Летом на реке - как в "час пик" на городских дорогах. Лодки, катера, байдарки, гидроциклы и тысячи купающихся... А порядок и нашу безопасность на водных перекрестках обеспечивают сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Патрулирование акваторий Волги и Казанки, погони и задержания для них - будни.
Сегодня на патрулирование Казанки отправляются главный инспектор казанского отделения Центра ГИМС МЧС РФ по РТ Рафаэль Яппаров и его коллега Дмитрий Краснов. Сфера контроля - весь маломерный флот. Плюс лодочные станции, пляжи и другие места массового отдыха на водоемах, наплавные мосты...
Перед выходом в рейд - обязательная проверка техники. Моторную лодку КС 701 проверяют на всех режимах, словно гоночный болид.
- Потом об исправности механизмов думать уже бесполезно, - поясняет Дмитрий Краснов. - На середине реки станций техобслуживания не бывает.
Приготовления на суше закончены, теперь - в путь! Брызги в лицо, бурун за кормой, минута - и мы уже на фарватере. По Казанке навстречу нам мчит прогулочный катер. Сближаемся, даем команду остановиться, глушим мотор. Инспекторы просят судоводителя предъявить документы. Бумаги в порядке.
- Счастливого пути! - машет рукой Рафаэль Яппаров, и катер, взревев двигателем, несется дальше, в сторону Волги.
- Приятно, когда все по правилам, - комментирует инспектор. - И самому капитану спокойно, и окружающим нечего опасаться. Жаль, не всегда так бывает. Иногда нам приходится и административный акт составлять. Что нарушают? Правила эксплуатации, погрузки и разгрузки судов. Даже пьяными за штурвал, случается, садятся!
Судоводителю запрещается управлять транспортным средством, если оно не зарегистрировано в установленном порядке и не прошло технический осмотр. Если у маломерного судна отсутствуют бортовые номера, эксплуатировать его также нельзя. Водителям запрещено превышать установленную скорость движения, заходить и останавливаться в закрытых для плавания и остановки местах, сбрасывать за борт мусор, сливать нефтепродукты. Штрафы за нарушения - от 300 до 1500 рублей.
- Две недели назад пришлось погоняться за водным мотоциклистом, - рассказывает Дмитрий Краснов. - Лихач кружил возле самого пляжа, чего делать нельзя категорически. По правилам, гидроциклы не имеют права приближаться к купающимся (или к границам заплыва на пляжах) ближе, чем на 100 метров. С трудом, но настигли нарушителя.
Тем временем прямо по курсу появляется моторная лодка.
- Это, скорее всего, дачники едут отдыхать на острова, - поясняет Дмитрий Геннадьевич. - Видите, на борту дети. Все в спасательных жилетах. По правилам, сколько на судне маленьких пассажиров, как минимум столько же должно быть и взрослых. Здесь все нормы соблюдены.
По словам инспекторов, капитаны маломерных судов часто берут на борт больше пассажиров, чем положено. Это одно из самых распространенных правонарушений. Допустим, по норме разрешено брать максимум пятерых, а на борту - в два раза больше. Судоводителю не хочется делать два рейса, вот он и рискует жизнями людей.
- Смотрите, на том катере тоже нарушено правило перевозки пассажиров, - показывает Дмитрий Краснов. - У них человек сидит на корме...
Патрульная лодка приближается к пляжу "Локомотив". "Купаться запрещено" - гласит установленная здесь табличка. Но, похоже, это мало кого останавливает.
- Видите, что творится, - разводит руками Рафаэль Яппаров. - Для кого правила писаны, непонятно.
Пресечение нарушений - рабочие будни инспекторов, можно сказать, рутина. Но пусть уж лучше рутина, чем чрезвычайные происшествия, когда под угрозой оказываются жизни людей. Однажды инспекторов подняли по тревоге. Дети на самодельной лодке отправились в плавание. Оказались в районе водозабора, их чуть не затянуло под баржу - едва смогли вызволить. В другой раз пришлось выручать шестерых рыбаков - шквальный ветер грозил перевернуть лодку.
Рыбацкие лодки обычно появляются на водных просторах утром или вечером. А днем по Казанке и Волге ходят, в основном, прогулочные суда.
- "Рыбные" места мы хорошо знаем, - говорит Рафаэль Яппаров. - Вы сами видели, подряд три маломерных судна-нарушителя задержали. Два из них оказались без бортовых номеров. Третье следовало в неположенном месте, хотя судоводитель прекрасно видел, что движение в этом месте запрещено.
Рейд завершен. Мой вывод - не очень утешительный. Владельцев лодок и катеров, игнорирующих правила и законы, на реке все еще немало. Руководитель казанского отделения Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан Ильдус Измайлов мои предположения подтверждает: в первой половине июля сотрудниками отделения зарегистрировано более 300 правонарушений. Львиная доля - это отсутствие у водителей прав на управление маломерным судном. Имели место также нарушения правил эксплуатации, регистрации и технического освидетельствования маломерных судов.
Среди нарушителей больше всего владельцев мотолодок и катеров. А чаще всего игнорируют правила на воде в районе Зеленого Бора, Борового Матюшина и Ключищ.
Инеза БИКЕЕВА.