Волшебник сабинских лесов

В любое время года лес манит нас к себе, под сень своих деревьев. Летом в лесу усладу душе дают прохлада и земляничная поляна. Осенью радует взор разноцветная листва. Зимой ветки в инее образуют такие причудливые узоры, что самый талантливый художник не воссоздаст подобное. Ну а весной лес - это просто чудо природы: нежная зелень появляющейся листвы, желтые островки горицвета по опушкам.


А как велико хозяйственное назначение леса! Тысячи и тысячи кубометров деловой древесины и пиломатериалов вывозятся ежегодно из наших лесов. Грибы и ягоды, лекарственные растения и веточный корм, пенька и липовый мед - все это дары леса.


И все же лес - это не бездонный колодец. Если за ним должного пригляда нет, он может истощиться - от вырубок, от пожаров, от самозагнивания. Нужны люди, которые бы не только преданно и фанатично служили лесу, но еще и проявляли при этом творчество, а порой и характер. То, что таких людей в лесном хозяйстве немало, осознаешь, бывая в сабинских лесах...


Сабинский лесхоз расположен в Предкамье на территории восьми административных районов - Сабинского, Кукморского, Тюлячинского, Арского, Балтасинского, Мамадышского, Пестречинского и Высокогорского. Протяженность территории с запада на восток составляет 85 километров, с севера на юг - 65 километров.


В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период - до 1963 года - на территории нынешнего Сабинского лесхоза функционировал Шеморданский леспромхоз. Он заготавливал древесину методом сплошных рубок и в объемах, намного превышающих расчетную лесосеку. Это привело к сильному истощению окрестных лесов, особенно хвойных. Шеморданский леспромхоз дорубил последние гектары спелых и приспевающих ельников и вследствие полного истощения лесосырьевой базы был ликвидирован.


На его месте создали Сабинский леспромхоз, директором которого назначили Нургали Минниханова. Новому предприятию передали материальные и трудовые ресурсы, а также лесные поселки ликвидированного леспромхоза. Какое же досталось наследство? Это более 3,5 тысячи гектаров необлесившихся вырубок, лесные поселки с ветхими домами барачного типа, бездорожье, ибо лес вывозился по временной лежневке. Деревообрабатывающих цехов леспромхоз не имел, так как поставлял народному хозяйству кругляк - бревна преимущественно хвойных пород.


Нургали Минниханович Минниханов до назначения на новую для себя должность долгое время работал лесничим в Кзыл-Юлдузском лесхозе. Это был уже зрелый и талантливый лесовод, хорошо знающий природу наших лесов.


Первые же расчеты показали, что леспромхозу для нормальной работы необходимо было заготавливать 80-100 тысяч кубометров древесного сырья в год. Фактически же ему спускалась "сверху" разнарядка всего на 35-40 тысяч кубометров древесины, причем в основном мягколиственных пород. В связи с недостатком лесосечного фонда ребром встал вопрос о реорганизации леспромхоза в лесхоз. Однако в этом случае сотни рабочих, проживавших в лесных поселках, лишались работы, а сами поселки обрекались на запустение.


Минниханову и его коллегам удалось сохранить леспромхоз и его леса. Каким образом?


Не одну бессонную ночь провел директор леспромхоза в раздумьях над тем, как обеспечить предприятие древесным сырьем. Действуя по существовавшим в то время директивам и инструкциям, решить эту проблему было невозможно. Все они предусматривали сплошные рубки, когда спелые насаждения вырубаются полностью за один прием, а на их месте остается обширная голая делянка. После этого на этом месте лес растет 80-120 лет. При этом естественное возобновление вырубок чаще всего происходит с нежелательной сменой хвойных пород на мягколиственные.


В то же время "лесоводственной" наукой были разработаны и несплошные виды рубок, когда за один прием вырубаются не все деревья, а лишь больные, усыхающие и здоровые, достигшие необходимой зрелости. В зарубежных странах Европы, США и Канаде выборочная форма рубок преобладает над сплошными рубками. При таком методе лесосечный фонд практически не истощается. В нашей стране этот опыт в то время не получил еще широкого распространения, так как выборочная рубка требовала ювелирной работы. Подлежавшие рубке деревья надо было укладывать с корня так, чтобы не вредить другим деревьям и подлеску.


Надо сказать, что еще до организации Сабинского леспромхоза под началом Н.Минниханова и при методическом руководстве директора Татарской лесной опытной станции А.Мурзова был организован учебный полигон по отработке технологии постепенной рубки. Опыт оказался удачным. Он-то в дальнейшем и пригодился Нургали Миннихановичу. За счет внедрения несплошных рубок леспромхоз стал получать с каждого гектара в два-три раза больше древесины, чем при сплошных.


Секрет тут прост. Дело в том, что в лесу происходит естественное изреживание древостоев из-за ежегодного отмирания части деревьев. Так, если в ельнике 20-летнего возраста первого класса бонитета насчитывается 11,7 тысячи экземпляров ели, то к 100 годам их остается всего 724 дерева, остальные отмирают в процессе естественного отпада. Следовательно, при сплошных рубках теряется более половины прироста общей продуктивности, которая идет в отпад и гниет в лесу. Выборочная же рубка позволяет систематически удалять крупномерные деревья и предотвращать таким образом их естественный отпад. Кроме того, при таком методе создаются условия для более интенсивного роста леса.


Однако для полного удовлетворения нужд предприятия спелых насаждений было недостаточно. Ведь постепенные и выборочные рубки производятся лишь в спелом лесу. И Нургали Минниханович обращает свое внимание на рубки ухода за лесом. Еще будучи лесничим, на участках рубок ухода он проводил опыты с разной интенсивностью изреживания древостоев. И убедился, что в сложных лесах, на богатых по плодородию почвах мероприятия, оговоренные "Наставлением по рубкам ухода за лесом", малоэффективны. Особенно заметно это в мягколиственных насаждениях с хвойным подростом. Хвойный подрост обычно появляется под пологом густого 15-20-летнего молодняка, и если этот подрост не изреживать, то лиственный древостой вскоре начинает испытывать угнетение из-за недостатка света и корневого голода и гибнет. Однако принятая тогда система ведения лесного хозяйства запрещала производить рубки ухода за лесом за 10-20 лет до наступления полной спелости древостоя.


Известно, что инструкция и здравый смысл по своему содержанию не всегда синонимы. Вот и Н.Минниханов увидел противоречия между "Наставлением по рубкам ухода за лесом" и реальным положением дел. Он стал проводить интенсивные рубки ухода в средневозрастных и в приспевающих мягколиственных насаждениях с надежным хвойным подростом. В результате объем ликвидной древесины, получаемой при этих рубках, возрос с 22,6 тысячи кубометров до 74,4 тысячи. В 1994 году такие рубки ухода под названием рубок переформирования были узаконены.


Таким образом, благодаря широкому внедрению несплошных рубок главного пользования и интенсификации рубок ухода за лесом леспромхоз успешно решил проблему обеспечения производства древесным сырьем. При этом большая работа осуществлялась по ускоренному воспроизводству лесных ресурсов и защитному лесоразведению на склонах, в оврагах и на деградированных землях.


Одновременно леспромхоз мобилизовал силы коллектива на организацию глубокой переработки мягколиственной и мелкотоварной древесины. В кратчайшие сроки были реконструированы центральный лесопункт и нижний склад, установлены лесопильные рамы, построены тарный, паркетный, столярный, фанерный, сувенирный цехи, цех мочальных изделий и товаров народного потребления. Глубокая переработка и полное использование древесного сырья обеспечили высокую рентабельность предприятия.


...В свое время многие руководители лесного хозяйства не понимали Н.Минниханова. Видели только то, что он нарушает инструкции, обвиняли его в неположенных рубках и ухудшении состояния лесов. И только потом пришло признание: коллектив леспромхоза шесть лет подряд становился победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и награждался переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Доску почета ВДНХ СССР. А бригадиру комплексной бригады лесорубов леспромхоза Х.Галиеву была присуждена Государственная премия СССР.


В марте 1990 года Нургали Минниханович уходит на пенсию, оставив о себе добрую память, ухоженные леса, налаженное производство, благоустроенные поселки.


А недавно на базе Сабинского и Арского лесхозов был проведен межрегиональный семинар-совещание на тему: "Опыт комплексного ведения лесного хозяйства в малолесных регионах Российской Федерации". Традиции, заложенные Н.Миннихановым, подхвачены его преемниками, а опыт живет и распространяется.


Ахмадулла ГАЗИЗУЛЛИН.
Доктор сельскохозяйственных наук,
профессор,
заведующий кафедрой лесоводства
и лесных культур Казанской государственной
сельскохозяйственной академии.


Васил ГИЗЗАТУЛЛИН.
Директор Сабинского лесхоза.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости