Выиграть этап Кубка мира за десять лет, что существует в России дуплетная стрельба, до него никому не удавалось. И Василий Мосин закрыл этот пробел в истории стендовой стрельбы страны. В 2000 году он стал двукратным чемпионом Европы в личном разряде и вместе с командой. Произошло это в Италии, где толк в стендовой стрельбе знают.
Попасть на финал Кубка мира можно, только если ты наберешь нужное количество рейтинговых очков и войдешь в число двенадцати лучших в своей дисциплине. Именно столько стрелков допускается к финалу, и пусть ты неоднократный чемпион мира и Олимпийских игр, но, если не прошел отбор, никто тебя за былые заслуги на главную "охоту" сезона не пригласит.
Мосину, чтобы поехать в Дубаи, необходимо было выстрелить в буквальном смысле этого слова так, чтобы сам он этому потом удивился. Да вот незадача - оставался единственный старт, где можно было еще набрать недостающие очки, - этап Кубка мира в Бразилии, где раньше никогда не приходилось стрелять. Хорошо, что у Стрелкового союза России нашлись деньги и некоторых спортсменов туда командировали. И, как показали дальнейшие события, не напрасно. Выиграв именно бразильский этап, Василий получил право выступить в финале.
В Бразилии любят не только футбол
Так уж получается, что практически все соревнования в календаре года проводятся в старушке Европе. Японию, Австралию, а тем более Бразилию, выбирают местом проведения соревнований по стендовой стрельбе крайне редко.
Василий ехал в Бразилию совершенно не обремененный глобальными задачами и заоблачными целями. Хотелось выступить так, чтобы не было обидно за те тяготы, что довелось перенести в течение сезона на изнурительных тренировках. Мучила боль в спине - старая травма. А тут еще пришлось лететь 17 часов в очень неудобном для высокого человека кресле самолета. Хорошо, что доктор сборной, которого спортсмены уважительно называют просто Соломоныч, смог быстро снять боли. Правда, беспокоило Василия еще одно обстоятельство: слишком малым был настрел по сравнению с большинством соперников. К примеру, в 2004 году Мосин сделал 18 тысяч выстрелов, в прошлом году довел их количество до 28 тысяч, а стрелки из других стран делают выстрелов в два раза больше. За счет чего же побеждать? Кто-то скажет, что есть же патриотизм, чувство долга. Но о каком патриотизме речь, если за неделю до чемпионата России у сборной Татарстана не было патронов и тренировки пришлось скомкать?
В Бразилии, как считает Василий, все составляющие сошлись удачно. Приехали в Южную Америку, и уже на следующий день начались соревнования. Вот и получилось, что пришел, увидел, победил. Организм еще не включился в процесс акклиматизации, который начинается, как правило, на третий день. Случись стрелять через три-четыре дня после приезда, сказалась бы смена часовых поясов на самочувствии...
Лотерея или честный спор?
Стрелковый стенд в Бразилии расположен рядом с плантацией сахарного тростника. Во время стрельбы была жара, но свежий ветерок так шевелил тростник, что создавалось впечатление, что перед тобой море с зеленой водой.
Выбив в первой серии 47 очков, Мосин во второй показывает результат, близкий к максимальному, - 49. И хотя в третьей серии пять тарелочек остались непораженными, россиянин лидировал. Но расслабляться было нельзя - за спиной буквально дышала в затылок группа преследователей. И один из них в четвертой серии выбил на одно очко больше, чем Василий. В результате финал завершили с одинаковой суммой очков два стрелка - Мосин и англичанин Стивен Волтен. В стендовой стрельбе в подобных случаях первенство не делят, а предлагают выявить сильнейшего в дополнительной перестрелке. Нередко бывает так, что 5-6 стрелков заканчивают основную стрельбу с одинаковыми показателями, а затем бьются между собой до промаха.
Что такое перестрелка с точки зрения спортивной психологии? Лотерея? Или экзамен на профессионализм? Если у тебя неважно с нервами или ты не умеешь правильно распределять свои силы на всю дистанцию стрельбы, то шансов стать в перестрелке лучшим маловато. С другой стороны, любой порыв ветра может "задрать" мишень, и ты упустишь мгновение поразить тарелочку.
Судьба первого места в Бразилии решилась на седьмом дуплете. Пройдя, как говорят стендовики, полностью дорожку, англичанин упустил вторую мишень, а Василий был точен.
Сказать, что Мосин экстремал по натуре, а перестрелка к такого рода испытаниям очень подходит, нельзя. Но когда он оказывается в сложной ситуации, в которой нужно проявить все мастерство и сноровку, то собирается и выдает суперрезультат.
Стрелковый оазис в пустыне
Стендовую стрельбу в Объединенных Арабских Эмиратах любят, хотя занимаются этим видом спорта в основном местные шейхи, не привыкшие считать деньги. И во многих пятизвездочных отелях есть свои стенды, а стрельба по тарелочкам у отдыхающих пользуется большим спросом.
