
Новый терминал Республиканской клинической больницы, где расположилось приемно-диагностическое отделение, совсем недавно принял миллионного пациента. Особых торжеств по этому поводу не было, ведь уже через несколько минут за «юбилейным» последовали новые пациенты. И все-таки факт примечательный. Казалось бы, совсем недавно открывали этот терминал, а сколько жизней здесь уже спасено!
Вот и пациентка, ставшая миллионной, пришла сюда с сильнейшими сердечными болями и такой одышкой, что подвигом становились три-четыре самостоятельных шага. Для того чтобы вернуть ее к активной жизни, потребовались четыре операции. Последняя, эндохирургическая, была проведена в Москве, в Институте профилактической медицины. Диагноз – острый коронарный синдром – не так уж редок. Но у данной пациентки изменения в сердце коснулись очень сложных, труднодоступных участков, а опыт проведения подобных эндоваскулярных вмешательств у москвичей существенно богаче, чем у нас.
Через полторы недели после операции женщина прекрасно себя чувствует. Остается пожелать, чтобы полученный ею как миллионной пациенткой сертификат на лечение в РКБ «в любой день и любое время» требовался ей как можно реже.
В общем, хорошо то, что хорошо кончается. Но для того, чтобы так было всегда, потребовалось много усилий. И еще больше потребуется.
НЕДУГ НОМЕР ОДИН
За несколько лет в республике проведена серьезная модернизация здравоохранения, причем началась она у нас раньше, чем в целом по стране. Соответственно, и результаты появились быстрее. Так, сегодня республика располагает сетью клиник-центров по диагностике и лечению заболеваний кровеносных сосудов. И неудивителен тот факт, что миллионная пациентка обратилась в РКБ именно по поводу болезни сердца, а сердце ведь тоже кровеносный сосуд.
РКБ является ведущим учреждением Татарстана по оказанию медицинских услуг полного цикла при недуге номер один – сердечно-сосудистых патологиях. Здесь созданы все условия, чтобы быстро и эффективно помочь больному, у которого случилась сердечно-сосудистая катастрофа. Как утверждают медики, от поступления в приемно-диагностическое отделение до момента начала лечения проходит меньше часа. За это время пациент получает полное диагностическое обследование сосудов.
– Лечение начинается уже в реанимобиле, – утверждает главный врач РКБ Рустем Гайфуллин, согласившийся провести небольшую экскурсию по приемно-диагностическому отделению главной больницы республики.
Кстати, в РКБ сегодня восемь реанимобилей класса С, оснащенных всем необходимым и предназначенных в основном для доставки тяжелых и крайне тяжелых пациентов из районных больниц либо эвакуации с мест чрезвычайных ситуаций. При необходимости бригада интенсивной терапии начинает постановку диагноза и догоспитальное лечение, что называется, «на ходу». Здесь даже растворение тромба, перекрывшего кровоток в сосуде, можно начать.
Врач ставит предварительный диагноз и предупреждает специалистов приемного отделения, так что и диагностическая, и лечебная группы ждут больного полностью подготовленными. О высоком профессионализме мобильных бригад и хорошей оснащенности реанимобилей свидетельствует тот факт, что здесь за последнее десятилетие не зафиксировано ни одного ошибочного диагноза. Драгоценные минуты, сохраненные в пути следования, спасают жизнь.
НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА
Приемно-диагностическое отделение – это такая клиника в клинике. Доставленного пациента располагают в отдельном боксе, этакой мини-реанимации. Здесь собирается целая компания специалистов, каждый из которых выявляет проблемы по своей части. У пациента берут анализы, после постановки диагноза врач оформляет электронную историю болезни, определяя перечень дополнительных обследований.
В отделении своя лаборатория, выдающая 98 параметров состояния здоровья в течение нескольких минут. 64-срезовый томограф позволяет быстро получить «картинку» всех сосудов головы. Прежде чем начать или продолжить начатые еще в реанимобиле процедуры, больного посмотрят в эндоскопическом кабинете. Если у пациента обнаруживается язва желудка, то, скажем, растворение тромба немедленно прекращается, иначе можно спровоцировать кровотечение.
Современная рентген-установка – цифровая, с высоким разрешением (кстати, созданная в Санкт-Петербурге) – выдает результат обследования на пленке, бумажном носителе и в электронном виде. Лет десять назад рентгеновский снимок врач мог посмотреть минут через сорок, а сейчас – практически сразу.
Сердечно-сосудистую катастрофу смотрят на ультразвуковом сонографе. Аппарат экспертного класса позволяет в режиме реального времени видеть кровоток сердца, определяя уровень ишемии. На морфологическом, то бишь клеточном уровне, понять, насколько поражен участок организма. И это обследование занимает от десяти до пятнадцати минут.
Кстати, вся аппаратура в РКБ экспертного или премиум-класса.
При необходимости, минуя смотровую, можно сразу доставить пациента в противошоковую операционную. Просчитано все до мелочей, к примеру навигация. Стрелочки в направлении того или иного кабинета изображены не на стенах коридоров, как это было раньше, а на полу.
В год через стационар РКБ проходят пятьдесят тысяч пациентов. Здесь проводят более двадцати восьми тысяч операций, принимают около четырех с половиной тысяч родов. Еще 250 тысяч человек получают консультации и лечение в поликлинике
– Куда смотрит сотрудник скорой, везущий тяжелого больного на обследование? – задается вопросом Рустем Гайфуллин. И, не дожидаясь ответа, продолжает. – На пациента на каталке. И автоматически в поле его зрения попадает пол. Здесь экономятся секунды, но и они порой стоят часа.
Помогают экономить время рентгенпроницаемые каталки. С ними не нужно тревожить больного, перекладывая его на стол для обследования. Чуть больше времени позволяет сэкономить особая фильтрация воздуха в операционных. Раньше, прежде чем начать любую операцию, больного подвергали санобработке, а хирургу готовили стерильное облачение. Безусловно, плановые операции и сегодня проводятся по тому же принципу. Но в экстренных случаях стерильный воздух операционной позволяет врачам начать оказание помощи больному без предварительной подготовки.
Можно убрать сложные нарушения сердечного ритма. Электрофизиологическая лаборатория по системе «Кард» выявляет место аритмии, обнаруживая изменения проводимости в миокарде. Три вида необходимых вмешательств проводят в здешнем центре хирургической коррекции сложных нарушений ритма сердца.
Операционные расположены на границе отделения и собственно госпиталя. Переход через границу означает госпитализацию – в случае сосудистого заболевания – либо в инсультный центр, либо в кардиологическое отделение. Оба представляют собой современные комплексы как по уровню оснащенности палат оборудованием, так и в части комфорта. А вот между собой отделения соединены распашной дверью – сосудистые заболевания, пусть даже разных органов, имеют под собой общую основу и часто «выступают в паре». Соответственно, и лечение должно быть комплексным. Вот такой законченный цикл – тот самый, от доставки до лечения.
КАК СОЗДАВАЛАСЬ ЭТА СИСТЕМА?
По словам главного врача РКБ, основные принципы были заложены еще в советском здравоохранении, которое, кстати, по многим показателям было одним из лучших в мире. Многое взято из военной медицины, добавлен опыт самых передовых клиник мира.
– Для этого у татарстанских врачей есть возможность учиться за рубежом, предоставленная Правительством и Президентом, – говорит Рустем Гайфуллин. – Собрали много информации, уяснили идеологию, разработали план и по нему работали. Получился полноценный проект, воплощенный в жизнь.
Теперь за опытом едут в Казань. Здесь и образовательный центр есть, где людей учат работать на сложном современном оборудовании. То, что в эту клинику сегодня едут работать хорошие специалисты со всей России, – тоже признание. Здешние врачи по-прежнему работают в тесном контакте с зарубежными коллегами, особенно с американскими и немецкими. И никакая политика не способна разъединить усилия представителей самой гуманной в мире профессии.
Кстати, отношения с иностранными коллегами уже обретают форму не обучения «нас у них», а полноценного обмена опытом. К примеру, казанские специалисты продемонстрировали свою методику операции на спинном мозге, которую заокеанские хирурги посчитали весьма перспективной и уже используют часть приемов в своей практике.