В конце текущей недели в Санкт-Петербург по приглашению Владимира Путина приедут лидеры Германии и Франции Герхард Шредер и Жак Ширак. Основным вопросом в переговорном листе без сомнения будет проблема Ирака, послевоенное обустройство республики.
С самого начала иракского конфликта Россия, Германия и Франция выступали за его разрешение на основе резолюций ООН. Когда же война началась, Владимир Путин, Герхард Шредер и Жак Ширак призывали вернуть решение иракского кризиса на площадку ООН.
Война близится к завершению, и сейчас решается вопрос о политическом и экономическом будущем Ирака. Найдется ли место в обустройстве этой республики России, Франции и Германии?
США уже публично объявили о своем видении будущего Ирака. В республике создадут временную администрацию, основу которой составят бывшие послы США в арабских странах. Работать во временном иракском правительстве также пригласят британцев и иракцев из числа оппозиционеров. Это правительство, по замыслу Белого дома, займется восстановлением Ирака.
Главный союзник США - Великобритания - требует, чтобы к восстановлению подключилась ООН. США вполне могут согласиться с этим. Однако вряд ли ООН отдадут подряды на восстановление и разработку нефтяных месторождений, перерабатывающей промышленности, крупных объектов инфраструктуры. Скорее, главной международной организации предложат сосредоточиться на гуманитарных вопросах - возвращении беженцев, восстановлении здравоохранения и всей инфраструктуры жизнеобеспечения.
Однако восстановление - проблема, лежащая на поверхности. Многие специалисты говорят о том, что эта война породит и новые вызовы, причем некоторые из них будут неожиданными для тех, кто ее начал.
Например, ряд опрошенных РИА "Новости" экспертов считает, что война в Ираке приведет к значительному росту угрозы распространения оружия массового уничтожения. Те, кого США называют "режимами оси зла", вряд ли теперь станут спокойно ждать, когда очередь "разборок" дойдет до них.
Есть и другие угрозы, и очень реальная - это возможная радикализация арабских режимов и значительное повышение террористической активности, исходящей из этого региона. Эксперты считают, что в этом смысле опасаться стоит не только самих по себе терактов, но и увеличения финансирования этих организаций и привлечения в их ряды все большего числа молодежи.
После войны в Ираке администрации Буша и правительству Блэра предстоит еще одна война - война за руководство собственными странами, из которой каждый из них может выйти побежденным.
Пока коалиции удается скрывать свои потери. По данным работающих в регионе корреспондентов РИА "Новости", больницы и морги в Кувейте заполнены ранеными и убитыми. "Прогулка по пустыне", по данным российских военных, уже обошлась войскам коалиции более чем в 300 убитых, но ведь почти не было городских боев. Поэтому не исключено, что основные потери коалиционных войск еще впереди.
Многие в США говорят, что преодоление психологического рубежа в тысячу погибших, если это произойдет, может произвести настоящий перелом в настроении американского общества, сплотившегося вокруг Буша. Так уже было в американской истории во время войны во Вьетнаме.
В весьма опасной ситуации оказался и британский премьер Тони Блэр. Раскол в правительстве лейбористов был очевиден еще до начала войны. А если на фоне растущих военных потерь американцы начнут еще и оттеснять своих союзников от участия в разделе трофеев, положение Блэра и его партии может сильно пошатнуться.
Войной в Ираке испытываются на прочность не только архитектурные ансамбли Багдада, американские танки, солдаты, но и вся система международных отношений, включая российско-американские. Недавний визит в Москву советника Джорджа Буша по национальной безопасности Кондолизы Райс показал, что в Вашингтоне по-настоящему озабочены охлаждением двусторонних отношений. В Кремле РИА "Новости" сообщили, что и Москва, и Вашингтон понимают важность отношений и намерены сделать все для их нормального развития.
В то же время высокопоставленный источник в кремлевской администрации сказал агентству, что "общественное мнение в двух странах настолько разогрето и настроено друг против друга, что возвращать отношения на прежний уровень будет трудно".
Руководство обеих стран пытается сдержать эти негативные тенденции в обществе. Владимир Путин, например, трижды за последнее время выступил с "непопулярными" в обществе заявлениями о том, что Россия не желает поражения США. Со своей стороны, администрация Буша не поддержала запущенную Пентагоном и ЦРУ информацию о якобы имевших место поставках российского оружия в Ирак.
Очевидно, что Россия и США могут совместными усилиями значительно эффективнее решать проблемы нераспространения оружия и противостояния международному терроризму. Скорейшее возвращение решения проблемы Ирака на площадку ООН позволит коалиции избежать ненужных жертв, разделить ответственность за судьбу этого региона с международным сообществом, а Бушу и Блэру - сохранить политический ресурс.
Олег ОСИПОВ.
Политический обозреватель РИА "Новости".