Нелюбовь наших граждан к законам общеизвестна. Чаще всего мы их нещадно ругаем за бестолковость и бездейственность, но еще больше - не знаем, да и знать не хотим. И зря! Есть, вернее, появился такой закон, который может нашу безалаберную действительность, базирующуюся в основном на безответственности чиновников и безразличии рядовых граждан, превратить в нечто прекрасное, как волшебный сон.
Итак, позвольте замолвить словечко за Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, который вступил в действие в минувшую пятницу, 10 января. Все, что не предусмотрел российский законодатель в соответствующем Административном кодексе РФ, то предусмотрел татарстанский парламент в своем труде. Сказано это к тому, что повторов и дублирования в упомянутых документах нет, каждый оригинален и дополняет друг друга. Хорошо бы, конечно, иметь их под рукой всегда (читатели "РТ" в более выигрышном положении, поскольку татарстанский кодекс был опубликован в нашей газете 31 декабря 2002 года и доступен в любое время на нашем сайте [нажать здесь]), но еще лучше - вызубрить все статьи наизусть, чтоб от зубов отскакивало. Ибо, куда бы мы ни посмотрели с негодованием, к чему бы ни прикоснулись с отвращением, на что бы ни посетовали в сердцах - на все это, оказывается, есть управа. Всех, кто ущемляет наши права дома, во дворе, на улице (да где угодно), кто упорно не желает считаться с нами, досаждая теми же коммунальными авариями и прочими неприятностями, можно и нужно штрафовать, штрафовать и штрафовать!
Что ж, попробуем прогуляться хотя бы за порог собственной квартиры с неким запасом знаний о статьях нового татарстанского административного кодекса.
Вот, пожалуйста, - света ни в подъезде, ни во дворе нет (ничего удивительного: лампочки на здешнем столбе отродясь не было). Это статья 8.4 - отсутствие дворового освещения или содержание его в неисправном состоянии влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти "минималок". В самом подъезде холод собачий - окна разбиты, входные двери еле держатся на петлях, висят вкривь-вкось, а батарея парового отопления, которую прорвало еще прошлой зимой, и не думает греть. Это статья 8.3, штраф от десяти до двадцати "минималок". Вот с козырька подъезда свесилась здоровенная сосулька. Наледь висит уже не день и не два, а никому и дела нет до этого потенциального убийцы, дожидающегося своей жертвы. Это статья 5.22, штраф от десяти до двадцати "минималок".
Ну вот, проделали всего несколько шагов, а "охота" на административные правонарушения обернулась уже не одним трофеем. Это какие же штрафы можно навесить на всяких разных жилищно-коммунальных начальников! Оглядимся вокруг. Господи, в каком бедламе мы прозябаем: тротуары скользкие, на проезжей части двора сплошные выбоины, опять прорвало канализацию, от автомобильной стоянки под окнами по утрам тащит сизым выхлопным газом... Тошниловка, и только.
По какому адресу все это происходит? Описать, где находится этот "райский уголок", можно, но на самом доме нет номерного знака, исчез еще в прошлом году. Насчет отсутствия номера - это статья 5.27, штраф от пяти до десяти "минималок" для должностных лиц. И эта же статья предусматривает наказание от двадцати до пятидесяти "минималок" для юридических лиц - как сказано в кодексе, "за отсутствие или ненадлежащее содержание адресной атрибутики". Надо полагать, это камешек в огород владельцев безымянных офисов-особняков или контор-пристроев к жилым домам, при входе в которые не висит никакой вывески, а только запрятан под нишей шпионский глазок наружного наблюдения. "Кто-кто в теремочке живет?" - "А кому какое дело!" Но даже на советских режимных предприятиях, соблюдая приличия, писали номер почтового ящика на вывеске близ проходной.
Конечно, не бог весть какие суммы заложены (напомню, российская "минималка" составляет всего сто рублей) за все эти административные правонарушения. Но вы только представьте, если тот же чиновник из нашего (и вашего тоже) РЖУ пару раз заплатит из своего кармана хотя бы по тысяче рублей, скажем, только за вдрызг разбитые входные двери вверенного дома, ему мало не покажется.
Грязный подъезд, заваленный доверху вонючий контейнер с мусором, к которому не подойти, брошенная с осени траншея (список, увы, можно продолжить)... Авторов этих безобразий, несомненно, нужно наказывать штрафом. Если не дойдет с первого разу - с пятого, надо полагать, какой-никакой порядок в подобных уголках столицы установится.
Впрочем, сильно обольщаться тоже не стоит. Не будем забывать, что и раньше существовали какие-то штрафы и наказания за серость, грязь и унылость вокруг нас, а толку-то? По большому счету, никого это не волновало, и дальше нашего брюзжания дело не шло. Вывод: чтобы стронуть с места механизм этих штрафных санкций, гражданам нужно наконец перестать ворчать про себя, на кухне, и проявить самим активность. Ведь можно и год, и два (и десять!) глотать валидол из-за дебошей в соседней квартире. Можно всю жизнь дрожать от страха и надеяться на то, что кто-то другой не поленится и расскажет участковому о том, что подъезд превратился в притон для местной шпаны, которая, абсолютно никого не стесняясь, горлопанит ночь напролет, пьет, колется, а то и, как сейчас принято говорить, занимается любовью.
Разумеется, кодекс гораздо шире, чем представлен в данных заметках. Помимо сферы коммунального хозяйства, благоустройства, эксплуатации жилищного фонда, он охватывает административные правонарушения в области охраны общественного порядка, окружающей природной среды, природопользования, ветеринарии, сельского хозяйства, собственности. Кодекс предусматривает денежное наказание также за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на институты государственной власти.
В частности, отныне невыполнение законных требований депутата Госсовета РТ, воспрепятствование его деятельности, предоставление народному избраннику заведомо ложной информации, волокита с ответом на запрос уже не сойдут с рук чиновникам разного ранга. Штраф - от десяти до тридцати "минималок". Поостерегутся наделенные должностями лица препятствовать и деятельности уполномоченного по правам человека в РТ.
Само собой, штрафы предусмотрены не только для нерадивых чиновников и юридических лиц.
Внимание! Рядовым гражданам-обывателям тоже придется отвечать за свои дурные поступки сполна. Самовольно подключился к инженерным коммуникациям - штраф, использовал квартиру под магазин или склад - штраф, продал соседу самогон собственного приготовления, нацепил на грудь чужую награду - штраф, вымыл машину на газоне, выбросил мусор под окнами, выгуливаешь собаку без намордника и поводка - штраф, установил самовольно ларек или гараж, организовал незаконную платную ночную стоянку, наклеил на заборе объявление или листовку, нарушаешь сон и покой соседей после одиннадцати ночи - сами понимаете, тоже штраф...
Ну и, наконец, самый главный вопрос: а кто может и должен штрафовать? Разъяснению этого вопроса в кодексе посвящен целый раздел. Если сказать коротко, то дела об административных правонарушениях рассматривают (и, соответственно, выносят по ним решения) мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны, контроля, надзора, инспектирования и прочего, а также административные комиссии при администрациях районов и городов. Роль милиции сводится в основном к составлению протоколов, и то не во всех случаях.
Насколько объективно и как оперативно будут рассматриваться эти дела, каждый из нас может проверить сам. И сам же - выставить оценку действенности нового Кодекса Татарстана об административных правонарушениях, а заодно и поделиться опытом с остальными нашими читателями. Если, скажем, дело о январской сосульке на козырьке нашего (и вашего тоже!) подъезда не затянется до июльской жары, считайте, что татарстанские депутаты не зря потели над этим солидным документом...