Формула счастья Ильшата Гумерова

Вот ведь какая штука жизнь: подчас в простых вещах разобраться непросто бывает. Приходишь иной раз в аграрное министерство - как на вулкан попадаешь: чиновники или чуть не бегом из кабинета в кабинет перемещаются, или головы от бумаг оторвать не могут, напряженно подыскивая нужные слова и цифры к очередному семинару-совещанию. И без привычки невольно начинаешь думать: вот где жизнь кипит, вот где смысл ее искать нужно. Правда, ни пшеницы, ни ржи в кабинетах министерства, куда ни заглядывай, не увидишь. Даже в стоящих в углу торфяных горшочках.


Ильшат ГумеровА приедешь в село... Тишина, на улицах безлюдно. А если повезет и узришь жителя - подумаешь, на курорт приехал: походка у сельчанина неспешная такая, неторопливая. Будто и торопиться ему никуда не надо. Такая походка бывает у человека, у которого все есть.


А что, собственно говоря, у него, сельского жителя, есть? Коттедж огромный в два уровня? Да нет, коттеджи у них, у чиновников. У него - простая изба.


Откуда же степенность у сельчанина? Достоинство откуда?


А вон оно - его достоинство, прямо за околицей: поля, где произрастают летом зерновые, картофель, овощи. То, без чего ни один чиновник прожить не может, без чего и государство не просуществует. И именно от него, от сельчанина, с виду простоватого и угловатого, зависит, какие речи льются с высоких трибун в залах, куда ему, сельскому мужику, и заглянуть-то боязно.


Так или примерно так размышляет о жизни фермер из села Мокрые Курнали Алексеевского района Ильшат Гумеров.


Размышлять он любит, это, можно сказать, его хобби. Работает ли он, отдыхает ли, а мысли так и вертятся в голове, цепляясь одна за другую.


Вот, например, вопрос: что такое счастье? У Ильшата Нургалеевича, сколько он ни думает над этим вопросом, ответа нет. Хотя и высшее агрономическое образование имеет, и десятки прочитанных философских книг у него в домашней библиотеке.


- Взять иного крестьянина в нашем селе, - развивает мысль свою Ильшат. - Какое у него счастье? Если есть бутылка водки - рад несказанно, после работы тяпнул, захмелел и - счастлив. Где только взял ее при его-то мизерной зарплате - тоже вопрос. И больше ничего ему не надо. Грустно? Да! А что тут поделаешь? Потребности-то никто в нем не развил...


Переживает Гумеров всей душой за сельчанина. Потому что хочется ему, чтобы крестьянин стремился и богатство наживать, и духовно развиваться.


...Есть такое выражение - тучные хлеба. Оно как раз подходит в качестве определения гумеровской хлебной нивы в период ее колошения. Густой, без сорняков хлебостой радует глаз любого, кто в летнюю пору проезжает мимо. Ну а кто сам увидит - тот и другим расскажет. Не случайно на полях фермера бывали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Ассоциации кооперативных и крестьянско-фермерских хозяйств России Владимир Башмачников, вице-премьер - министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов, иностранные специалисты. По 40 и более центнеров зерна с гектара получает Ильшат Нургалеевич практически ежегодно. И многие хозяйства покупают у него зерно по высшей мерке - как семенное, ибо у фермера и сорта лучшие возделываются, и качество очистки, сортировки отменное.


- Гумеров - это профессор своего дела, - говорит председатель Ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров. - Он постоянно ищет пути оптимальных решений возникающих проблем...


Подтверждений этих слов в фермерском хозяйстве Гумерова - сколько угодно. Например, взять такой земледельческий вопрос, как основная обработка почвы. Во многих хозяйствах он решается просто: какая имеется на ходу техника, ту и применяют. Иной раз можно увидеть, как богатырь К-700 тащит маленький пятикорпусной плуг, беспощадно сжирая дорогую ныне солярку при мизерной производительности. У Ильшата же к каждому полю - дифференцированный подход: обработка ведется с учетом рельефа местности, высеваемой культуры и ее предшественницы, а также максимальной экономии ресурсов и не в ущерб плодородию почвы. Доминирует поверхностная обработка - меньше затрат, нет эрозии, а возникающую при этом проблему сорняков фермер решает, применяя гербициды.


Однажды довелось побывать у Гумерова в начале сентября. База его фермерского хозяйства расположена в семи километрах от Мокрых Курналей. Стояла прекрасная пора "бабьего лета", в воздухе серебрились паутинки, предвещая долгую теплую осень.


Вот заблестели крыши фермерских ангаров с припаркованными рядом тракторами и автомобилями, а вскоре я узнал и хозяина. На краю зяблевого поля он беседовал о чем-то с механизатором, трактор которого стоял поодаль. Я подошел. Ильшат Нургалеевич объяснял земледельцу, почему надо вести загонку так, а не иначе, как обрабатывать поворотные полосы. Речь его была эмоциональной, но корректной. Подумалось: после такого обстоятельного наставления плохо работу не сделаешь.


...Ильшат Гумеров из семьи простых крестьян. Отец его, Нургали Нурмухаметович, был трактористом, мать, Асфира Нурулловна, всю жизнь проработала дояркой. Будучи второклашкой, Ильшат угнал с отцовского поля трактор, а остановить агрегат не мог. Ладно, мальчугана догнали. А в шестом классе Ильшат уже управлял сложной техникой не хуже взрослых.


Учился парень в основном на "четыре" и "пять". Тяжелее давались математика и физика, зато биологию, химию и историю он любил, и учителя его хвалили.


В сельхозинституте стала проявляться предпринимательская жилка Гумерова. Не довольствуясь стипендией и выручкой за разгрузку вагонов по вечерам, он с друзьями занялся завозом в Казань из Санкт-Петербурга меховых шуб, которые затем студенты выгодно перепродавали.


Если человек по характеру увлеченный, его натура проявляется везде и во всем. Когда Гумерова после окончания института призвали в армию, он, столкнувшись с первых дней, по его словам, с бестолковостью, решил сам найти себе достойное занятие на период службы. Пошел к командиру подразделения с предложением организовать выращивание овощей для больных. Командир оказался хозяйственным, и вскоре Ильшат не только стал высаживать в подвале трехэтажного лазарета зеленый лук, а наверху - огурцы и помидоры, но, подыскав среди рядового состава скульптора и художника, превратил лечебное учреждение в объект гордости командования. Комиссии, приезжавшие с проверками, не могли скрыть удивления: на втором этаже лазарета появился микробассейн, на третьем - специальное место для досуга больных. А рядом со зданием красовались березки с елочками.


Вернувшись после армии на родину, в Мокрые Курнали, Ильшат не пошел работать в колхоз, уже тогда решив, что колхозная форма организации труда и отношений - не для него. Хотя колхоз "Родина" считался (да и сейчас считается) крепким хозяйством, Гумеров видел, что держится оно только на жесткой воле председателя, для остальных колхоз - просто привычная форма существования.


Сначала земляк и однокашник Ильшата Рамиль Назмутдинов, служивший в то время в милиции Нижнекамска, помог Гумерову устроиться преподавателем по растениеводству и цветоводству в Нижнекамском СПТУ. В училище по достоинству оценили знания и способности молодого педагога, вскоре избрали председателем профкома. А затем - предложили двухкомнатную квартиру. Но так и не смогли удержать в городе. И не только потому, что 124 рубля в месяц Гумерова, естественно, не устраивали - его тянуло ближе к земле. Как-то, после очередного просмотра по телевизору "Сельского часа", так сердце защемило - никакого терпения. В общем, не долго думая, все бросил и уехал в родные Мокрые Курнали.


В деревне стал работать в школе учителем физкультуры, и очень скоро школьные команды по бегу и лыжам начали занимать в районе первые места.


- У Ильшата еще с детства к спорту отношение было особое, - вспоминает Рамиль Назмутдинов. - До шестого класса он рос физически слабым. А тогда большой популярностью пользовались фильмы про индейцев. Посмотрел Ильшат на Чингачгука и решил, что будет таким же сильным. В упорстве моему другу не откажешь. Вот он и начал заниматься спортом, особое предпочтение отдавая культуризму. И в девятом классе уже имел спортивную фигуру...


Перестройку в стране Ильшат принял восторженно. В 1987 году он поехал в Алексеевский райисполком, добился выделения четырех гектаров земли в аренду и занялся сельскохозяйственным предпринимательством. Стал выращивать грибы в школьном подвале, на земельном участке - овощи, даже арбузы с дынями высаживал. На подворье разводил уток. Шишек набил - не сосчитать. Грибы он вырастил - выручки за них хватило бы на новую легковушку. Но продать не смог - санэпиднадзор тормознул, и грибы у фермера попросту "сгорели". Утки "протянули ноги" от инфекционной болезни. От овощей тоже отдачи большой не получилось - и со сбытом проблемы возникли, и разворовали немало.


Многие начинающие фермеры после подобных неудач отступали от затеянного. Но Гумеров проявил характер. В 1991 году организовал фермерское хозяйство, арендовав уже сто гектаров земли. Взял льготный кредит, купил трактор, автомашину, чуть позже построил два зерносклада. Когда он экспериментировал с разного рода "экзотикой", претерпевая в конце своих опытов фиаско, земляки наблюдали за ним с любопытством. Но когда дела пошли в гору, стали завидовать. Отчитывали на колхозном собрании: мол, зерном заниматься - работа нехитрая, ты бы для ухода скотину взял...


Но пройдет немного времени, Ильшат Гумеров станет одним из самых авторитетных сельчан. И молодежь, и аксакалы будут прислушиваться к его мнению. Для Гумерова творческий труд на своей земле - это так же естественно, как самые необходимые жизненные потребности.


Уже тогда он к полученному высшему агрономическому образованию добавил знания, почерпнутые из многих книг, среди которых его больше всего взволновали труды известного академика из Курганской области, дважды Героя Социалистического Труда Терентия Семеновича Мальцева, предложившего принципиально новую систему обработки почвы - безотвальную. Кстати, Ильшат Нургалеевич побывал на родине Мальцева, чтобы посмотреть на ту землю, которую обихаживал академик.


Надо сказать, путешествия - такая же неуемная страсть Ильшата Гумерова, как и земледелие. Он побывал в Саудовской Аравии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Югославии, Турции, Египте. Но больше всего его привлекают маршруты по родной стране. Вместе с женой Венерой, сыновьями Ильдаром и Ильнуром он на своем автомобиле исколесил Россию вдоль и поперек.


- Человек не должен работать просто ради работы, - говорит Ильшат Нургалеевич.


Когда на Гумерова накатывает усталость, летом он берет в авоську краюху хлеба, банку молока и немного воды, отправляется босиком в поле, где колосится пшеница. Присядет на корточки, возьмет в ладони горсть теплой земли и, пересыпая ее из одной руки в другую, задумается.


В другой раз садится в машину и отправляется в окрестности маленького селенья Березовая Грива. Там стоит бывшая помещичья усадьба, деревянная церковь (ныне используемая под спортзал) - вся ее обстановка навевает мысли об истории, о Вечном. Ильшата, татарина по национальности, не смущает, что к философским размышлениям о жизни его притягивает христианская церковь. Он не считает себя верующим - не потому, что не хочет этого в принципе, а потому, что, как он говорит, не познал всей глубины тяги человеческой к вере. Он с одинаковым интересом читает книги о мусульманстве, христианстве, буддизме... И поклоняется единственной Богине - Земле.


Сейчас у Гумерова 414 гектаров земельных угодий, семь тракторов, три комбайна "Нива", набор прицепной посевной и почвообрабатывающей техники. Он готовится к посевной. Дни расписаны буквально по часам. Если с семенами и техникой проблем, в общем-то, нет, то горюче-смазочные материалы надо еще завезти, минеральными удобрениями и средствами защиты растений тоже предстоит запастись. Рад фермер тому, что загодя купил и завез новый картофелеуборочный комбайн.


- Я не сомневаюсь: как было гумеровское хозяйство образцовым, так и останется таковым, - говорит председатель Бутлеровского Совета местного самоуправления Зуфар Зарипов. - Конечно, глава администрации района Алексей Иванович Демидов поддерживает фермерское движение, но Ильшат добился успехов, главным образом, благодаря своему упорству. Ведь за последние годы в нашем районе развалилось двадцать фермерских хозяйств. А гумеровское - устояло.


- Земляки перестали ему завидовать, - продолжает Зуфар Каримович, - поскольку поняли: Гумеров - трудяга, к тому же добрый человек. И это действительно так. Понимаете, сегодня местные самоуправления - нищие структуры. Надо сделать в школе или в детском саду ремонт, а краску, цемент, прочие материалы купить не на что. Нет средств и на проведение какого-либо праздника для сельчан. К кому обращаемся за помощью? В первую очередь к Ильшату, хотя в Мокрых Курналях четыре фермерских хозяйства. Но мы точно знаем, что Гумеров не откажет.


В сопровождении Ильсура Шакирова, механизатора фермерского хозяйства, направляемся к своему "уазику" - пора и честь знать.


- Лучшего руководителя, чем Ильшат Нургалеевич, и не придумаешь, - уверяет Ильсур. - Он умеет держать "марку", потому-то и всевозможные практические семинары на наших полях проводятся... В фермерском хозяйстве я и комбайнер, и шофер, и чернорабочий. Но знаю, что "горбачусь" на себя, а не на "дядю". Вам трудно понять, что значит - работать в колхозе. Например, у доярок рабочий день начинается в половине четвертого утра и продолжается до вечера. Адский труд. К тому же - неоплачиваемый. Вот и ответьте: как люди в таких условиях могут выжить и при этом не воровать?..

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости