии.


Работая над этой статьей, я заглянула в Интернет и добыла "Аналитическую справку о проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в ХХI веке".Так вот, касательно психического здоровья населения планеты там делался вывод, что состояние этого здоровья зависит от выбора стратегии реформирования как здравоохранения, так и самого общества. Удивило, что сроки улучшения психосоциального состояния людей и создания комплексных служб, которые будут оказывать помощь всем, кто имеет проблемы с охраной психического здоровья, обозначены аж 2020 годом. Вот, оказывается, какая это непростая задача - поставить на место "съехавшую крышу", а еще более сложная - создать такие условия жизни, чтобы эта "крыша" прочно держалась на положенном месте.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости