
Вот и закончились самые длинные в году школьные каникулы. Но горячая пора наступила не только для школьников. Одним из самых беспокойных по части ДТП с участием детей для Госавтоинспекции бывает сентябрь. Именно тогда расслабившиеся после летнего отдыха ребятишки выходят на оживленные городские дороги. Напомнить им об опасности обязаны взрослые.
Однако лишь поучениями здесь не обойтись. Необходимо создать нормальную дорожную инфраструктуру, обеспечивающую безопасность подрастающему поколению. Например, к каждой школе и вообще любому детскому учреждению должен быть разработан безопасный маршрут, оборудованный всеми необходимыми атрибутами.
На днях в Управлении ГИБДД МВД по Республике Татарстан прошла «прямая связь», во время которой главный государственный инспектор безопасности дорожного движения республики Рифкат Минниханов отвечал на вопросы читателей «РТ», касающиеся безопасности детей на татарстанских дорогах. Как водится, вопросов было много.
Первым на «прямую связь» дозвонился предприниматель из Казани Павел Борисов. Вот о чем он спросил:
– В школе, где учится мой сын, вроде бы все сделано по правилам – и пешеходный переход есть, и знаками он отмечен, и схема с разработанным безопасным маршрутом наличествует, и ограждение около пешеходного перехода есть. Нет только особого светофора. Однако тревожит то, что, во-первых, разметка «пешеходки» (как, впрочем, и вся остальная разметка на татарстанских дорогах) нанесена обычной краской. Значит, еще до снега она сотрется. На Западе уже давно дорожную разметку наносят долговечной мастикой. Во-вторых, вокруг «пешеходки», а иногда и прямо на ней полно машин – обладатели личных авто высаживают здесь своих чад, спешащих на занятия. Остальные дети пробираются вдоль дороги с опасностью для жизни.
– Согласен с вами, разметка краской недолговечна. Мы тоже за то, чтобы вся разметка наносилась термопластиком, и требуем этого от муниципалитетов. Определенные результаты есть – на многих городских дорогах после реконструкции и ремонта «пластиковая» разметка уже появилась. Служит она приблизительно в два раза дольше привычной, однако термопластик в пять раз дороже. А в Казани в этом году вместо двухсот миллионов рублей на нанесение дорожной разметки предусмотрено было всего сорок. Тут не то что на термопластик – на краску хватило бы. Вот такая проблема.
Теперь что касается машин у школ. Останавливаться на пешеходном переходе запрещено правилами, как и возле ограждений, так что это прямое нарушение, за которое водителей штрафуют.
– Да там и знаки есть, запрещающие остановку, – соглашается Борисов. – Но мест для парковки, где можно оставить авто и спокойно довести ребенка до входа в школу, не хватает. Может, есть смысл перенять опыт того же Запада, где в школах организован так называемый «карусельный подъезд»: вокруг здания устроена автомобильная дорожка, по которой непрерывным потоком идут машины. Получается, родители высаживают школьников прямо перед входом и сразу уезжают. У нас пока такое есть только в «МакАвто» – гамбургеры можно купить не выходя из авто и даже не отстегивая ремень безопасности…
– Не все, что есть на Западе, уже сегодня можно применить у нас, – говорит Рифкат Минниханов. – Во-первых, все опять упирается в финансы. Километр дороги сегодня стоит около семи миллионов рублей – какая школа потянет подобные расходы для создания дороги вокруг здания? Согласно нашим правилам возле любого детского учреждения должно быть определенное число мест для парковки личного транспорта. К сожалению, в рамках градостроительства эти нормы не всегда выдерживаются даже возле строящихся школ. Однако законом не предусмотрено, чтобы нормы жестко согласовывались с ГИБДД. Правда, в последнее время есть положительные подвижки в этой части, однако бороться за безопасность детей нам пока приходится в основном карательными мерами – штрафуя возле школ родителей, откровенно нарушающих правила.
А во-вторых… Уверен, что большинство директоров школ, ратуя за порядок на школьном дворе, ни за что не пустят на свою территорию автомобили, даже если им построят такую дорожку. Это нужно или законодательно утверждать, или искать другие подходы. При этом хочу подчеркнуть, что если неукоснительно соблюдать все уже существующие у нас правила, то проблем возле школ не будет.
Следующий звонок – от преподавателя Фариды Яхонтовой из Казани.
– Здравствуйте, Рифкат Нургалиевич. В первую очередь хочу сказать вам спасибо: после моего звонка на «прямую связь» в прошлом году возле нашей школы №39 и пешеходный переход нарисовали, и знаки поставили, и даже «лежачих полицейских» разложили. Теперь мимо входа в школу на скорости не сможет проехать ни один лихач. Вот только остановку автобуса перенесли с Большой Красной на улицу Карла Маркса – как мне пояснили в городском комитете по транспорту, из-за ремонта дороги на Батурина. Но ремонт закончился давно, а остановка – на том же месте. Сейчас детям, чтобы дойти до школы, нужно переходить довольно оживленную улицу, а это дополнительная опасность, без которой можно бы обойтись.
– Размещение остановок общественного транспорта находится в ведении муниципалитетов, это не наш вопрос.
– Я писала в комитет по транспорту, но ответа пока не получила. В район передали, и так от инстанции к инстанции. Обращаюсь к вам, зная, что если уж вы возьметесь за это дело, то вопрос будет решен быстро и правильно…
– Комплименты – позже, я постараюсь вам помочь.
– А еще один вопрос можно, не по теме?
– Только если коротко.
– Полгода назад мне пришло уведомление с требованием уплатить штраф за парковку на тротуаре. По системе «Народный инспектор». Подтверждения в виде фото или видео нет. Писала в ГИБДД, говорят, подавайте в суд. Но мне постановление пришло только через два месяца, когда все сроки уже вышли. Вот и хожу в рецидивистах. Как быть? Я письмо завезла в редакцию. Вам передали?
– Да. Посмотрю.
– Мне вообще не нравится эта система всеобщего стукачества.
– Вот тут вы не правы. Общественный контроль таким обидным словом называть не стоит. О порядке на дорогах должна заботиться не только ГИБДД, без общественности этот вопрос не решить. Тем более на фоне сокращения численности сотрудников ГИБДД.
Алексей Пивоваров из Набережных Челнов интересуется, почему в его городе упразднили практически все велодорожки.
– Мы так радовались, что живем теперь как в Европе, а тут… – сетует он. – Сейчас велосипедисты передвигаются по проезжей части, лавируя между машинами. И себя подвергают опасности, и автомобилистам создают проблемы, и общественному транспорту – тоже.
– Велодорожка или велополоса имеет право на жизнь, если она сделана в соответствии с нормативными документами, – поясняет глава республиканской ГИБДД. – Вероятно, ваш муниципалитет организовал велополосы с нарушениями. Это ведь только на первый взгляд просто – выдели полосы, разметь, и пусть велосипедисты катаются. Например, сейчас только еще разрабатывается проект организации велополос в Казани. Дойдет очередь и до Набережных Челнов, потерпите.
А вот недавно принятые поправки к правилам, разрешающие выезд велосипедистов, к примеру, на полосу общественного транспорта, на мой взгляд, не до конца продуманы. Вот представьте – по полосе общественного транспорта не спеша едет велосипедист, а за ним плетется автобус. В Казани, на Ленинской дамбе, подобное можно наблюдать каждое утро. Я сам велосипедист, и никому не порекомендую выезжать на проезжую часть, разве что ранним утром, когда машин немного. Лучше ехать осторожно по тротуару и ни в коем случае не пересекать проезжую часть где попало – только по пешеходному переходу, причем обязательно спешившись.
Воспользовавшись перерывом в звонках, озвучиваю вопрос из списка предварительно заданных.
– С 1 июля этого года вступили в силу изменения в правилах дорожного движения, требующие от пешеходов, передвигающихся по обочине или краю проезжей части вне населенного пункта в темное время суток, иметь при себе предметы со светоотражающими элементами – браслеты, брошки, значки. Штраф за неисполнение требований – 500 рублей. Но купить такие элементы в «Магните», «Пятерочке», а уж тем более в сельском магазине невозможно. Например, моя знакомая из села в Алексеевском районе – многодетная мама не знает, где их приобрести на всю свою семью.
