Рифкат МИННИХАНОВ: Главное, мы смогли достучаться до молодежи

Семьдесят шесть лет назад в стране была создана служба безопасности дорожного движения. За столь солидный срок она сменила не одно название – была и ОРУДом, и ГАИ, теперь – ГИБДД. Получала и теряла те или иные полномочия, но основной ее задачей всегда оставалось обеспечение порядка на российских дорогах. И хотя легких времен у Госавтоинспекции никогда не было, год нынешний – особенно хлопотный для татарстанской службы.

Наверное, никому не нужно напоминать, что в будущем году столица республики примет Всемирные студенческие игры – Универсиаду-2013. Ожидается наплыв гостей, какого Казань не видела даже в дни празднования своего тысячелетия. Количество транспорта в городе резко возрастет. В этих условиях республиканским стражам дорог предстоит решать множество задач – это и обеспечение своевременной и безопасной доставки спортсменов и болельщиков к местам соревнований, и поддержание нормальной обстановки на дорогах столицы. Молодежный спортивный праздник – это чудесно, но ведь город-то должен жить в стабильном рабочем ритме.

– Как республиканская Госавтоинспекция готовится к этому серьезному экзамену?

С этого вопроса начался наш разговор с Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Татарстану Рифкатом Миннихановым.

– Опыт проведения соревнований столь высокого уровня есть во многих странах, – говорит он. – В частности, мы побывали в Китае, чтобы посмотреть все своими глазами. Должен сказать, что в плане обеспечения дорожной безопасности там все было практически идеально – очень серьезные ресурсы задействовали. Положа руку на сердце, понимаю: устроить все столь же масштабно очень непросто, но достойный уровень проведения соревнований нам обеспечить вполне по силам.

Конечно, в дни Универсиады ряды татарстанской ГИБДД значительно усилятся – нам будут помогать коллеги со всей страны, но только этим задачу не решить. Нужна правильная реорганизация движения. К примеру, весь транспорт Универсиады в Шэньчжэне передвигался по специально выделенным только для него полосам. Для Казани с ее не слишком широкими улицами это непозволительная роскошь. Мы предполагаем, что автобусы со спортсменами и организаторами соревнований будут передвигаться по полосам движения общественного транспорта. Кое-где такие полосы уже есть, остальные появятся в ближайшее время. Думаю, к следующему лету все водители привыкнут, что передвигаться по общественным полосам не имеющим на это права автомобилям слишком накладно – штрафы за подобное нарушение, напомню, существенно повышены с 1 июля этого года. Остается лишь решить вопрос с обустройством заездных карманов, куда общественный транспорт сможет «спрятаться», пропуская автомобили Универсиады.

Естественно, для нормального функционирования выделенных полос нужно, чтобы в полном объеме заработала адаптивная система управления дорожным движением – АСУДД. Сейчас она уже функционирует на пятнадцати перекрестках по улице Горького – на участке от Дзержинского до Абжалилова, еще двадцать пять таких устройств будет установлено в течение ближайшего месяца по Сибирскому тракту до Компрессорного завода, по улице Вишневского с выходом на узел по Оренбургскому тракту (улицы Халева, Роторная, Газовая, Ипподромная и т.д.). Смысл системы прост – весь общественный транспорт и, естественно, транспорт Универсиады будет оснащен специальными датчиками, которые будут сигнализировать светофору о своем приближении. И система автоматически включит зеленый свет в нужном направлении, чтобы такие автобусы двигались практически беспрепятственно. Конечно, для обеспечения этой «простоты» нужна очень серьезная работа.

В дополнение к уже знакомым татарстанцам техническим средствам появятся и новинки. Это система «Кордон», позволяющая фиксировать нарушения скоростного режима сразу по четырем полосам дороги в обоих направлениях, – в этом году будет установлено двадцать два таких датчика. Затем обещанная «Зебра», фиксирующая случаи непредоставления преимущества пешеходам при пересечении нерегулируемых перекрестков…

– Получается, что все усилия в плане оборудования техническими средствами нынче будут направлены на столицу Татарстана?

– Вовсе нет. Передвижные датчики КРИС-П (треноги) сегодня успешно работают на всех трассах республики. Плюс 61 «кукушка» – имитатор работы прибора фото-видеофиксации. Кстати, в Казани исправно «кукуют» двести таких устройств, заставляющих владельцев радар-детекторов снизить скорость до положенной, и еще почти сорок установлены на автомобилях ГИБДД.

Работа по развитию автоматической фиксации нарушений ПДД в республике будет продолжена. Сегодня в Казани мы имеем определенный уровень стабилизации аварийности – в два раза снизилось число погибших, тогда как в районах аналогичные показатели повышаются. Так что основные усилия по техническому оснащению будут направлены именно на периферию. А в Казани, похоже, уже следует искать другие формы воздействия на сознание нарушителей.

– Это какие же?

– Воспитательные. С участниками дорожного движения нужно работать плотнее, привлекая к этому молодежные объединения и общественные организации.

– По-моему, большинство подобных организаций не готовы безвозмездно работать на пользу всеобщей дорожной безопасности. Не слишком ли будет накладно для ГИБДД такое сотрудничество?

– Тут я с вами не согласен. Во-первых, любое подобное начинание достойно нашей всесторонней поддержки уже в силу того, что люди озабочены обстановкой на дорогах и хотят сделать ее лучше. Ведь до недавнего времени как было? Госавтоинспекция в этих вопросах, с одной стороны, а участники движения – с другой. Теперь ситуация меняется, причем в лучшую сторону. Мне по долгу службы часто приходится общаться с водителями и пешеходами самых разных возрастов, и с полной ответственностью могу сказать: тех, кто действительно заинтересован в наведении порядка на дорогах и готов действовать в этом направлении совместно с ГИБДД, становится все больше.

Мы должны воспитать поколение водителей и пешеходов, для которых соблюдение ПДД – вещь сама собой разумеющаяся. Фото с сайта www.mo-ivanovskoe.ruОсобенно приятно, что их много именно среди молодежи. И я всеми силами готов поддерживать ребят, считающих нормой соблюдение правил дорожного движения! И все мероприятия, которые проводит ГИБДД в этом направлении, дают положительный результат. Я не помню ни одного видеоролика по безопасности дорожного движения, сделанного в девяностых годах молодыми авторами, ни одного творческого конкурса или другого мероприятия на эту тему. Все делали только сотрудники ГИБДД. А сегодня посмотрите: решила молодежь провести соревнования по водительскому мастерству «Автосессия» – мы поддержали. И ни о какой финансовой поддержке тут и речи не было. Поддержали организационно. День памяти жертв ДТП провели – опять же у нас ничего не просили, все сами сделали, от сценария мероприятия и до самостоятельно снятых видеороликов. Да много таких мероприятий!

Значит, достучались мы до молодежи. Такая работа не столько денег требует, сколько времени на встречи, общение с людьми – профилактика дорожно-транспортных происшествий ведь в этом и состоит. Думаю, сотрудник ГИБДД должен быть в большой мере воспитателем, и любой наш руководитель – тоже.

– Кто-то именует вашу службу элитной, кто-то – самой коррумпированной, куда попасть можно только по большому знакомству. Какова она на самом деле, на взгляд ее руководителя?

– Мы – структура МВД, выполняющая функции по контролю за дорожным движением и обеспечением его безопасности. В том числе...

– Почему в том числе?

– Потому, что кроме основных обязанностей у нас масса дополнительных – тех, что мы выполняем как полицейские. Сотрудники ГИБДД и преступления раскрывают, и нарушителей закона задерживают, и к сопровождению мероприятий привлекаются в плане охраны порядка, и много чего еще. А насчет работы у нас по «большому знакомству»… Честно скажу, был бы счастлив, если бы за дверями управления стояла очередь из желающих у нас работать. Пока такого нет. Больше того – некомплект только по казанскому полку ДПС составляет около пятидесяти человек. И объяснить это легко – служба у нас не сахар, день и ночь на дороге, в любую погоду, в будни и праздники… А критерии отбора кандидатов на работу в ГИБДД – те же, что и для всех полицейских.

– Ну не скажите... Насколько я знаю, сегодня одним из требований при приеме на службу в Госавтоинспекцию является обязательное высшее образование?

– Для тех, кто связан по работе с административным производством, высшее юридическое образование действительно обязательно. В остальных случаях для достойных кандидатов со средне-специальным образованием делается исключение – при условии, что сразу по приему они продолжат обучение в вузе. Таково веление времени – сегодня без высшего образования никуда.

– Вот вроде и техники на службе у ГИБДД все больше, и сотрудников вы подбираете лучших из лучших, и система наказания нарушителей дорожного движения достаточно суровая, а статистика показывает: число водителей, задержанных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, увеличивается. В чем дело?

– Думаю, число решившихся сесть за руль, скажем так, в неадекватном состоянии не увеличивается. Известно ведь, что по той же статистике приблизительно семь процентов от общего числа жителей любой страны склонны к противоправным действиям. Приблизительно такое же соотношение сохраняется и в водительской среде. А число задержанных растет потому, что улучшается диагностика такого состояния водителей – выявляются те, кто раньше оставался безнаказанным.

Но и еще одну причину со счетов не сбросишь – отсутствие у многих внутренних барьеров. Как тут не вспомнить былые времена, когда человека с первого класса воспитывала сначала октябрятская звездочка, потом пионерский отряд и затем комсомольская ячейка. Соответственно, в этих условиях необходимость соблюдения закона закреплялась с раннего детства. Теперь все иначе, понимание демократии у каждого свое, и нередко ее воспринимают как вседозволенность.

И это не ностальгия по собственной юности, а объективная реальность. Рассчитывать, что с провозглашением демократии все станут умными и законопослушными, по меньшей мере, неразумно. И в самом демократическом государстве в части организации дорожного движения такая жесткая система штрафов и наказаний, которая не снилась «тоталитарному» бывшему Советскому Союзу. Потому, что демократии на дороге быть не может – только жесткий порядок и неукоснительное соблюдение предписанных правил каждым участником движения – и водителем, и пешеходом. В первую очередь – в собственной голове, по своему убеждению, а не только из страха быть оштрафованным.

автодороги
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости