Во имя восстановления справедливости

С принятием этого закона в стране начался плановый масштабный процесс реабилитации советских граждан, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам со стороны государства. Этим законом (с изменениями, внесенными в него в последние годы) были определены две категории лиц - те, кто по решению судебных или внесудебных органов подвергался тем или иным политическим репрессиям, и дети этих лиц. К последним не применялись отдельные персональные репрессивные решения, но судьба расстрелянных или отправленных в лагеря родственников прямо ущемляла их в правах и возможностях, лишала социальной защищенности и переводила в число изгоев.


Первой категории закон дал право на материальные компенсации за годы лагерей, возвращение имущества и жилья, бесплатную установку телефона, бесплатный автомобиль для инвалидов, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатный проезд (туда и обратно) на железнодорожном транспорте один раз в год, другие льготы и права. Вторая категория граждан получила льготы и права меньшего объема (в том числе 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг и приобретение лекарств, другие льготы), но лица, признанные в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий, могли воспользоваться ими лишь по достижении пенсионного возраста или установлении инвалидности.


За период действия Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в Татарстане были пересмотрены десятки тысяч архивных уголовных дел на граждан, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам, в результате чего большинство их были реабилитированы или признаны пострадавшими от политических репрессий.


На сегодняшний день в Республике Татарстан проживают 5600 реабилитированных и пострадавших от политических репрессий. Хотя цифра на первый взгляд и не столь значительна, но это можно объяснить тем, что многие умерли в лагерях, многие жизни унесли войны, болезни и старость, многие по неграмотности просто не знали, как получить свой статус, а некоторые просто боялись "качать права".


Для более полной реализации закона Правительством Российской Федерации были приняты очень важные подзаконные акты. Это положение "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" от 3 мая 1994 года и положение "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" от 12 августа 1994 года, в которых конкретизированы механизмы приведения в действие закона на местах. С этой же целью Правительством Республики Татарстан в 1994 г. была создана Республиканская комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, а также аналогичные районные комиссии при администрациях городов и районов.


В законе и последующих подзаконных актах конкретно указаны льготы и гарантии возмещения ущерба, нанесенного в годы политических репрессий, а также порядок действий человека, признанного жертвой политических репрессий.


После получения справки о реабилитации безвинно пострадавший лично предоставляет ее в органы социальной защиты населения по месту жительства. При этом за каждый месяц тюремного заключения или нахождения в психиатрической больнице (по политическим мотивам) от органов социальной защиты населения он должен получить по три четверти от минимального размера оплаты труда (МРОТ), но всего не более 100 МРОТ.


В случае утраты имущества государство обязано заплатить сорок минимальных зарплат, а если человек потерял к тому же жилье - сто. Для получения этих денег необходимо предоставить в комиссию по реабилитации справку о реабилитации и документы на имущество. Если документы не сохранились, то суд вправе присудить компенсацию за жилье или имущество на основании показаний не менее двух свидетелей, которые могут удостоверить факты имевшегося ранее отчуждения имущества или жилья у репрессированного.


Реабилитированные вправе вернуться в тот населенный пункт, из которого они были ранее в ходе репрессий высланы. Местная администрация в этом случае обязана предоставить безвинно пострадавшим по политическим мотивам жилье в первоочередном порядке. Вопросы постановки на подобную очередь и последующего получения квартиры решает комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий, существующая при администрациях органов местного самоуправления.


Законодательством реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий предоставляются льготы и гарантии, связанные с улучшением жилищных условий, выделением беспроцентных ссуд и первоочередным обеспечением материалами для строительства жилья. Обеспечиваются льготы и гарантии, связанные с выделением бесплатного транспорта для инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на городском и пригородном пассажирском транспорте, первоочередной (или бесплатной) установке телефона. Также узаконены права и гарантии, связанные с внеочередным оказанием медицинской помощи и обеспечением лекарственными средствами по рецептам врачей, первоочередным получением путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.


Однако Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в части льгот и преимуществ не полностью компенсирует утраченное ранее лицами, впоследствии признанными жертвами и пострадавшими от политических репрессий. В связи с этим постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.11.1996 г. были приняты дополнительные меры. Это распространение льгот, предоставляемых реабилитированным жертвам политических репрессий, на детей, родители которых были расстреляны по политическим мотивам и реабилитированы, и выплата ежегодной компенсации реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, за неиспользованные санаторно-курортные путевки.


Вместе с тем практика применения закона за прошедшие годы показала ряд его слабых мест. Явной несправедливостью является то, что дети, взрослевшие без родителей, жившие с клеймом "детей врагов народа", долгое время не признавались пострадавшими. Какие-то перемены к лучшему связаны с отдельными решениями судебных органов. В 1999 году Верховный суд РФ подтвердил решение нижестоящих инстанций по делу И.Бернакевича. В соответствии с этим решением лица, попавшие после ареста родителей в детские дома, признаются жертвами репрессий. В апреле 2000 года Конституционный суд РФ вынес определение, в соответствии с которым жертвами политических репрессий признаны все лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.


Конституционный суд расширяет права граждан, родители которых были необоснованно репрессированы по политическим мотивам. При этом прослеживается тенденция к выравниванию правового статуса (следовательно, и объема предусмотренных законодателем прав и льгот) всех детей, чьи родители были репрессированы по политическим мотивам независимо от того, находились они вместе с родителями в местах лишения свободы или нет. 4 августа 2000 года "Российская газета" опубликовала определение Конституционного суда РФ, касающееся статьи 2-1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". В Конституционный суд обратился житель Казани М.Пинхасик с требованием признать неконституционной часть первую статьи 2-1 закона о реабилитации, которая относит детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, к категории лиц, пострадавших от политических репрессий.


Конституционный суд не в первый раз обращается к данной проблеме. 23 мая 1995 года он принял постановление по делу о проверке конституционности статей 2-1 и 16 вышеназванного закона. Тогда были признаны репрессированными дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Теперь пройден следующий этап. Конституционный суд установил: "В силу правовой позиции, выраженной в сохраняющем свою силу постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 мая 1995 года, и исходя из конституционно-правового смысла нормы части первой статьи 2-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, должны признаться репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями".


В соответствии с этой установкой часть первая статьи 2-1 закона о реабилитации в ее нынешнем варианте, относящая вышеуказанную категорию лиц не к репрессированным, а к пострадавшим от репрессий, "подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами".


В связи с этим Прокуратурой и МВД Республики Татарстан начата работа по признанию лиц, пострадавших от политических репрессий, реабилитированными со всеми вытекающими отсюда последствиями.


М.ФАЗЛЕЕВ.
Секретарь Республиканской комиссии
по восстановлению прав жертв политических репрессий,
заслуженный юрист РТ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости