И проснулась деревня, считать принялась...

Гафуров в Бавлах человек известный, а посему последний его поступок прошлой осенью вызвал в городе немало пересудов. Шамиль Кадырович на сорок седьмом году своей размеренной жизни взял да и бросил хорошо налаженный им торговый бизнес, по провинциальным меркам отнюдь не малый, и буквально напросился в... председатели самого захудалого в районе сельхозкооператива под названием "Югдон".


И тракторов, и почвообрабатывающих машин, и комбайнов в "Югдоне" существенно не хватает, а та техника, что имеется, настолько стара да изношена, что на нее без слез не взглянешь. Денег на приобретение новой у хозяйства нет, а вот долгов - выше крыши. Добавьте к этому 300 гектаров невспаханной зяби, изрядно обветшавшие животноводческие помещения и скудные запасы кормов для скота...


- Да, есть о чем беспокоиться, - кивали головами скотники, - соломы на фермах до весны должно хватить, а вот сенажа, комбикормов - вряд ли...


Однако хватило и сенажа, и комбикормов. При этом и поголовье скота сохранили. Как это удалось? Новый председатель, во-первых, пресек хищения кормов, а во-вторых, настроил животноводов на рациональное их использование. Например, тракторы с погрузчиками на ферме он заменил лошадками, возчикам выдал вилы. В результате отходов стало меньше, экономии - больше.


Дояркам и скотникам нововведение руководителя сперва не шибко понравилось. Однако они и сами в душе понимали, что надобно изменить отношение к коллективному добру, а кроме того, увидели, что Гафуров не просто строг, но и справедлив.


Однажды вечером, увидев подъезжающего к фермам председателя, отлучавшегося в город на совещание, животноводы притихли, ожидая, что Гафуров, как раньше прежний их руководитель, получив очередную традиционную уже выволочку от начальства, сейчас отыграется на них.


Но Гафуров устало присел на бревна рядом с уже подоившими и покормившими коров женщинами и неожиданно попросил их... спеть. Те засмущались, стали поначалу отнекиваться, но потом затянули сначала русскую, а потом, увлекшись, спели для Шамиля Кадыровича и татарскую песню.


- Спасибо, бабоньки, - поблагодарил их Гафуров, улыбаясь, - но я бы хотел, чтобы вы спели на родном своем удмуртском языке. Слышал, что это у вас особенно красиво получается.


Уже преодолевшие стеснение доярки выполнили просьбу председателя. Да так распелись, что целый концерт получился. После чего и перестали в хозяйстве относиться к Гафурову как к чужаку, активно, а не формально стали поддерживать его в начинаниях.


Гафуров же воспользовался этим и еще малость усложнил работу животноводов, отключив электроэнергию от установки по запариванию кормов и переведя ее на отопление... дровами.


- Это что же получается? - зашушукались некоторые в деревне с возмущением. - Председатель нас снова в каменный век загоняет.


Однако довольно скоро оппоненты Гафурова поумолкли, поскольку расходы на электроэнергию сократились с 17-18 до 8-9 тысяч рублей в месяц, а экономия сразу же благоприятно отразилась на зарплате. Ко всему прочему мужики, привозящие сушняк для топки печи, заодно прибрались вокруг ферм, отправив в печь запарника и старые доски, и подгнившие бревна, валявшиеся после ремонта коровника.


Одобрительно наблюдая за происходящим на фермах, механизаторы добродушно посмеивались над животноводами: "Ага, прищучил вас председатель, заставил до пота работать и денежки считать". Еще не ведая, что вскоре Гафуров доберется и до них. И не без досады закряхтели, когда председатель резко сократил количество отпускаемых им для работы горюче-смазочных материалов.


- Шамиль Кадырович, - подошел к председателю один из трактористов и с укоризной сказал, - мы прежде так не мелочились. Ежели я получал задание на какую-то работу в полях, то просто заливал полный бак и - вперед. О том голова не болела.


- А теперь пусть болит, - спокойно отозвался Гафуров.


А вечером справился у того механизатора:


- Ну что, хватило горючки на смену?


- Хватило, - уже без утренней раздраженности ответил земледелец.


Так в хозяйстве стало внедряться лимитирование ГСМ с учетом объема и условий выполняемых работ.


Прошло еще какое-то время, и Шамиль Кадырович добился постановки на прикол машин и механизмов, работающих на дорогом бензине, оставив в строю эксплуатируемых только автомобили и агрегаты на более дешевом дизельном топливе.


При этом не забывал Гафуров о настроении людей, их быте и культурных запросах. Организовал бесплатную вспашку огородов, пригласил со спектаклем и концертом ижевских артистов. Все это сельчанам, конечно же, пришлось по душе. И все же вопрос у них оставался: чудит Гафуров себе на утеху или по-серьезному за хозяйство взялся?


Но с каждой неделей вера в искренность намерений председателя возрастала. Особенно она укрепилась, когда Гафуров вложил свыше сотни тысяч рублей из личных сбережений на покупку запчастей для техники СПК. И когда председатель, обращаясь к механизаторам, сказал: "Извините, мужики, но с июньской зарплатой вам придется подождать. На деньги, полученные в минувшем месяце за молоко, купим жатку", - ему возражать никто не стал: подошла пора готовиться к уборке хлебов.


Да и кто бы посмел возразить Гафурову в такой ситуации, когда он сумел за короткий срок снизить задолженность по заработной плате практически в семь раз? И получать ее в хозяйстве стали регулярно.


Надо сказать, что "жира" из, казалось бы, захудалого хозяйства Гафуров "выпарил" немало. На одних только товарных кредитах, которых в "Югдоне" прежде оформляли, не задумываясь, на миллион рублей, он сэкономил в этом году более 600 тысяч. При этом и посевная прошла нормально, и уход за растениями был. И еще: призвал Гафуров сельчан справиться со всеми полевыми работами самостоятельно, без помощи со стороны. Зачем, сказал, платить чужим дядям деньги, которые можно заработать самим?


Ну как было не согласиться с Шамилем Кадыровичем? Ведь и в самом деле, глупо было при такой-то бедности хозяйства с кем-то еще делиться. В общем, мобилизовались югдонцы и сами, без посторонней подмоги, выполнили весной все работы на полях.


Ну а председатель в долгу перед земледельцами, деревней в целом не остался. Устроил для людей, ставших ему односельчанами, Сабантуй, который они давненько уже не праздновали, с выдачей солидных премиальных.


Тем временем уже будет год, как Гафуров принял погибающий кооператив, не сбежал и делать это не собирается.


- В моей жизни было немало сложных периодов, но еще никогда я не жил так напряженно, как сейчас, - признается Шамиль Кадырович. - Еще не успели перевести дух после сева, как наступила пора кормозаготовок и уборки хлебов. И хочется, чтобы в хозяйстве и кормов было запасено вдоволь, и зерновые были убраны до последнего колоска.


Как тут не вспомнить, что "Югдон" для дальнейшего приложения своих сил Гафуров выбрал, по существу, волей случая. Смотрел как-то телепередачу из Казани, в ходе которой руководитель одного из бавлинских Советов местного самоуправления посетовал на то, что желание заняться конным спортом у сельских ребятишек выше головы, а вот лошадей не хватает. Услышал это предприниматель и, не долго думая, перегнал этим парнишкам несколько скакунов из личной конюшни. А приехав на новое местожительство четвероногих его питомцев, Гафуров, можно сказать, влюбился в деревню Удмуртские Ташлы, центральную усадьбу "Югдона" и окружающую ее великолепную природу.


...Помимо позитивных сдвигов на полях заметны подвижки к лучшему и на фермах хозяйства, где стали больше получать телят, увеличили поголовье крупного рогатого скота, на четыре литра возросли суточные надои молока от каждой коровы.


А не так давно молодой рабочий кооператива обратился к Гафурову с предложением:


- Шамиль Кадырович, я вчера на городском рынке был и увидел, что там гусей по пятьсот рублей за штуку продают. Так, может, заведем гусиную ферму?


"Ага, - довольно подумал председатель, - значит, просыпается все-таки деревня, начинают в ней думать, как достаток коллективный можно увеличить".


Сам же Гафуров давно замыслил разводить, кроме гусей, еще и кроликов, завезти мальков в окрестные пруды, восстановить некогда прекрасный сад в Удмуртских Ташлах. Мечтает он и розлив здешней чистой, вкусной воды на продажу организовать, и кумысное хозяйство наладить, теплицу поставить, вторую мельницу на реке возвести.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости