В настоящее время в Арбитражном суде РТ рассматриваются исковые заявления нескольких татарстанских лицеев-интернатов, в которых они просят опротестовать решение Верховного суда РТ о наложении штрафов за незаконную преподавательскую деятельность своих преподавателей из Турции. Незадолго до этого подобный процесс завершился в Самаре. Там иск лицеев оставили без удовлетворения.
Напомним, что проблемы у лицеев-интернатов (или, как их называли раньше, татаро-турецких лицеев) начались в прошлом году после проверки Министерства образования и науки РФ. Устранять выявленные нарушения лицеи не торопились, так что осенью 2007 года встретили повторную проверку, но уже из Генеральной прокуратуры РФ.
По данным же Прокуратуры РТ, в деятельности лицеев были выявлены очень серьезные нарушения. К примеру, около пятидесяти преподавателей из Турции работали без соответствующих документов. Кроме того, 39 из них не имели признанных в России документов о высшем или среднем образовании, хотя при привлечении иностранных специалистов их дипломы обязательно должны проходить процедуру нострификации - подтверждения эквивалентности. Многие из преподавателей слабо владели русским языком, хотя в их дипломах в графе "русский язык" значилось "отлично". Тем не менее на допросах они просили пригласить переводчика...
Кроме того, республиканская Прокуратура предъявила претензии и к учебным материалам лицеев-интернатов. И, как оказалось, небезосновательно. Анализ изданных в Турции учебников показал, что в них имеются сцены пропаганды насилия, демонстрация курения табака, содержится пропаганда употребления наркотиков. Из материалов одного из уголовных дел, возбужденных по результатам проверок, следует, что преподаватели "регулярно на частных квартирах проводили беседы религиозного содержания с учащимися, говорили о потусторонней жизни и о том, что официальное толкование Корана в Республике Татарстан неправильно".
В связи с этим надо сказать, что в ряде стран и, что характерно, в самой Турции, лицеи-интернаты связывают с именем турецкого исламского деятеля Фетхуллаха Гулена. Как пишет турецкая газета "Миллиет", на судебном процессе в отношении Гулена еще в 1999 году бывший прокурор Суда государственной безопасности Мете Юксел в своем обвинении опирался на то, что Гулену принадлежит целая сеть школ и коммерческих структур. Как пишет "Миллиет", Юксел заявил, что Гулену в Турции принадлежат 88 обществ-фондов (благотворительных организаций), 20 обществ, 218 фирм, 129 образовательных подготовительных курсов, 17 СМИ, пятьсот интернатов для школьников и студентов, газеты, телевидение, радиостанция, финансовое учреждение и страховая компания. Он подчеркнул, что с 1992 года Гулен открыл в 35 странах шесть университетов и высшую школу, 236 лицеев, две начальные школы, восемь центров изучения иностранных языков и информатики, шесть подготовительных университетских курсов и 21 интернат. По данным турецкой прессы, школы и фонды Фетхуллаха Гулена учреждены в Йемене, Китае, Тайване, Кении, Сенегале, Папуа - Новой Гвинее, Вьетнаме, Бангладеш, Камбодже, Сингапуре, в России и в ряде тюркоязычных стран. Стоит отметить, что в самой Турции Гулен был объявлен в розыск за религиозно-экстремистскую, направленную против светского государственного строя в стране пропаганду. После этого Гулену отказали и в виде на жительство в США.
По утверждениям турецкой прессы, Гулен, чтобы поднять свой авторитет, использует идеи исламского богослова Саида Нурси. Живший в начале прошлого века Нурси основал секту "Нурджуллар", члены которой мечтали о создании в Турции и соседних государствах "Великого Турана" - исламской империи с центром в Анкаре (сегодня лидером "Нурджуллар" считается Фетхуллах Гулен). В 60-х годах прошлого века нурсисты были уже близки к своей цели, проникнув в государственный аппарат на очень высокие посты. Однако руководство страны все же спохватилось. Сектанты были изгнаны с высоких должностей, саму организацию признали экстремистской, а ее деятельность запретили. "Нурджуллар" ушла в подполье и создала разветвленную и очень хорошо законспирированную сеть последователей не только в Турции и странах Запада, но и в России. В нашей стране, кстати, нурсисты успешно действовали до прошлого года - до момента, когда литература Саида Нурси была признана судебными органами РФ экстремистской.
Метод распространения идеологии у "Нурджуллар" был очень прост, но весьма эффективен. Как правило, они предлагали содействие в образовании талантливой молодежи. Получив доступ в образовательные учреждения, начинали вербовку адептов. Устные выступления подкреплялись специальной литературой, которая, как только о "Нурджуллар" заговорили в России открыто, была подвергнута тщательным экспертизам в Московском государственном педагогическом университете РАО, Институте психологии РАН, а также в Казанском государственном педагогическом университете. Согласно заключениям экспертов, "в книгах С.Нурси обнаружены элементы, применяемые для воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к изменению самосознания. Это резкое деление мира на "своих" и "чужих", объявление доктрины "Рисале-и Hyp" абсолютной истиной. Любая информация, которая противоречит этой доктрине, считается ложной. Использование данных приемов позволяет контролировать поведение, мышление и эмоции человека, вследствие чего снижается способность критично мыслить, адекватно воспринимать реальность. Это способствует развитию комплекса психических нарушений".
По данным правоохранительных органов республики, подобная литература открыто лежала и на полках лицеев-интернатов до 1999 года. Уголовное дело по факту деятельности в Набережных Челнах нурсистской организации было возбуждено лишь в 2005 году. Но персональных обвинений тогда никому не предъявили. После этого гражданский иск против распространения литературы Нурси был направлен в Коптевский суд Москвы. В 2007 году столичный суд признал переводы 14 книг из собрания сочинений Саида Нурси "Рисале-и Нур" экстремистской литературой, опасной для общества.