
Василий Мосин. Родился 9 мая 1972 года в Казани. Чемпион Европы в дабл-трапе (2000, 2006). Победитель этапов Кубка мира (2005, 2008). Участник Олимпийских игр 2004 года в Афинах. Первый тренер — Юрий Алексеев. С 1995 года тренируется под началом заслуженного тренера России Сергея Демина.
Окончил Казанский государственный медицинский институт по специальности «Микрохирургия в области травматологии и ортопедии». Представляет ФСО «Динамо», капитан милиции.
Жена — Гузель. Воспитывают двух дочерей, Софью — 10 лет и Камиллу -2,5 года.
Среди тех татарстанцев, кто поборется за медали на Олимпиаде в Пекине, будет и заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе Василий Мосин. В нынешнем сезоне он уже однажды выиграл соревнования в Пекине, став там победителем Кубка мира. Как-то будет на этот раз?
Отступление
Стендовая стрельба в Татарстане в прошлом веке пользовалась популярностью в основном у поклонников охоты, объединенных в спортивно-охотничьих обществах. Конечно, проводились соревнования, но они больше напоминали эдакий экзамен накануне открытия охоты или встречу старых друзей, давно друг друга не видевших, которым есть что рассказать об охотничьих приключениях.
Толчок же чисто спортивный этот вид спорта получил после образования в Тетюшах, небольшом городке на берегу Волги, детско-юношеской спортивной школы, основателем которой стал Султан Сунгатуллович Яруллин. Именно он бессменно руководил школой в период с 1961 по 1986 год, подготовив не только немало мастеров стендовой стрельбы, но и тренеров, которым передавал по крупицам свой опыт.
И тем удивительнее, что герой нашего рассказа никакого отношения к Тетюшам не имел и не имеет, а постигал азы стендовой стрельбы в Казани, беря уроки у матерых охотников. Первым же его тренером был Юрий Алексеев, с которым Василий сейчас поддерживает дружеские отношения, советуется по отдельным вопросам, ведь тот лучше всех в округе, с учетом своей профессиональной деятельности, разбирается в патронах.
Но судьба Василия, после того как он в юности увлекся стендовой стрельбой, так или иначе почти каждый год пересекалась с Тетюшами. Именно с воспитанниками знаменитой на всю страну Тетюшской школы, которую сегодня возглавляет ученик Яруллина Сергей Протасов, и приходится Мосину соревноваться на республиканских и всероссийских соревнованиях. И надо сказать, что на турнирах в Тетюшах, куда нередко съезжается весь цвет российской стендовой стрельбы, борьба за победу зачастую бывает не менее напряженной, чем на чемпионатах Европы или мира.
Первое золото Пекина
В столице Олимпиады 2008 года выстроен великолепный стрелковый стенд, отвечающий самым передовым требованиям. Как говорит сам Василий, стрелять на таком сооружении — одно удовольствие.
Хотя удовольствие человек обычно получает, когда свою работу сделал так, как хотел. Вот и Мосин на этапе Кубка мира в Пекине «перестрелял» своих соперников, как говорится, в одни ворота. При этом еще установил личное достижение в официальных соревнованиях, а в квалификации повторил мировой рекорд, разбив 145 мишеней.
Это было не первое выступление Василия в Китае, но когда он отправлялся на этот этап Кубка мира, настрой у него был фантастический. Турнир в Китае был первым в сезоне, и стрелкам, стремящимся попасть на Олимпиаду и хорошо там выступить, предоставлялся шанс задолго до олимпийского старта в условиях, очень близких к «боевым», проверить, кто на что способен. Ясно, что выигрыш этого этапа Кубка мира не гарантирует его победителю такого же успеха или, по крайней мере, призового подиума на Играх, но все-таки смоделировать стрельбу, а потом внести в нее коррективы можно. Да и уверенность может прийти в нужный момент. Одним словом, надо бы в Пекине выстрелить. И желательно как можно удачнее.
На тренировках Василий поработал достаточно плотно, считая, что в олимпийском году он выполнил такие объемы нагрузок, какие не приходилось ранее даже планировать. Если, к примеру, в 2004 году его настрел составлял 17 800 патронов, то за последний год он добрался до сорока тысяч. И рано или поздно возросший тренировочный объем должен реализоваться в результатах на соревнованиях.
Василий всегда о своих соперниках отзывается с большим уважением. Кому-то может показаться это странным, все-таки как никак соперники! Но у стендовиков свое братство. С некоторыми из них Мосин стреляет уже по десять и более лет. И не всегда новичка принимают в «стаю». Бывает, что спортсмену трудно почувствовать себя своим среди чужих, и тогда вряд ли можно рассчитывать на успех. Да и авторитет стрелок зарабатывает не попаданиями по мишеням на тренировке, а своими достижениями на крупных соревнованиях, своим профессиональным отношением к делу.
На этапе Кубка мира в Пекине Василий Мосин после квалификации чуть-чуть оторвался от преследователей. Англичанин Фаулдс и товарищ по сборной России Михаил Лейбо отставали на четыре очка. В финале казанец стрелял не лучше остальных, показав второй результат, но этого хватило, чтобы в итоге опередить американца Уолтона Эллера на три очка. У Мосина в сумме стало 191 очко. Лейбо тогда финишировал пятым, а вот чемпион мира 2006 года Виталий Фокеев, с которым Мосину в последние годы постоянно приходится соперничать, в финал не попал. В квалификации он разбил одинаковое с американцем Джошуа Ричмондом количество тарелочек, но в перестрелке за шестое место сорвал восьмой дуплет и в борьбе за медали уже не участвовал.
Само совершенство
Вспоминаю наш разговор с Василием после его победы в Пекине. Я спросил его, мол, как китайский стенд, где придется стрелять на Олимпиаде?
— Ничего подобного еще не встречал, — ответил Мосин. — Организаторам Олимпиады удалось воплотить в реальность все лучшее, что достигнуто в этом плане в стендовой стрельбе.
— А что нужно для нормальной стрельбы, какие условия?
— Да нужно не так уж и много. Чтобы фон, на который вылетают мишени, был соответствующий, чтобы машинки не делали сбоев, чтобы мишени не рассыпались до выстрела. Взять, к примеру, условия, в которых нам приходится тренироваться в Казани. Основные тренировки я провожу на базе «Спортинг-клуба». Фон там зеленый, с «клавишами» берез — такого нигде нет. На тренировке устаешь не столько физически, сколько психологически. Мишени, по которым мы стреляем, приходится закупать по тендеру. Другими словами, не те, что нужны для полноценного тренировочного процесса и по которым стреляют на чемпионатах мира и Европы, а самые дешевые, нередко с трещинами, а то и колотые.
— Но ведь в этом случае надо что-то менять! Тем более что в Казани в 2010 году пройдет взрослый чемпионат Европы.
— Ситуация не изменится, и с этим надо смириться. Приходится выбирать: или ходить и всем доказывать, что нужно то-то и то-то, или сосредоточиться на тренировках и подготовке к соревнованиям. В противном случае, походив по кабинетам, упустишь драгоценное время, которое с пользой провел бы в кругу семьи или посвятил тренировкам. Я не могу бросить стрелять и заняться педалированием проблем стендовой стрельбы…
Аппетит приходит во время стрельбы
Одним из первых, кто поздравил Василия с победой на этапе Кубка мира в Пекине, был его тренер Сергей Демин, который, как полагается любому наставнику, нередко старается сдерживать своего подопечного, когда тот излишне эмоционально реагирует на то или иное событие. Понятно, что эмоции надо беречь, но иногда и тренеру не удается скрыть своих чувств. В чем дело? А ларчик открывается просто: есть такое наблюдение: как начнешь сезон, так его и завершишь. И удачная стрельба на первом этапе, да еще на стенде, где придется сойтись с сильнейшими стрелками мира 12 августа в споре за олимпийский пьедестал, дорогого стоит!
У Василия, после того как он двумя заключительными точными выстрелами лишил соперников последних надежд на успех, хватило сил еще победно отсалютовать болельщикам, а тренеру шутливо сказать: «Константиныч, зря волновался, я с утра почувствовал, что соперникам сегодня можно не стрелять».
Он и на пресс-конференции держался просто и с достоинством, отвечая на вопросы журналистов на английском, который уже не первый год осваивает, получая языковую практику на сборах и соревнованиях, общаясь с товарищами по оружию.
Мастеров стендовой стрельбы зачастую сравнивают с матерыми охотниками. Конечно, многие из них хорошо знают повадки зверья и вылет плавающей дичи. Вот только всерьез заниматься этим хобби стрелкам не так часто приходится. Перерыв между сезонами невелик, да и бить зверя — не самое благодарное дело, считают спортсмены-стендовики. У Василия есть охотничьи трофеи, о которых он иногда рассказывает в кругу друзей с неменьшим эмоциональным запалом, чем о своих спортивных достижениях.
Зато шашлык приготовить прямо на стенде после тренировки — это у него получается просто здорово.
— Если еще несколько лет назад к стендовой стрельбе в России относились как к чему-то бесперспективному, то ситуация после Олимпиады в Афинах резко изменилась, — считает Василий. — Выигрыш Алексеем Алиповым золотой медали поменял и подход к этому виду спорта. Теперь нас финансируют по группе А, что означает отсутствие проблем по тренировочным сборам и участию в соревнованиях, о чем мы могли только мечтать. Отсюда и стрелять стали больше, и результаты пошли.
— Где предел необходимого настрела на тренировках?
— Стрелять надо столько, сколько можешь осилить, исходя из тех реабилитационных условий, какими ты располагаешь. Ведь надо не только сделать количество, важно, чтобы это принесло желаемый эффект. Тогда ты поработал не зря.
— Позади уже есть одна Олимпиада, в Афинах. Опыт ее пригодился в следующем олимпийском цикле?
— Безусловно. И опыт позитивный, хотя в Греции я выступил ниже своего уровня готовности. И после Китая, независимо от того, как я там стрельну, опыта прибудет.
— Василий, есть в спорте у вас какой-то девиз, помогающий вам в трудную минуту?
— Победишь себя — победишь всех!
Мир не стоит на месте
В стендовой стрельбе, как и в любом другом виде спорта, прогресс очевиден. Есть еще действующие стрелки, которым приходилось даже на Олимпийских играх стрелять на стендах, больше напоминавших развалюхи. На такие сейчас даже начинающих не пускают, а к сооружениям, где проводятся важные соревнования, требования повышенные, как и к патронам с мишенями. Но особый спрос на ружья. Берегут их стрелки с большой ответственностью. Оно и понятно, ведь это орудие труда.
— Василий, часто приходилось устраивать перестрелки с соперниками?
— Да, были случаи, но до этого лучше дело не доводить. Когда ты стреляешь серию, у тебя всегда есть возможность в случае промаха сделать поправку, даже где-то дух перевести, несколько секунд, чтобы успокоить себя. В перестрелке же любой промах может стать для тебя роковым: ты промазал, а соперник попал. В дуэлях это оборачивается гибелью одного из участников. В стендовой стрельбе цена иная, но когда ты останавливаешься в шаге, в одном выстреле от медали или, больше того, от победы в соревнованиях, это пережить не так-то просто…
— Как думаете, в Пекине для выявления призеров и победителя придется прибегнуть к перестрелке?
— Всегда трудно что-то прогнозировать. Надо быть готовым к самой серьезной борьбе, и тогда любые трудности можно разрешить. Думаю, следует ожидать высоких результатов. Если в Афинах чемпиону пришлось разбить 187 мишеней, то сейчас для победы уже необходимо показывать результат порядка 194-195 очков, а в квалификации поражать не менее 142-143 мишеней. Конечно, олимпийский турнир по накалу борьбы, по напряженности трудно с чем-то сравнивать, но если стрельба сразу пойдет как надо, то медаль можно завоевать. Какую? Не исключено, что исход борьбы может решиться в перестрелке, но от этого выиграют только зрители. Трибуны стенда в Пекине вмещают пять тысяч мест, и, на мой взгляд, пустых кресел там не будет. В Китае сейчас очень много внимания уделяется стендовой стрельбе, немало классных стрелков, особенно в женских дисциплинах, так что на Олимпиаде этот вид будет популярен у болельщиков.
…Надо полагать, что Василия Мосина в Пекине некоторые местные жители будут встречать как своего старого знакомого. Тогда, после победы на этапе Кубка мира, хозяин отеля, в котором жила российская сборная, в знак признательности и уважения подарил Василию почетный чемпионский красный стяг с иероглифами. Таких почестей в Китае, как правило, удостаиваются только высокие гости.
Конечно, хорошо отправляться на Олимпиаду и знать, что ты уже побывал в категории почетных и уважаемых людей, но в спорте старые заслуги не в счет. И стендовая стрельба не исключение. Каждый раз, выходя на огневой рубеж, надо полностью сосредоточиться на стрельбе и забыть обо всем, что может выбить тебя из колеи. Только ты и мишень! И надо не дать ей улететь от тебя целехонькой.
Прощай, оружие?
Сколько Василий стреляет на профессиональном уровне, столько лет мы с ним и знакомы. Можно сказать, что его становление проходило на моих глазах. И трудно сказать с точностью до года, когда он из молодого и перспективного стрелка превратился в лидера российской стендовой стрельбы в упражнении дабл-трап. Наверное, процесс трансформации длился довольно долго. Просто однажды утром Василий проснулся и понял, что он стал другим. А этот новый Василий Мосин, оставаясь внешне прежним, стал иным в суждениях, устремлениях и отношении к жизни.
Окончив в свое время с красным дипломом медицинский институт, не помышлял тогда молодой хирург, главным оружием которого был скальпель, что когда-то расстанется с выбранной профессией и надолго возьмет в руки ружье. Поначалу совмещал работу в клинике, тренировки, сборы и соревнования. После ночного дежурства в клинике травматологии на улице Горького, куда со всей Казани «скорые» везли пострадавших в авариях горожан с переломами и вывихами, он шел не отсыпаться, а торопился на тренировку…
Так продолжаться вечно не может, решил Василий. И в один прекрасный день решил сосредоточиться исключительно на спорте, благо ситуация в стране стала меняться к лучшему и члены сборной страны получали больше работающего даже в нескольких местах хирурга-ортопеда. Тут еще Мосин стал полноправным членом общества «Динамо», дослужившись нынче уже до капитанского звания.
— Василий, не приходилось сожалеть, что пришлось расстаться с профессией хирурга?
— Не стану кривить душой, прежде чем решиться на такой шаг, немало передумал о том, как может развиваться процесс. Не сожалею!
— Но ведь до пенсии стрелять не будете?
— Конечно, нет. Но динамика моих выступлений в спорте, как говорят врачи, положительная. И пока я хочу сосредоточиться исключительно на стендовой стрельбе. Вот когда завершу карьеру спортсмена, а это неизбежно, тогда и буду выбирать. Но почему-то уверен, что и после этого останусь в спорте.