
Бывая в Пестрецах, стараюсь зайти в районный Дом культуры, чтобы еще раз взглянуть на большое полотно известного нашего художника Ф.Якупова, на котором изображен легендарный земледелец пятидесятых-шестидесятых годов Файзрахман Сафин. На полотне - широкое, бескрайнее поле золотистой пшеницы, и на нем, как полководец перед решающим сражением, стоит полный решимости и сил молодой председатель колхоза. У него красивое, одухотворенное лицо, искрящиеся радостью от обильного урожая глаза...
Мне не верилось, что этот человек когда-нибудь состарится. Казалось, знаю его всю жизнь. Но вот теперь, встречаясь с ним, вижу, как он изменился с годами - его некогда сильная фигура как бы "подсела", движения замедлились, меньше стало в глазах того блеска. Удивительно ли - Файзрахману Ахметзяновичу исполнилось 77 лет...
Однако кажется, что он становится прежним, когда кто-то приходит к ветерану попросить совета или содействия либо когда Файзрахман-абый вспоминает свое яркое прошлое. Тогда снова наполняются блеском его глаза, твердеет голос, ветеран заново переживает события тех лет, звездные мгновения жизни. А вспомнить ему есть что...
Простой крестьянский паренек из татарского села Шали, который уже в 11 лет познал тяжелый труд механизатора и комбайнера, исколесил пол-Европы. И не в качестве туриста, а на боевом танке в годы Великой Отечественной войны. Но, повидав чужие страны, солдат остался верным шалинской земле, вернулся в родную деревню, стал работать учителем, заочно окончил педагогическое училище. Молодежь колхоза выдвинула его комсомольским вожаком.
Смышленого, инициативного парня быстро приметили. Как-то секретарь Пестречинского райкома КПСС К.Филлипов вызвал Ф.Сафина к себе: "Ну что, фронтовик, повезем тебя в деревню Чита представлять народу как нового председателя колхоза "Чулпан".
- Признаюсь, поначалу стушевался, - рассказывает Ф.Сафин, - даже хотел отказаться, но тут вмешались силы природы: декабрь, а за окном льет проливной дождь. А дождь перед дорогой - добрая примета...
Так в далеком теперь уже 1956 году Ф.Сафин стал председателем колхоза. А положение в хозяйстве по тем временам действительно было аховое! В колхозной кассе нет денег ни на зарплату, ни на технику. Дома - без света, без радио. Хлеб жали серпом...
Первое, с чего начал Ф.Сафин, - собрал всех материально ответственных лиц, чтобы последнее, что еще есть в колхозе, не погибло. Потом началась кропотливая работа по улучшению условий жизни сельчан. Провели электролинию, оборудовали радиоточки. Чтобы мужики зимой не сидели без дела, стали в карьере разрабатывать бутовый камень. Появились первые его покупатели, в колхозной казне завелись деньги. Люди на трудодни стали получать реальную зарплату.
Председатель искал и другие резервы. Скажем, МТС брали с колхоза большие деньги за каждый гектар мягкой пахоты. Ф.Сафин создал условия для местных механизаторов. С весенними работами колхоз стал управляться своими силами.
Все шло хорошо. Но однажды председатель попал в тяжелую дорожную аварию, много месяцев провел на больничной койке. И снова пришлось учительствовать.
Но, видно, судьбой выпало ему председательствовать. Шалинский народ, недовольный нерадивым руководством, целыми делегациями ходил к нему: хотим видеть тебя у нас председателем колхоза имени Вахитова. На собраниях Пестречинский райком партии четыре раза предлагал на этот пост своего представителя, и каждый раз народ эти кандидатуры наотрез отвергал: "Хотим только Сафина!". Первые лица республики из Казани приезжали, чтобы цивилизованно разрешить эту кадровую проблему. Остановились все-таки на кандидатуре Ф.Сафина.
У каждого из сельских жителей было свое представление о порядке в деревне и колхозе. Одним не нравились разбитые дороги, другим - отставание социальной сферы (и школа мала, и клуб холодный, неказистый), третьи не могли примириться с различного рода льстецами и угодниками.
Ф.Сафин понимал, что не может всем сразу угодить: "Да, и школа новая нам нужна, и детсад, и новый дворец культуры, и дороги добротные, - отвечал молодой председатель. - Но для этого надо крепко поработать. Мы должны стать как пальцы одной руки - какой ни поранишь, вся рука болит..."
В работе Ф.Сафин себя не щадил и команду единомышленников по своему подобию подбирал. Вставал в четыре утра, наравне с доярками, и крутился на "уазике" по бескрайним полям до глубокой ночи. Два будильника заводил, чтобы утром не проспать. Многое узнавал от аксакалов, как губка впитывал опыт коллег из других районов, установил тесный контакт с учеными Казанского госуниверситета. С экономистами села все взвесили и создали хозрасчетные звенья по полеводству и животноводству. Даже свой молочный завод на базе колхоза создали, чтобы продукция шла населению прямо, без посредников.
Результаты не замедлили сказаться. Уже с шестидесятых годов колхоз имени Вахитова стал рентабельным по всем показателям, превратился в колхоз-миллионер, в показательное хозяйство для всего Татарстана.
Человек эмоциональный, импульсивный, Ф.Сафин часто и решения принимал неординарные, особенно по срокам уборки хлеба, картофеля и других культур. Порой эти решения шли в разрез с указаниями партийных и советских органов.
Рисковал? Да.
- А председатель всегда рискует, иначе какой он руководитель, - замечает Ф.Сафин. - Рискует доверием коллектива, уважением товарищей по работе. Малейшая ошибка с его стороны чревата напрасной тратой значительных государственных средств. По мнению Ф.Сафина, разумный риск - это инициативность, предприимчивость, без которых вообще немыслимо быстрое продвижение вперед. Но, позволяя себе риск, руководитель делает это не по какой-то прихоти, а руководствуясь интуицией, профессиональным опытом.
- Но ведь были же у вас неудачи? - озадачиваю я своего собеседника.
- Да чего же не было за тридцать лет председательствования! Вытащил родной колхоз из "ямы" и сделал его передовым хозяйством республики - это моя большая удача. Коллектив был трижды награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Родина оценила и мой труд - орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Трижды избирался членом обкома КПСС, пять раз - членом Татоблсовпрофа. Это тоже моя радость. А сколько мастеров сельскохозяйственного производства воспитал! 62 члена колхоза были награждены орденами и медалями СССР, а доярке М.Шайхеевой было присвоено звание Героя Социалистического Труда!
А вы посмотрите, в каких обустроенных домах живут наши сельчане. Мы ежегодно строили для колхозников по тридцать-сорок новых домов, подводили их под железную крышу. И новую школу возвели, и Дворец культуры, и детсад, и больницу, и многие производственные объекты. Пусть не осудят меня преемники, но я не припомню, чтобы за последние десять-двенадцать лет у нас что-то серьезное строилось.
Неудачи? Как же без них? Скажем, неурожай. Боль потери хлеба невыносима. Но на это философски замечу, что человек живет на земле и для того, чтобы страдать. И если бы он не испытывал мук и терзаний, то вряд ли с такой радостью воспринимал бы выпадающее на его долю хорошее. Ведь в чем смысл жизни? В постоянной борьбе. Все остальное просто ожидание... Ожидание ребенка, ожидание того, когда дерево вырастет, когда накопятся деньги на дом... Скажу больше: неудача - это еще не самое страшное. Гораздо опаснее бюрократические барьеры и зависть. Ибо бюрократу, завистнику очень легко укрыться за хитроумной сетью параграфов, инструкций, постановлений и оттуда трусливо освистывать того, кто имел смелость пойти против отжившего, устарелого. Полагаю, сегодня мне работалось бы легче, ибо демократизация общества, новые требования рыночной экономики уменьшает поле действия чинуш и рутинеров...
- Что-то вы ополчились на своих бывших начальников...
- Да нет, наоборот, у меня с руководством республики всегда было полное взаимопонимание. Часто встречался с Ф.Табеевым, Г.Усмановым, С.Батыевым, М.Шаймиевым, с известными деятелями культуры и искусства водил дружбу...
- Я вот что думаю, - добавляет мой собеседник, - крестьянин с пеленок - человек предприимчивый. Такая уж судьба выпала на его долю - всегда, каждую весну утверждаться с помощью инициативы, с помощью нового, ставя на карту свои честь, имя, голову. Из тридцати лет председательствования я вынес один очень важный урок: коли взялся за дело, отступать нельзя!
Один из древнегреческих мудрецов Сократ запомнился миру своей крылатой фразой: "Познай себя!" Так вот, сегодня я бесконечно благодарен людям, которые однажды доверили мне этот важный участок работы и позволили до глубины познать самого себя. Я доволен своим местом в жизни.
Надо заметить, что Файзрахман Ахметзянович не менее успешно занимался общественной работой. К этому яркому, инициативному человеку часто обращались избиратели, когда он был заместителем Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР. Каждый шел со своими проблемами. Ф.Сафин терпеливо выслушивал человека, но никогда ничего сразу не обещал: мол, не беспокойтесь, завтра ваш вопрос будет решен! Прежде всего тщательно выяснял обстоятельства, связанные с просьбой, и только убедившись, что посетитель прав, старался помочь.
Люди приходят к нему и сейчас - побеседовать, получить у деревенского мудреца совет. Он до сегодняшнего дня сохранил замечательную способность трезво, с заглядом вперед смотреть на вещи.
Файзрахману Ахметзяновичу удалось привить свои принципы жизни и детям. Их у него трое. И они, и многочисленные внуки растут честными и достойными гражданами.
В немалой мере этому способствовала его жена Фатима, которая всю жизнь проработала учительницей. Тихая, добрая, со всеми приветливая, она и из жизни ушла, никого не беспокоя своими хворями. Не помню, чтобы Файзрахман Ахметзянович вслух горевал о жене, но чувствовал и чувствую затаенную в его душе великую скорбь о ней... Редкой душевной красоты была эта женщина! И он всю жизнь ее красиво любил.
- Файзрахман-абый, а что бы вы хотели изменить в сегодняшней жизни сельчан?
- Наверное, хватит уже бесконечно все менять, людям нужны спокойствие и стабильность. Разве это дело, что после меня за короткое время в кресле председателя колхоза побывало тринадцать человек! Надо понять, что председателем кого-то сделать нельзя, им надо родиться!
Конечно, жизнь сейчас стала динамичной. Из села уже не вытекает "молодая кровь" в город. Повеселели люди, женихи местные появились. Все это радует. Но в организации труда, в экономике села ох какие бреши... Сегодняшние руководители сельхозпредприятий больше думают о себе: как построить коттедж, загородную виллу, в западную страну пристроить детей, внуков. А работа как-то на последнем плане...
Глубоко убежден, что будущее села все-таки за объединением, а не за разделением сельского производства. И еще. Посоветовал бы молодым коллегам почаще советоваться с людьми, ушедшими на заслуженный отдых. Пока мы живы, наш опыт не должен уйти с нами в землю. Вот только на днях схоронил своего друга - бывшего председателя колхоза "Россия" Ивана Федоровича Ларионова. А ведь мы с ним да еще с председателем А.Кулаковым в свое время почти половину районного плана выполняли по всем показателям.
Будь я сейчас руководителем колхоза, разве позволил бы стоять на дорогах, прилегающих к моему хозяйству, всяким лоткам и "комкам"? Я бы там продукцию своего хозяйства со своей маркой продавал. Опыт такой работы у нас еще в семидесятые годы был...
А взять наши средства массовой информации. Признаюсь, иногда обидно, что журналисты отводят в газете столько места какому-нибудь желторотому эстрадному певцу. А ветеранов, ту же старую гвардию председателей обходят молчанием... Да и районные руководители вспоминают о нас разве что лишь в День пожилых людей!
Согласитесь: упрек ветерана более чем справедлив.
Наверное, Файзрахман Ахметзянович был председателем не во всем идеальным. И, как любой человек, порой в жизни ошибался. Но нам такие люди, как Ф.Сафин, нужны такими, какие они есть. Как нравственный пример, через призму которого мы судим о самих себе!
...Мне никогда не верилось, что Файзрахман-абый когда-нибудь состарится. Не хочется верить в это и теперь. Ибо не могут стариться мудрость и доброта.
Р.ШАМСУТДИНОВ.
Член Союза журналистов РТ.
На снимке: Ф.А.Сафин.