9 сентября почти в течение часа Президент РТ Минтимер Шаймиев в прямом эфире радио "Эхо Москвы" отвечал на вопросы главного редактора "ЭМ" Алексея Венедиктова и радиослушателей.
В начале беседы А. Венедиктов попросил Президента Татарстана обратиться к слушателям в Северной Осетии, к тем людям, которые потеряли своих близких в результате трагедии в Беслане. Минтимер Шаймиев заявил, что ни один человек не может оставаться безразличным к тому, что случилось. Горе Беслана разделяет вся республика, весь народ Татарстана, мы готовы помочь пострадавшим, в частности, предложили помощь в лечении детей, при необходимости можем создать условия для их дальнейшей учебы. Одним словом, мы вместе с ними, на нас могут рассчитывать, и не только сегодня, заключил Минтимер Шаймиев.
Отвечая на вопрос о том, как такое могло случиться в нашей стране, где "люди долгое время жили одними семьями, одними селами, одними городами", Президент РТ заметил, что "в теле государства в начале перестроечных лет, в девяностые годы, образовалась язва", которая, к сожалению, стала сегодня большой раной. Где слабо, туда и направляется злая сила, с которой нельзя не считаться.
Нельзя считать случившееся каким-то эпизодом террора. Сейчас это напоминает какую-то форму войны.
А.Венедиктов напомнил, что в начале девяностых годов в Татарстане "тоже нагнетались определенными силами такие настроения", и спросил, как с этим справились власти республики. Минтимер Шаймиев сказал, что не представляет, как что-то схожее с Чечней могло случиться в Татарстане, расположенном в центре России. "Мы приняли Декларацию о государственном суверенитете... Но сразу сказали: мы должны сохранить целостность Российской Федерации, какие бы ни были при этом устремления". В частности, Президент РТ также отметил, что через известный договор между органами государственной власти РФ и Татарстана, подписанный в 1994 году, "удалось успокоить людей и выиграть время. Но главное - не просто выиграть время, а выполнить все, о чем договаривались".
На вопрос "Террористы прикрываются исламом. Насколько это может разжечь пожар на территории России, в частности, в Татарстане?", заданный радиослушателем из Лондона, Минтимер Шаймиев заявил категорически, чтобы на это не рассчитывали. "Я знаю настроения не со стороны, не с чужих слов, потому что работаю в республике, где много мусульман и православных, - примерно половина на половину. У нас - осуждение всего, что происходит. Вести расчет на то, что российских мусульман можно будет противопоставлять своему государству, это со стороны кого бы то ни было - проигрышная задумка. Тем не менее не считаться с этим фактором нельзя. Нельзя с точки зрения того, что все мы с вами, включая СМИ, не должны противопоставлять людей разных конфессий, разных национальностей у себя в стране. Этого нужно бояться. Бояться надо не только сегодня, бояться надо всегда. Потому что эти взаимоотношения - материя тонкая... Тем более, впервые мы с этим сталкиваемся в условиях свободного развития многонациональной республики, многонациональной России, которая должна строить демократическое государство. Здесь требуется очень продуманная, взвешенная работа.
К сожалению, находятся политики, которые небрежно обращаются с этой материей. Меня сейчас это тревожит. Будь то Жириновский, будь то Рогозин, другие политиканы. Они разбрасываются такими своими высказываниями, а это опасно для многонациональной России".
На вопрос А.Венедиктова об ограничении некоторых свобод граждан во имя обеспечения безопасности общества, по поводу которого очень многие законодатели, политики выдвигают определенные планы, глава республики заметил, что в стране порядок должен быть, тем более после того, что происходит и с чем мы сталкиваемся, но это ни в коем случае не должно сопровождаться нарушением прав человека. "Но если мы действительно будем ограничивать права наших граждан и свободу слова, тогда надо считать, что те, кто задумал этот террор, добиваются своих целей. А я не исключаю, что и этого хотят".
Но, как считает Минтимер Шаймиев, с разрешения парламента, если в чем-то будет необходимость, такие законные ограничения могут быть, исходя из ситуации.
Касаясь в беседе идеи привлечения к ответственности родственников террористов, Президент категорически отверг это предложение. По его мнению, террористы - взрослые люди. Пусть каждый отвечает за свои поступки.
В эфире прозвучал, в частности, и вопрос о переходе татарской письменности на латиницу. По мнению Минтимера Шаймиева, латиница для тюркских народов больше отражает характер языка, его звучание. Это не чей-то каприз, такая постановка вопроса имеет право на жизнь. На Всемирном конгрессе татар в начале перестроечных лет было принято решение о переходе на латиницу. Те, кто живет за рубежом, пользуются только латиницей. "Я должен сказать, что они хорошо разговаривают на татарском языке. Там есть другая проблема, проблема разночтения среди татарской интеллигенции. Одни говорят - надо переходить, другие говорят - не надо. Моя позиция: это право должно оставаться за нами, но переходить на латиницу без соответствующего длительного эксперимента, я бы сказал, сейчас это невозможно. И потом, надо учитывать мнение всех татар, которые проживают за пределами Татарстана. В республике татар около двух миллионов, а в других местах России и за рубежом - более пяти миллионов. Может получиться так, что Татарстан перейдет на латиницу и своими же руками будет отторгать всех татар, которые проживают в России. А большинство из тех пяти миллионов - это россияне. Они читают и пишут на кириллице. Татарстан перейдет на латиницу, а они не перейдут, тогда мы разрываем культурные связи. Это проблема очень непростая".
В ходе прямого эфира Президент РТ ответил также на многие другие вопросы радиослушателей.