
Когда у школьника нет учебника – это ЧП!
На очередном заседании коллегии Счетной палаты Татарстана под председательством Алексея Демидова был вновь рассмотрен вопрос о бесплатном обеспечении учебниками школьников республики.
Министерство образования и науки РТ является наиболее крупным получателем бюджетных средств, выделяемых по широкому спектру направлений и принятых государственных программ. За 2012–2014 годы из бюджета республики на обеспечение учащихся общеобразовательных школ бесплатной учебной литературой затрачено 665 млн рублей, большей частью в рамках утвержденной в декабре 2012 года ведомственной целевой программы «Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан на 2013–2015 годы».
При подведении итогов проверки были отмечены положительные тенденции в обеспечении учащихся бесплатной учебной литературой. Например, основной программный показатель, характеризующий уровень этой обеспеченности, за три года вырос с 93,7 до 99,1 процента. Однако некоторые выявленные в ходе проверки факты оказались пресловутой ложкой дегтя в бочке меда.
По словам аудитора Сергея Колодникова, большую часть среди установленных финансовых нарушений составили нарушения бухгалтерского учета и отчетности. Так, учебная литература резервного книжного фонда отражалась на забалансовом счете, а полученные в апреле прошлого года в дар от Татарстанского отделения Российского геологического общества книги на общую сумму 2,2 млн рублей в министерстве «забыли» оприходовать.
Часть средств в сумме 4,5 млн рублей, которые были потрачены на покупку школьных учебников, оказавшихся невостребованными, ревизоры Счетной палаты посчитали неэффективным использованием средств республиканского бюджета. Например, в проверяемый период при потребности в 8543 учебников по технологии для 1–4 классов излишне приобретено 16557 книг.
В ходе проверки были приняты меры по устранению 90 процентов от общего объема выявленных нарушений.
– Анализ формирования и исполнения заявок на поставку учебников в разрезе отдельных муниципальных районов показал достаточно формальный подход органов управления образованием и самих общеобразовательных учреждений к определению реальной потребности в различных учебниках, – отметил Сергей Колодников.
В итоге на начало нынешнего учебного года заявки 14 муниципальных образований выполнены менее чем наполовину, что фактически не отражает реального состояния по обеспеченности учебниками. Так, в Атнинском районе при исполнении заявки на поставку учебной литературы на 2014–2015 учебный год в объеме 17,4 процента от заявленной потребности фактическая обеспеченность учебниками близка к 100 процентам. Аналогичная ситуация сложилась в большинстве муниципальных районов республики.
По мнению аудитора, парадокс в том, что многие муниципальные органы управления образованием не владели в проверяемом периоде оперативной информацией о наличии отдельных видов учебников в разрезе школ района, что необходимо для формирования реальной заявочной потребности. Отрицательную роль сыграл тот факт, что в проверяемом периоде не функционировала информационная система «Электронный фонд учебной литературы», которая была создана и внедрена по заказу Минобра в 2012 году в рамках реализации программы «Килэчэк» как раз для осуществления оперативного учета наличия и потребности в отдельных видах учебников в разрезе муниципальных образований и учебных заведений.
Не на пользу делу, по словам Сергея Колодникова, и тот факт, что формирование заказа на учебники происходит в апреле без учета наличия в школах лишних учебников и возможности их перераспределения, которое осуществляется самими школами в довольно значительных объемах. К примеру, казанская школа №127 к началу текущего учебного года передала в 25 школ республики 1388 различных учебников и получила из 12 школ 470 других учебников.
Кроме того, заявочная потребность школ в учебниках в муниципальных районах формируется без учета возможности их использования. Ведь даже спустя 5 лет многие книги остаются в пригодном для эксплуатации состоянии.
При формировании потребности школ в учебниках не всегда учитывалась и тенденция последних лет к сокращению числа учеников после окончания 9-го класса, отметил далее аудитор. В 2014 году по сравнению с 2011 годом доля школьников, поступающих в 10-й класс, снизилась с 54 до 48 процентов, а это – 3533 человека. В результате в общеобразовательных школах республики сегодня имеется значительное количество невостребованных учебников для 10–11 классов. «Выездная проверка в школах Арского района показала, что обеспеченность учебниками русского языка для 10-го класса составляет 699%, учебниками математики для 11-го класса – 591%», – подчеркнул Сергей Колодников.
В то же время в некоторых школах выявлены факты недостаточной обеспеченности учебниками по отдельным общеобразовательным дисциплинам. В том же Арском районе не закрыта потребность в учебниках химии для 10-го класса (в количестве 60 экземпляров). Не хватает книг по химии и восьмиклассникам школы №2 Пестречинского района. Аналогичные факты выявлены и по другим муниципальным районам.
– Кто-нибудь наказан за это в административном порядке? – обратился к заместителю министра образования и науки Ильдару Мухаметову заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по РТ Руслан Залялиев. И, не получив ответа, продолжил: «При осуществлении госзакупок должен присутствовать профессионализм. Это же не капитальное строительство, а лишь поставка учебников. Электронная система „зависла“, но разве само министерство не могло вести мониторинг? Когда у учащегося нет учебника, это – ЧП! И, знаете, отсутствие профессионализма порой граничит с преступностью…»
Ильдар Мухаметов сообщил, что выводы, безусловно, последуют, но это прерогатива министра.
«Безусловно, по некоторым параметрам был формальный подход, имелись ошибки и упущения. Но мы исправляемся, в текущем учебном году работа ведется более точечно, и, надеюсь, в дальнейшем не будет фактов, о которых сегодня доложил аудитор Счетной палаты», – сказал заместитель министра.
По результатам проверки в Министерство образования и науки РТ направлено представление Счетной палаты. Акт проверки передается в Прокуратуру Республики Татарстан.
Первичная – не значит второстепенная
Коллегия Счетной палаты Татарстана под председательством Алексея Демидова рассмотрела результаты проверки использования средств при реализации мероприятий по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи населению Татарстана.
Первичная медицинская помощь оказывается населению в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи за счет средств ОМС и соответствующих бюджетов. Поэтому контрольные мероприятия в лечебных учреждениях республики проводились совместно с Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования.
Как отметил руководитель проверки, аудитор Ильнур Мубараков, количество фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и амбулаторно-поликлинических организаций за последние пять лет ежегодно снижалось. При этом число врачебных амбулаторий в составе центральных районных больниц увеличилось с 88 до 93 единиц. Большая часть учреждений первичной медпомощи в расчете на 10 тыс. человек населения приходится на городскую местность.
Общий объем расходов за проверяемый период составил 27,4 млрд рублей. Увеличение расходов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи объясняется перераспределением полномочий с муниципального на республиканский уровень.
Государственное задание по видам медицинской помощи в рамках Программы госгарантий выполнено не всеми медицинскими учреждениями, сообщил аудитор. В отдельных случаях доведенные до учреждений показатели плановых заданий не соответствуют реальной потребности населения, доля посещений на бесплатной основе ежегодно снижается. При невыполнении утвержденного объема бесплатной медпомощи увеличивается доля платных услуг, что может оказывать влияние на доступность медицинской помощи.
– Можно предположить, что объемы бесплатных и платных услуг скоро пересекутся, – бросил реплику председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин.
– По нашим данным, доля платных услуг сокращается, министерство держит этот вопрос на контроле, да и прокуратура следит, чтобы здесь не было перекосов, – поспешил с разъяснениями заместитель министра здравоохранения Ильдар Фатихов.
Техническое состояние зданий вызывает тревогу, считают в Счетной палате. Сегодня находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу 88
ФАПов и требуют реконструкции 54 объекта. В то же время установлены случаи длительного неиспользования площадей. Так, в Пановской амбулатории Пестречинской ЦРБ не используются здания общей площадью
Оснащенность оборудованием также оставляет желать лучшего и не соответствует утвержденным стандартам. К примеру, кабинеты врачей-терапевтов в Мензелинской и Пестречинской ЦРБ, казанской поликлинике №4 оснащены на 44 процента от установленного стандарта, в Верхнеуслонской ЦРБ кабинеты врачей-хирургов – на 69 процентов. Аналогичная ситуация – в ФАПах. Во всех проверенных фельдшерско-акушерских пунктах Уруссинской ЦРБ отсутствует оборудование 27 наименований, предусмотренных стандартом.
Вместе с тем имеющееся оборудование порой длительное время не используется. Так, в амбулаториях и ФАПах Пестречинской ЦРБ на момент проверки не были смонтированы 9 новых бактерицидных облучателей, поставленных в октябре 2013 года. Долгое время не используется и медицинское оборудование в Ютазинской ЦРБ, в том числе рентген- и УЗИ-аппараты.
Безусловно, качественное оказание гражданам медицинской помощи невозможно без наличия кадрового состава соответствующей квалификации. Однако, как сообщил Ильнур Мубараков, показатель обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом ежегодно снижается. Максимальная концентрация врачебного персонала отмечается в городской местности, минимальная – в сельской. Дефицит кадров приводит к высокому уровню совместительства. Его коэффициент у врачей составляет в среднем 1,5, в отдельных случаях достигает 2, что предполагает повышенную нагрузку на персонал. Даже в таком благополучном городе, как Альметьевск, коэффициент совместительства врачей в ЦРБ составляет 1,7.
Не менее остро стоит проблема укомплектования штатов фельдшерско-акушерских пунктов. На должности заведующих ФАПов принимаются медицинские сестры, в Чистопольской ЦРБ один фельдшер одновременно работает по полставки в трех ФАПах. В ряде ФАПов Верхнеуслонской ЦРБ нет фельдшеров с 2010 года, и в случае необходимости экстренной медпомощи, например, жители села Соболевское вынуждены обращаться в больницу, расположенную в
– Кадровый дефицит существует уже не первый год, и принципиальное решение по изменению ситуации было принято в прошлом году, – сказал в своем выступлении Ильдар Фатихов. – Проблема решается с помощью предоставления единовременных компенсационных выплат, грантов на улучшение жилищных условий, благодаря чему к нам стали приезжать специалисты из других регионов, в том числе и дефицитных специальностей. Осуществляется целевой прием абитуриентов в КГМУ, реализуется социальная программа адресной подготовки врачей для муниципальных образований, за счет целевых средств ведется обучение на медицинском факультете ПФУ по специальности «Лечебное дело», и после прохождения специализации выпускники обязаны 5 лет отработать в первичном звене здравоохранения.
– Проблема еще и в том, что сегодня лишь половина выпускников медуниверситета трудятся по специальности, – подчеркнул Анатолий Фомин. – По сути, КГМУ работает вхолостую, и даже в Казани врачей не хватает. Хорошо, что в Татарстан приезжают специалисты извне, но надо этот вопрос рассматривать комплексно, с государственным подходом. Надеюсь, на годовой коллегии Минздрава эта тема не останется без внимания.
Руководителя Общественной палаты поддержал и глава Счетной палаты. «Первичная амбулаторно-поликлиническая помощь является центральным звеном здравоохранения и призвана выполнять главную функцию – улучшение здоровья населения, – отметил Алексей Демидов. – Именно здесь в полной мере ведется профилактическая работа, направленная на раннее выявление серьезных заболеваний. А сокращение доли посещений на бесплатной основе – тревожный симптом. Когда жители ряда населенных пунктов республики не могут реализовать свои конституционные права в получении первичной медпомощи, это бьет по авторитету и Минздрава, и власти в целом. Будьте особенно щепетильны и внимательны в решении этого вопроса», – сказал он, обращаясь к заместителю министра.
По результатам проверки представления Счетной палаты направлены в Верхнеуслонскую, Пестречинскую центральные районные больницы, поликлинику №8 Казани. Материалы проверки направлены в Прокуратуру республики, сообщает пресс-служба Счетной палаты.