
В небе парит огромное количество пестрых птиц. Одни чинно, как бы осматривая свои владения, описывают круги, другие стремительно несутся вверх, третьи, смешно передергивая яркими крыльями, скатываются вниз. Эти чудные птицы - творения рук человеческих. Все модели выполняются по единым требованиям, и только окрашивают их спортсмены каждый на свой вкус. Соревнования по свободнолетающим моделям необыкновенно красивы и зрелищны. С одного стартового стола в полет отправляются одновременно по два воздушных судна. Участники всех классов соревнуются вместе, из-за чего в небе одновременно летают до 50 моделей.
Наши авиамоделисты успешно открыли спортивный сезон. Андрей Бурдов и Радик Хузиев на международных соревнованиях в США, в Калифорнии, которые являлись одновременно и этапом Кубка мира, показали высокий класс, продолжив победные традиции казанской школы авиамоделизма.
У международных соревнований в Изаксоне традиционно высокий престиж. Правда, с каждым годом условия ухудшаются: поле для полетов уменьшается из-за того, что по соседству вырастают нефтяные вышки, распахиваются участки земли. Собрались в Изаксоне очень сильные спортсмены, обладающие не только опытом подобных стартов, но и хорошей техникой.
В день соревнований поднялся ветер, что не позволило провести положенные основные семь туров. Поэтому зачет проводился по пяти стартам. Последний был, пожалуй, самым сложным из-за резких порывов ветра. В результате в финал вышли семь участников, в их числе и наш Андрей Бурдов. Финал проходил на следующее утро. И хотя ветер поутих, было довольно прохладно - минус один градус, и вся земля покрылась инеем. Днем же воздух прогрелся до 20 градусов, и если прибавить еще и разницу во времени, то можно представить, каково приходилось участникам, прибывшим из Европы. Андрей Бурдов занял третье место в классе резино-моторных моделей F-1В, пропустив вперед только Юрия Блажевича из Украины и Пима Ройтера из Голландии. В классе резино-моторных моделей Р-30 Андрей обошел всех соперников и стал первым. Радик Хузиев в классе резино-моторных F-1G показал четвертый результат.
В следующих соревнованиях, в которых участвовали россияне, победители выявляются в больших и малых классах. Надо заметить, что соревнования в малых классах очень популярны в Америке. В нашей стране в них традиционно соревнуются школьники, которым по силам самим строить эти несложные модели. Есть разница и в правилах: в больших классах семь туров и фиксируемое время полета три минуты, в малых - пять туров, а время полета сокращено до двух минут.
В день соревнований дул небольшой ветерок, не более 6-7 метров. В классе F-1G стартовали 33 модели, а в финал вышли 22, что говорит о высоком профессионализме участников. Стоило погоде улучшиться, как организаторы решили провести и финал. Андрей рискнул стартовать первым, следом за ним отправили в поднебесье свои корабли остальные. Модель Бурдова забралась выше всех, летела по прямой, не разворачиваясь, и показала при этом лучший результат - 4 минуты 19 секунд. Ближайший результат оказался у Евгения Горбаня из Украины, проигравшего победителю 44 секунды.
Следующий день был посвящен полетам больших моделей. Из-за неустойчивой погоды ситуация менялась каждые полчаса. Несмотря на это, в финал вышло большое количество спортсменов. Только в классе резино-моторных моделей за победу боролись 19 человек.
Перед самым стартом стало пасмурно, и, как следствие, пропали воздушные потоки. Андрей и Радик стартовали одними из первых, их модели залетели очень высоко. Но Радик в суете перепутал тяги, и через 40 секунд полета у его модели сработал механизм принудительной посадки, что сразу вычеркнуло Хузиева из числа претендентов на победу. Основные соперники стартовали после Бурдова и Хузиева. В итоге Андрей Бурдов довольствовался седьмым местом.
В этом году на соревнованиях выступали спортсмены из десяти стран - США, Канады, Голландии, Германии, России, Финляндии, Великобритании, Украины, Аргентины, Израиля. Россию на данных соревнованиях представляли шесть человек: двое из Казани, трое из Москвы и один из Ярославля. Москвич Михаил Качкарев занял второе место в планерных моделях.
Асия ПОВАРОВА.
Президент Авиамодельной федерации РТ.
Фото из архива Андрея Бурдова и Радика Хузиева.