- В Эмиратах в спорт вкладывают большие деньги, - рассказывает Василий. - Но только в те виды, которые пользуются спросом у туристов и богатых людей и могут приносить прибыль. Неудивительно, что в пустыне строят поля для гольфа, стрелковые стенды, конюшни и ипподромы, а на побережье - яхт-клубы.
Редкий случай, когда стрелять участникам финала пришлось на стенде, который был хорошо виден из окон отеля, где спортсмены проживали. Фоном служил песок, усыпанный осколками мишеней. Если добавить сюда жару и ветер, который то и дело подхватывал мишени, то можно представить, в каких сложных условиях приходилось стрелять тем, кто пробился в финал.
А в финале главная борьба развернулась между шведом Далби, который занял на этапе в Бразилии третье место, Мосиным и американцем Эллером, дважды выигрывавшим чемпионат мира. Неожиданно по политическим мотивам отказался от соревнований лидер в дубль-трапе, олимпийский чемпион шейх Ахмед Аль Мактум, для которого стенд в Дубаи считается своим.
В Дубаи вновь пришлось участвовать в перестрелке. Выбив в трех сериях последовательно два раза по 46 и однажды 47 очков, Мосин вышел в финал с четвертым-пятым результатом. Но в заключительной серии они с американцем Эллером стреляли лучше всех. Лидировавший швед Далби буквально "отскочил" от перестрелки, сумев в итоге разбить на одну тарелочку больше. Попади он в один "паровоз" с Мосиным и Эллером на перестрелку, не факт, что смог бы устоять.
На этот раз, в отличие от Бразилии, Мосин выиграл перестрелку уже на втором дуплете - американец просто дрогнул и не смог совладать с нервами. Василий не исключает, что ему пригодился опыт бразильского этапа Кубка мира.
Если работа мешает...
Практика показывает, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Вот и в спорте нередко бывает, что трудно совмещать работу, связанную с выбранной профессией, и выступать на соревнованиях, стараясь тренироваться так, как и положено члену сборной страны. И на работе возникают проблемы, которые приходится утрясать с начальством, и недорабатываешь в тренировочном процессе. Приходилось брать ночные дежурства, выходить на работу в выходные и праздники, чтобы набирать дни для выездных сборов и соревнований. Так долго продолжаться не могло, и Василий решил сосредоточиться на спорте, отставив свою основную специальность на второй план. Бросать хирургию он, конечно, не собирается. Консультирует родных и друзей, поддерживает контакты с институтом травматологии, где берет, когда есть возможность, дежурства. Квалификацию терять нельзя, считает он.
Хотя Мосин по натуре человек уравновешенный и его трудно выбить из колеи, но стоит завести с ним разговор о семье, как меняется в лице. "Знаешь, меня по полгода в Казани не бывает, а дома дочки растут, жене помочь некому, - говорит Василий. - И уж если получается все это потому, что ты занимаешься стендовой стрельбой, надо так работать, чтобы спорт приносил не только удовлетворение, но и победы, и средства поддерживать семью".
У Василия с его женой Гулей подрастают две дочки. Старшая Софья уже пошла в школу, а младшенькая, Камила, только недавно появилась на свет. И когда папе удается бывать дома, для девчонок это настоящий праздник.
Да, сейчас в стране наконец-то обратили взор на тех, кто приносит славу России на самых крупных соревнованиях. И кому, как не им, необходимо создавать условия для нормальной подготовки.
Стрелять надо больше
Как ни прискорбно констатировать, но тренироваться мастерам стендовой стрельбы в Казани практически негде. До недавнего времени готовились они к стартам в чисто спартанских условиях на почти любительском стенде на окраине Казани. И вопреки условиям продолжали побеждать за счет большого желания и стремления доказать самим себе, что ты что-то из себя представляешь. Но себе уже все почти доказано, а хочется большего. Тем более когда почувствовали вкус побед. Получилось, что дальше совершенствовать мастерство негде. Есть стенд в Тетюшах, но ведь туда каждый день не наездишься. Вот и приходится вновь отправляться за границу на тренировочные сборы, а так хочется лишний денек побыть с семьей.
Хотя, считает Василий, тренировочные сборы за границей необходимы. Особенно в зимний период, когда в России трескучие морозы, а перерыва в тренировках делать нельзя. Да и соперничество с мастерами из других стран, которых часто можешь встретить на тех же стендах, где тренируешься и ты, является хорошим подспорьем.
Василий, как и остальные мастера стендовой стрельбы из Татарстана, не теряет надежд, что в республике появится современный стенд, на котором можно будет не только оттачивать мастерство членам сборной России, тренировать подрастающее поколение, но и проводить соревнования самого высокого уровня. А то получается до смешного неудобно перед спортсменами из других стран, которые на чемпионате мира или Европы то и дело спрашивают Мосина или Демину, когда они будут проводить соревнования в Казани? Мастера стендовой стрельбы из Татарстана уже так хорошо разрекламировали республику, а своей стрельбой и победами заинтриговали соперников, что многие хотят побывать в тех краях, где без необходимых для того условий готовят чемпионов.