
Автомобиль давно и прочно окрестили средством повышенной опасности. Получается, что передвигаться в нем опасно для жизни и здоровья, и подтверждение тому – каждодневные сводки дорожно-транспортных происшествий с перечислением погибших и травмированных. Однако опасен автомобиль не только для тех, кто в нем расположился, но и, пожалуй, даже в большей степени – для других участников движения, в первую очередь пешеходов.
Только за январь этого года в республике зарегистрировано 117 наездов на пешеходов. При этом шестеро погибли, сто двадцать получили травмы различной тяжести. И самое неприятное, что тридцать два из них по-страдали на пешеходных переходах – тех самых «островках безопасности», где они, по идее, должны чувствовать себя защищенными. Причем в девяти случаях из десяти виновником ДТП на «зебре» оказывается водитель.
За неуважение к человеку на пешеходном переходе в соответствии со ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагается штраф в полторы тысячи рублей. И с начала года 5247 водителей уже наказаны за неоказание приоритета пешеходу. Вот только меньше невежливых водителей не становится…
Впрочем, и пешеходов трудно назвать дисциплинированными. Дорогу многие из них пытаются перейти не где положено, а в самых неприспособленных для этого местах. Известно, что правила дорожного движения предписывают пересекать проезжую часть только по пешеходке, а на перекрестках – по линии тротуаров или обочин. В крайнем случае, под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений – там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
О так называемых световозвращающих элементах на одежде тоже редко кто из нас задумывается. А ведь в темноте даже при включенном ближнем свете фар водитель заметит пешехода в такой одежде метров за тридцать, а уж с дальним светом – за все четыреста. Кстати, с 1 июля этого года вступят в силу поправки в Правила дорожного движения РФ, в соответствии с которыми при переходе дороги и движении по обочинам вне населенных пунктов в темное время суток пешеходы будут обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пока же по собственной вине уже в январе погибли пять пешеходов и пятьдесят травмированы. Без малого шесть тысяч пешеходов сотрудникам Госавтоинспекции удалось спасти – задержать на таком «несанкционированном» переходе. Вот только благодарности большинство спасенных почему-то не испытали: мол, ничего же не случилось, а 600 рублей штрафа вынь да положь.
Вот такое «взаимное неуважение» между водителями и пешеходами…
На этой неделе в Татарстане стартовал декадник «Пешеходный переход», направленный на профилактику ДТП с участием пешеходов. Продлится он до 19 февраля. Водителей будут учить пропускать пешеходов на «зебре», а пешеходов, соответственно, переходить дорогу только в предназначенных для этого местах.
Что же касается коммунальщиков, то им стоит приготовиться к не менее пристрастному контролю со стороны Госавтоинспекции за соблюдением правил содержания улично-дорожной сети в зоне пешеходной инфраструктуры, то есть побыстрее убрать снежные валы возле пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, избавиться от снежного наката на проезжей части и тротуарах.