– Заказывать нужно через «Почту России», стоят светоотражающие элементы недорого. Но многодетную-то семью мы обеспечим из своих фондов…
Наталья Павлова из Нижнекамска интересуется, насколько активно в школах сегодня ведется обучение правилам поведения на дороге.
– Моя племянница идет во второй класс, а в прошлом году я ни разу не слышала от нее, чтобы у них были такие уроки, – говорит она. – Когда я училась, у нас и уроки специальные велись, и сотрудники ГАИ приезжали, школьный двор был расчерчен – пешеходная дорожка, светофоры стояли. У нынешних младшеклассников нет такой возможности?
– Сейчас мы основной акцент в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге делаем на детских дошкольных учреждениях, – поясняет Рифкат Минниханов. – Сегодня более восьмидесяти процентов детсадов имеют возможность наглядно обучать малышей, воспитатели обеспечены методической литературой, могут пройти специальный курс подготовки в Центре безопасности жизнедеятельности.
Со школами сложнее. К сожалению, школьная программа так загружена, что учителя стремятся заменять математикой или литературой урок ОБЖ, где правилам дорожного движения отведен и без того небольшой раздел. Увы, далеко не все учителя понимают, что двойку по математике можно исправить, а вот «неуд» по знаниям правил дорожного движения грозит куда большей бедой. Хотя, думаю, любой преподаватель в конце уроков мог бы выделить пять минут, чтобы напомнить, как правильно переходить улицу, идя домой. Но, похоже, учителя по-прежнему готовы растить будущих великих ученых, не умеющих ориентироваться на опасной современной дороге.
– А если родительский комитет проявит инициативу и пригласит к себе сотрудников ГИБДД для проведения уроков за счет своих средств? Вы поддерживаете такую идею?
– Пока с такой инициативой сталкиваться не приходилось, но мы – всей душой. Причем – бесплатно. Однако только на преподавателей и Госавтоинспекцию рассчитывать не стоит, воспитывать грамотных пешеходов нужно дома – маме и папе. Не нарушайте сами – дети тоже не будут, они же во всем вас копируют. Лет до двенадцати лучше провожать ребенка в школу. Вот вы, например, знаете, как правильно вести малыша по пешеходному переходу? Держать нужно не как обычно за руку – ладошка в ладошке, а за запястье, тогда даже в непредвиденной ситуации ребенок не сможет вырваться. Переходя дорогу даже на зеленый свет, научите его смотреть сначала налево, а потом направо – несчастья зачастую случаются и на «зебре». Правила безопасности достаточно просты и понятны, главное – соблюдать их неукоснительно.
Последний звонок раздается за три минуты до окончания «прямой связи».
– Здравствуйте! «Прямая связь»? Вот сейчас надену очки и обращусь к вам правильно…
– Рифкат Нургалиевич я.
– А я – Марина Васильевна. Рифкат Нургалиевич, я вам с благодарностью звоню. Прямо у меня под окнами стоит школа №69, так по неогороженному двору долгое время машины буквально летали. Мои дети и даже внуки уже выросли из школьного возраста, но ведь говорят же: чужих детей не бывает, всех жалеть нужно. Так вот, куда я только не жаловалась – и в роно, и в горсовет, без толку. В прошлом году позвонила вам на «прямую связь», и буквально через месяц школьный двор огородили сеткой. Приятно смотреть – через двор ни одна машина не проезжает, дети идут спокойно, играют в школьном дворе после уроков. Спасибо вам!
Вот на такой мажорной ноте и завершилась «прямая связь» читателей «РТ» с главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РТ Рифкатом Нургалиевичем Миннихановым. А мне было дано поручение: передать десяток светоотражающих браслетов многодетной семье Панкратовых. Выполнено и проверено: тем же вечером, отправляясь помогать матери на ферме, ребятишки надели на запястья подарки от Госавтоинспекции Татарстана.