
- Хотите посмотреть, как покоряют горы? - спросила меня на встрече альпинистов руководитель центра детско-юношеского туризма Вахитовского района Казани Римма Кудряшова. - Ну, не семитысячник, конечно, но впечатлений будет достаточно.
Знай я заранее, что ждет меня в Камском Устье, где тренируются казанские альпинисты, может, и не решилась бы принять это предложение.
Но обо всем по порядку.
...Почти над самым обрывом, среди деревьев-великанов раскинулся альпинистский лагерь. С виду от обычного туристического и не отличишь: палатки аккуратно поставлены, люди в спортивных костюмах готовят нехитрый обед в котелках, от которых идет ароматный дымок. Вопрос вызывает разве что непонятная конструкция из веревок, натянутых между деревьями. Для чего они?
Перехватив мой озадаченный взгляд, Римма Файзиевна объясняет:
- Здесь у нас малыши тренируются. У старших свои соревнования, а у малышни свои - по туристическому многоборью. Палатки ставить учатся, костры разжигать, преодолевать препятствия, пользуясь этими веревками, - будущим альпинистам для настоящего восхождения в горы это пригодится.
Оказывается, в Камском Устье уже много лет проходят республиканские соревнования - первенство вузов Татарстана по спортивному скалолазанию. Начиная с 1979 года они посвящены памяти погибшей в горах Домбая студентки КГУ Зои Даутовой. Здесь, на скалистых берегах Волги, собираются со всей республики любители и профессионалы этого экстремального вида спорта.
Римму Файзиевну зовут в другой конец лагеря. Ничего не поделаешь, с организатором в самый разгар подготовки к соревнованиям много не поговоришь.
- Вот Миша тебе все подробно расскажет и покажет, - Кудряшова хватает за руку проходящего мимо парня. - Он здесь уже не новичок.
Ну, Михаил так Михаил.
- Можно ли стать скалолазом в тридцать лет?
- У нас ограничений по возрасту нет, - говорит он. - Видишь в палаточном лагере детей? Они тоже альпинисты. Хотя тут обычно соревнуются студенты, самым юным скалолазам лет по десять-тринадцать. Но и в тридцать горы никому не противопоказаны.
- Скалолазание - лишь одно из умений, необходимое при восхождении на настоящие горы, - поясняет Михаил. - А здесь у нас такой естественный "тренажер", что не воспользоваться им грех. И, понятно, всегда приятно бывает встретиться и пообщаться с единомышленниками, друзьями.
...Осторожно ступая за Михаилом, спускаюсь крутыми тропками до площадки, где и проходят состязания тех, кто уже победил в предварительных соревнованиях.
Не прошедшие в финал устроились в "зрительном зале" на самом краю обрыва. С опаской заглядываю за их спины: где-то далеко внизу - река. Высота такая, что голова кружится.
Совершенно неожиданно раздаются... нежные звуки флейты. Оказывается, болельщицы устроили своим друзьям импровизированный концерт. Ну, почти как в Древней Греции, где каждому спортивному герою полагался личный флейтист... В общем, народ тут оказался веселый и музыкальный.
Судья дает старт, и первый спортсмен начинает путь к заветной цели. Ловко цепляясь за крошечные выступы, метр за метром он карабкается ввысь. Сорок секунд - и его рука касается зеленого флажка в конце трассы. Все - это финиш! Более того - рекорд! Так быстро преодолеть эту трассу с названием "Полжизни" еще никому не удавалось. Абсолютным победителем стал выпускник Казанского государственного университета Роман Павлов.
А вот лучшей среди девушек названа Женя Валеева (на снимке справа). Каким трудом ей далась победа, знает только она сама. Во время одного из прохождений трассы девушка получила серьезную травму, и врачи рекомендовали ей оставить спорт. Но сколько же силы воли оказалось в этой хрупкой, нежной девушке: многомесячные упорные тренировки - и Женя снова в строю, да еще и в качестве победительницы.
Соревнования закончились, но несколько ребят задержались у "Сказки" - одной из многочисленных скальных трасс. Первым по ней на скалу взбирается Алексей.
- Какая же тут красотища! Действительно, настоящая сказка! Давайте сюда! - кричит он нам.
А я пытаю ребят: что чувствуете и думаете, когда оказываетесь на такой верхотуре?
- Ну как это объяснить? Сама попробуй, тогда поймешь.
- Думаете, испугаюсь?
...Высота оказалась еще не самым трудным испытанием. Больше переживала за страховочную веревку: а если оборвется? Чем выше поднималась, тем сложнее было искать уступы, чтобы зацепиться или ногу поставить. Неужели сорвусь? Сорвалась! Онемевшие от непривычной нагрузки руки соскальзывают с маленького выступа, и я чувствую, что падаю. Тут же натянулась, как струна, веревка, и я повисла над землей, визжа с перепугу на все Камское Устье. "Представляю, как это выглядит снизу..." - мелькнуло в голове. И, словно в ответ, услышала дружный хохот собравшихся на это "цирковое представление" зрителей.
Но вот страховочная веревка, закрепленная на поясе и перекинутая высоко над головой, через карабин медленно поползла вверх, а я соответственно - вниз.
Вот она - спасительная земная твердь. А валерьяночки-то альпинисты могли бы и прихватить для неподготовленной журналистки!
- Молодец, - успокоили меня ребята, - не струсила. А опыт, он придет со временем, если захочешь.
Еще как захочу! И обязательно поеду на будущий год в Камское Устье! Неужели вот так, сразу, можно заболеть "горной болезнью"?