Берешь чужие - отдаешь свои

За последние годы в сельском хозяйстве республики накопилось немало долгов - более 19 миллиардов рублей, в том числе по налогам и сборам на 8,5 миллиарда. Самостоятельно выкарабкаться из кризисной ситуации село не в состоянии. Понимая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло решение об оказании государственной поддержки сельхозпредприятиям. 9 июля 2002 года был принят Федеральный закон


№83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", призванный решить проблему накопившихся долговых обязательств хозяйств.


Попытки реструктуризировать накопившиеся долги предпринимались и ранее. Однако предложенные в 2001 году федеральным Правительством жесткие условия не нашли понимания даже у экономически сильных сельхозпредприятий. К тому же реструктуризации подлежали только долги по обязательным платежам государству.


Поэтому новый закон на селе встретили с воодушевлением. Более льготные условия реструктуризации: оплата лишь месячных текущих платежей до вхождения в режим реструктуризации, списание пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2002 года по обязательным платежам государству, отсрочка долгов на 5-7 лет, в том числе прочих кредиторов, с последующей их рассрочкой на 4-6 лет в зависимости от финансового положения хозяйства - позволили войти в программу 546 хозяйствам республики, или более чем половине их количества. На сегодня реструктуризировано более 6 миллиардов рублей долгов, в том числе списано 1,5 миллиарда рублей пеней и штрафов.


Рассматривая это как свершившийся факт, можно было бы предположить, что крестьянину теперь остается жить да радоваться. Но не тут-то было.


Прежде всего, заявили свои претензии кредиторы в лице Пенсионного фонда, налоговой инспекции в части налога на доходы физических лиц, работники хозяйств, имевших долги по зарплате и не попавших в число реструктуризированных по причине невозможности их включения в программу согласно вышеупомянутому Федеральному закону, а также другие кредиторы, отказавшиеся реструктуризировать долги, так как, по сути, дело это добровольное. В арбитражный суд пошли исковые заявления разных кредиторов.


Другой проблемой стало то, что согласно закону в связи с неисполнением участниками программы текущих платежей кредиторы имеют право начать процедуру расторжения соглашения о реструктуризации долгов, а это как дамоклов меч. К примеру, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РТ и ОАО "Татэнерго", обладая не менее 50 процентами реструктуризированного основного долга, сегодня все активнее заявляют о праве на получение положительного решения межведомственной территориальной комиссии по исключению хозяйств, не оплачивающих текущие платежи, из режима реструктуризации.


Осталась проблема и реструктуризации централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 годах. Долги эти тоже неподъемные. Хотя федеральные и республиканские нормативные акты предписывают провести реструктуризацию данных кредитов в соответствии с Федеральным законом, соглашения об их реструктуризации барьер Министерства финансов РТ пока не преодолели, и долги тяжким бременем по-прежнему висят на шее сельхозпроизводителей.


Сегодня главная проблема в том, что трудноразрешимой задачей для хозяйств, вошедших в режим реструктуризации, является исполнение даже текущих платежей. Долги продолжают расти как снежный ком. Во многих хозяйствах рано или поздно они приблизятся к величине активов, а значит, исчезнет коллективно-долевая собственность, не подо что будет брать очередные кредиты, руководитель такого предприятия-должника обязан будет подать заявление о признании хозяйства банкротом. Тень банкротства реально нависла над многими хозяйствами республики.


Есть ли выход из создавшегося положения? На наш взгляд, есть. Он видится, прежде всего, в расширении и углублении реформ, привлечении частных инвестиций, задействовании внутренних резервов самих товаропроизводителей, углублении хозрасчета, оптимизации затрат через бюджетирование доходов каждым хозяйствующим субъектом с грамотным использованием механизмов стимулирования, создаваемых государством.


Кроме этого, оптимизация текущих платежей возможна через передачу на равных условиях имущества и земли другим предприятиям, фермерским хозяйствам. Эффективным способом финансового оздоровления собственного сельскохозяйственного бизнеса остается участие инвесторов. Других путей не предвидится.


Александр СТОГНИЙ, Александр МОЛОКИН,
Минсельхозпрод РТ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости