Вспомнить все

И снова речь о безопасности детей на дорогах

Помню, какой шок испытала, узнав год назад, что неделя, предваряющая начало учебного года, унесла шесть детских жизней на дороге. И вот опять конец августа, а тревоги все те же. Расслабленные летним отдыхом, ребятишки нередко забывают правила безопасного поведения на дороге. По мнению психологов, ребенку, чтобы адаптироваться к ритму жизни после каникул, требуется не меньше двух месяцев. Но ведь невозможно остановить или хотя бы замедлить дорожное движение на август и сентябрь даже ради самого дорогого для всех нас – ради детей. Выходит, нужно искать методы, с помощью которых удастся уберечь их от опасности.

Отработанных, традиционных способов не так мало. Например, уже два десятка лет именно к началу учебного года приурочивают очередной этап всероссийской операции «Внимание – дети!». В эту пору школы и даже детские садики активно посещают сотрудники Госавтоинспекции, вновь и вновь напоминая детям правила сохранения жизни и здоровья на дороге. Проводятся другие мероприятия, предусмотренные программами повышения безопасности на дорогах. Результаты это дает неплохие – число детей, пострадавших и погибших в дорожных авариях, неуклонно снижается. Например, за семь месяцев этого года в Татарстане зарегистрировано 352 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков, в которых 13 человек погибли и 374 получили травмы. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года, взятого федеральной программой безопасности на дорогах за точку отсчета, нам удалось сохранить восемь детских жизней. Целых восемь! Всего восемь…

Собственно, дети припоминают или вновь усваивают правила довольно быстро – память у них цепкая. И применяют эти знания вполне грамотно – статистика подтверждает. Так, пятеро из тринадцати погибших – пешеходы, и только двое из них явно нарушили правила. А восемь погибших детей находились в салонах автомобилей, и пятерым их них родители не удосужились приобрести специальные автокресла, а одного даже ремнем не пристегнули… А ведь известно, что при экстренном торможении на скорости всего 50 километров в час вес человека увеличивается в тридцать раз, и десятикилограммового малыша вы не только не удержите, а просто раздавите своей многократно возросшей массой. Сколько же можно напоминать беззаботным мамам и папам, что почти в 80 случаях из ста специальное автокресло спасает жизнь ребенка при лобовом столкновении и в 96 случаях – при боковых ударах? Ни подушка безопасности, ни ремень не дают такого эффекта.

«Некоторые водители по сей день сомневаются в необходимости детских удерживающих устройств, – говорит главный автоинспектор республики Рифкат Минниханов. – Мол, двое-то малышей погибли и в специальных автокреслах! Но в тех столкновениях, произошедших на скорости 170 и 180 километров в час, жизнь не смогла бы спасти и бронированная капсула. Вина за смерть детей снова на совести взрослых».

Между тем более 50 тысяч случаев перевозки детей без спецкресел зафиксировано уже с начала этого года, и многие водители «отметились» по этой части несколько раз. Так что примеров взрослой безалаберности, способной обернуться трагедией, более чем достаточно. В начале июля в Кайбицком районе «Лада» пятнадцатой модели столкнулась с «Нивой». В «пятнашке» находились шесть пассажиров и ребенок. О дет-ском автокресле и говорить не приходится, его и пристроить-то некуда было. Как вы думаете, может в таких условиях остаться живым и невредимым четырехлетний малыш?

Или взять недавнюю трагедию в Арском районе. Приехавший в гости мужчина отправляется на рыбалку, прихватив с собой двоих соседских мальчишек. Не то что автокресел для детей у него не было, он даже ремнями безопасности их не пристегивал. Мало того, на лоне природы горе-водитель употребил спиртное и, возвращаясь обратно, на ровном месте не справился с управлением. Восьмилетний пассажир погиб, 15-летний получил увечья. Вот такой итог…

«Не хотят родители беречь своих детей – это сделаем за них мы, – убежден Рифкат Минниханов. – Мы все равно заставим купить детское удерживающее устройство, если вы намерены возить ребенка в своем автомобиле».

Так что родителям и вправду стоит озаботиться покупкой. Особенно папам и мамам первоклассников, намеренным доставлять своих чад на занятия. Иначе их ждет серьезный разговор с сотрудниками ГИБДД, которые обязательно будут дежурить возле каждой школы и, если сочтут необходимым, выпишут вам штраф в 500 рублей. Четыре такие квитанции стоят столько же, сколько стандартное автокресло. Может, не ждать штрафов?

Впрочем, автокреслами для школьников можно лишь снизить остроту проблемы детского дорожного травматизма. Ребенок, даже привезенный на уроки по всем правилам, порой рискует попасть под колеса уже у дверей школы. Только в Казани навскидку можно привести несколько школ, где отсутствуют элементарные условия для высадки детей из авто. Не то что парковки – места для полуминутной остановки не предусмотрено. Например, детей перед школами № 3 и 116 водители высаживают практически на проезжую часть – перед ограждением. Или за полквартала до школы. А вот высадить учеников школы №69 можно прямо перед главным входом. Но тут другая беда – проехать с ветерком мимо школьных окон может любой желающий, прямо по «детской» территории проходит настоящая автотрасса, которой пользуются водители из окрестных домов.

Так что по части организации дорожного движения даже в столице республики еще масса дел, что уж говорить о сельской глубинке.

До школьного звонка остались считаные дни. Успеем ли обустроить все к первому сентября? Давайте хотя бы помнить об опасностях, которые наших детей подстерегают.

автодороги
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости