
15 декабря в Оренбурге Председатель Госсовета Татарстана, координатор Ассоциации законодателей ПФО Фарид Мухаметшин принял участие в совместном заседании Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления, Ассоциации законодателей округа и Ассоциации городов Поволжья.
Обсуждение было посвящено опыту, проблемам и перспективам реализации в регионах ПФО изменений федерального законодательства о местном самоуправлении, принятых в 2014–2015 годах.
Открывая заседание, полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич отметил, что серьезная работа по развитию местного самоуправления проводится в Приволжском федеральном округе. Окружным советом и его рабочими группами выработано 180 предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, часть из которых уже реализована в федеральном законодательстве.
Вопрос обеспеченности местных бюджетов стал на заседании одним из основных. «Финансовое подкрепление полномочий, передаваемых на уровень местного самоуправления, является одной из самых чувствительных и болезненных тем. Изменения, которые вносились в бюджетное законодательство в 2014 году, проблему не решили. На деле произошло перераспределение налоговых и неналоговых доходов между видами муниципальных образований, но к повышению доходов это так и не привело», – заявил полпред Президента. Он акцентировал внимание на еще одной важной законодательной новации – неприменении штрафных санкций к должностным лицам МСУ за неисполнение ими полномочий в случае, если подтвержден факт отсутствия необходимого финансирования.
Глава Оренбургской области Юрий Берг рассказал о ходе реформы системы местного самоуправления в возглавляемом им регионе. В частности, он отметил эффективность слияния некоторых сельских поселений в более крупные муниципальные образования, выделив также и некоторые другие меры территориальной оптимизации.
С докладом о совершенствовании правового регулирования деятельности органов местного самоуправления выступил Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
«Глубоко убежден, что от самочувствия системы местного самоуправления напрямую зависят благополучие и настроение населения», – отметил в своем выступлении глава парламента Татарстана, подчеркнув, что вопросы правового регулирования местного самоуправления не раз поднимались на заседаниях Совета законодателей РФ, а также Ассоциации законодателей ПФО.
«С момента присоединения России к Европейской хартии местного самоуправления почти 20 лет назад наша страна прошла сложный и во многом уникальный путь становления этой системы. Но, к сожалению, нерешенных проблем остается немало, – высказался координатор Ассоциации законодателей округа. – К примеру, общей болью для всех субъектов РФ является нестабильность правового регулирования федерального законодательства в сфере МСУ. Пусть юристы меня поправят, если ошибаюсь, но только в базовый многострадальный 131-й Федеральный закон, по-моему, внесено уже около сотни изменений. Соответственно, лихорадит и субъектовые заксобрания».
Координатор Ассоциации законодателей Поволжья привел в пример опыт Татарстана. «Согласно Федеральному закону от 27 мая 2014 года за сельскими поселениями закреплено тринадцать вопросов местного значения. Однако сложилась практика, когда поселения передают часть своих полномочий, особенно несущих общегосударственный характер, на уровень муниципальных районов, – отметил Фарид Мухаметшин. – Как правило, это вызвано рядом причин – финансовой необеспеченностью, территориальными, социокультурными, историческими особенностями. Мы поступили иначе – наделили сельские поселения еще шестью вопросами по принципу субсидиарности. Это сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений, организация водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в границах населенных пунктов…»
Председатель Госсовета подчеркнул, что в Татарстане успешно применяется система самообложения, когда к каждому собранному в ходе референдума граждан рублю бюджет республики добавляет еще четыре. «Так, жители добровольно внесли 80 миллионов рублей, бюджет добавил еще 320 – это приличная сумма для решения жизненно важных вопросов в рамках поселений», – отметил он.
Фарид Мухаметшин предложил татарстанскую практику продолжить на федеральном уровне. «При принятии положительного решения по самообложению из федерального и регионального бюджетов муниципальному образованию может быть предоставлен межбюджетный трансферт, равный четырехкратному размеру. Тогда вместе с выделяемой региональным бюджетом суммой набирались бы приличные средства для решения поселенческих вопросов, – сказал координатор Ассоциации законодателей ПФО. – При этом мы предлагаем законодательно разрешить органам МСУ районного уровня назначать местный референдум по самообложению именно на территории конкретного сельского поселения».
В завершение заседания было принято решение, в котором содержится ряд предложений в адрес законодательных и исполнительных органов власти РФ по совершенствованию государственной политики в области регулирования местного самоуправления.
На совместном заседании по вопросу ограниченности финансирования местных бюджетов и других аспектов развития местного самоуправления выступил председатель Ассоциации городов Поволжья, мэр Казани Ильсур Метшин, который также подчеркнул эффективность такого формата работы, когда руководители муниципальных образований собираются для обмена опытом и выработки совместных решений.