
В системе «Народный контроль» появились разделы для заявлений по фактам коррупции в различных сферах.
До недавнего времени жители Татарстана чаще всего сообщали о случаях взяток или вымогательства, о злоупотреблении служебными полномочиями или бесконтрольном расходовании бюджетных средств по телефону «горячей линии». Теперь ситуация может в корне измениться – к услугам тех, кто не может равнодушно относиться к поборам чиновников и другим коррупционным проявлениям, появился новый ресурс в государственной информационной системе «Народный контроль».
Именно этот факт, а также итоги недавнего социологического исследования на предмет изучения мнения жителей республики о коррупции и стали информационным поводом для встречи журналистов с заведующим орготделом Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексеем Панкратовым и заместителем председателя Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Ольгой Семеновой.
Итак, «горячая линия», по словам Ольги Семеновой, была и пока остается самым популярным способом сообщения о факте коррупции – им воспользовался каждый пятый заявитель. Второе место занимает анонимное письмо. И это вполне объяснимо – по результатам опроса за 2015 год, более 91 процента респондентов (опрашивались по репрезентативной системе три тысячи жителей всех районов республики старше 18 лет), оказавшись в коррупционной ситуации, вообще не сообщили об этом «куда следует». Одни считают это занятие бесполезным – на их жалобу не последует реакции, другие не распространяются о коррупционных случаях из-за опасений за себя и своих близких.
И совершенно напрасно не сообщают, считает Алексей Панкратов. Реакция как на сообщения, так и на результаты опроса, которые рассылаются во все органы власти, муниципальные районы, следует незамедлительно. В качестве примера он привел ситуацию в Балтасинском районе, жители которого жаловались на плохое медицинское обслуживание. Чем не коррупционная ситуация – неудобные для населения часы приема отдельных специалистов, невозможность попасть на прием, нехватка мест в отделениях стационара? Благодаря информации с мест ситуацию «разрулили», но район по-прежнему находится в списке «лидеров» по коррумпированности медицинских работников. Ольга Семенова назвала этот факт проявлением эффекта так называемой долгой коррупционной памяти.
Помимо Балтасинского, в список районов, где, по мнению участников опроса, коррупция процветает в сфере медицины, вошли также Арский, Атнинский, Бугульминский, Кукморский, Новошешминский и Чистопольский районы.
Какие еще сферы татарстанцы назвали наиболее коррумпированными в ходе социологического исследования? Вернее, даже не сферы, а профессии. Это по-прежнему врачи, сотрудники ГИБДД (в лидерах Алексеевский, Бугульминский, Лаишевский, Муслюмовский, Новошешминский, Рыбно-Слободский и Чистопольский районы), преподаватели вузов (так считают жители Алексеевского, Апастовского, Атнинского, Кукморского, Муслюмовского, Тукаевского и Тюлячинского районов).
При этом Ольга Семенова особо обратила внимание на тот факт, что с этими тремя структурами соприкасаются практически все жители республики и частота этих контактов довольно высока. Анализируя данные аналогичных опросов за последние 10 лет, она сказала, что респонденты все же отмечают снижение коррумпированности в названных структурах.
Кстати, небезынтересно было узнать мнение татарстанцев по поводу коррумпированности других сфер. И вот их перечень по убыванию: сотрудники военкоматов, полиции, руководители предприятий, судьи, директора детских садов, работники прокуратуры, пожарного надзора, наркоконтроля…
То, что такие сведения становятся достоянием общественности, участники пресс-конференции назвали одним из важнейших достижений антикоррупционной политики, проводимой в республике. Информационная открытость государственных органов, внедрение информационных технологий при оказании госуслуг плюс масштабная антикоррупционная пропаганда привели к тому, что, по данным Ольги Семеновой, «впервые за пять лет число респондентов, оценивших изменение уровня коррупции положительно, отметивших, что коррупции стало меньше, увеличилось до 41 процента, опередив лидирующее до этого года мнение, что уровень коррупции не изменился и все осталось на том же месте». К тому же число жителей республики, считающих, что уровень коррупции стал больше, сократилось с 30,7 процента в 2011 году до 15,5 процента в этом году.
Социологам интересно было узнать мнение жителей республики о причинах коррупции. Так, более 40 процентов населения основной причиной назвали недостаточно строгий контроль над действиями чиновников, их доходами и расходами. Источник коррупции более трети опрошенных респондентов увидели в возможности принятия должностным лицом единоличного решения. Возросла доля респондентов, отметивших, что коррупционные проявления существуют из-за неадекватности наказания за факты коррупции. И вот какие меры, по мнению населения, являются наиболее эффективными и приведут к снижению уровня коррупции в республике: первое – ужесточение законодательства, второе – следует жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств и третье – шире освещать антикоррупционную деятельность в СМИ.
А вот, собственно, главный вывод исследования – по результатам опросов, проведенных в период с 2011 по 2015 год, влияние коррупции на бизнес, политическую систему, экономику, по мнению респондентов, снижается, хотя и остается достаточно высоким. Растет и число людей, отказывающихся давать взятки принципиально.
– Коррупция обладает уникальными адаптивными свойствами, она видоизменяется и приспосабливается. Антикоррупционный мониторинг, обеспечивающий обратную связь и диагностику, позволяет оценить, эффективно ли в республике реализуется антикоррупционная политика, – отметила Ольга Семенова. – Борьба с коррупцией невозможна без целенаправленного изучения самого этого явления.
Кстати, Алексей Панкратов сообщил журналистам, что на следующей пресс-конференции представит необычный отчет – как чиновники распоряжаются полученными подарками. Как известно, обо всех подношениях (будь то дипломатический подарок или скрытая взятка в обмен на благосклонность) чиновник должен сообщить своему работодателю. Далее подарок, оцененный специальной комиссией в сумму до трех тысяч рублей, он может оставить себе, а более дорогой (по стоимости или субъективной привязанности) просто выкупить. Практика нарабатывается, примеры, в том числе и в Аппарате Президента РТ, уже есть, заметил представитель Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики.