
Заключение Счетной палаты на проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» подготовлено в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и в установленные сроки представлено в Государственный Совет.
Доходы бюджета сформированы на основе законодательно утвержденных нормативов зачисления доходов. Учтены вступающие в силу с 2014 года изменения в части распределения поступлений по налогу на доходы физических лиц и акцизам на нефтепродукты между республиканским и местными бюджетами.
Объемы безвозмездных поступлений в основном соответствуют показателям, предусмотренным в федеральном бюджете для Республики Татарстан. При этом в законопроекте не нашла отражения единая субвенция на сумму более 635 миллионов рублей, включающая расходы по одиннадцати отраслевым направлениям. Счетная палата предлагает отразить эти средства и одновременно утвердить их распределение.
В рамках проводимой экспертизы Министерством финансов республики в Счетную палату были представлены подробные аналитические материалы. Рассмотрен целый ряд вопросов, связанных с формированием доходной и расходной частей бюджета. В результате проведенной работы предложены поправки ко второму чтению законопроекта.
Информация о поступлениях средств по видам доходов и их анализ представлены в заключении Счетной палаты.
Показатели по основным налоговым доходам сформированы на основе прогноза социально-экономического развития республики.
Традиционно основную долю в налоговых доходах составляют поступления по налогу на прибыль, на доходы физических лиц и имущество – в бюджете 2014 года это более 85%.
Несмотря на то, что увеличение доходов по налогу на прибыль не планируется, в целом по налоговым доходам в 2014 году ожидается рост на 9,8%.
Исполнение показателей доходной части бюджета на 2014 год будет во многом зависеть от достижения прогнозируемых темпов развития экономики и уровня собираемости налогов.
В целом подход, принятый при формировании доходов, продиктован объективными причинами – складывающейся общеэкономической ситуацией и существующими рисками при более оптимистичных прогнозах по собственным доходам.
Снижение общего объема доходов бюджета республики по сравнению с 2013 годом в основном связано с уменьшением практически в 2 раза объема трансфертов из федерального бюджета. При этом в проекте федерального бюджета по субъектам Российской Федерации распределены пока не все объемы межбюджетных трансфертов. В основном они имеют целевой характер и, как правило, выделяются на условиях софинансирования.
Начиная с 2014 года отдельные трансферты передаются общей суммой на исполнение ряда полномочий – консолидированно. По ним планируется установить целевые индикаторы, что потребует предельно взвешенного подхода при их распределении.
По расходной части бюджета на 2014–2016 годы информация также представлена в заключении Счетной палаты.
Приоритетной задачей при формировании и исполнении бюджета является финансовое обеспечение реализации всех гарантий и обязательств республики перед населением.
Представленный законопроект в полной мере обеспечивает сохранение комплекса мер государственной поддержки. Средства на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрены в полном объеме с учетом индексации на 5%.
Кратко остановлюсь на отдельных вопросах проекта бюджета.
Первое – это реализация майских указов Президента России. В проекте федерального бюджета на 2014 год предусмотрены дотации республике на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в общей сумме 2 миллиарда 324 миллиона рублей. Основную нагрузку по исполнению расходных обязательств, связанных с повышением заработной платы, будет нести бюджет республики. На эти цели на 2014 год предусмотрены расходы в сумме порядка 11 миллиардов рублей.
Одной из важнейших задач на предстоящий период должно стать дальнейшее повышение эффективности бюджетных расходов.
Счетная палата в рамках своих полномочий осуществляет постоянный контроль за расходованием государственных средств.
Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о наличии существенных резервов в части оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Например, в ходе недавно проведенной проверки в учреждениях профессионального образования республики установлены факты завышения объемов субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму более 10 миллионов рублей. В отдельных случаях бюджетные средства выделялись на содержание имущества учреждений, предоставленного в аренду коммерческим структурам. По результатам контрольного мероприятия объем финансирования выполнения государственного задания был сокращен.
По результатам проверки в Главном управлении ветеринарии и его подразделениях установлены факты неэффективного использования государственного имущества.
В ходе плановых проверок в Азнакаевском, Актанышском, Альметьевском, Высокогорском, Камско-Устьинском муниципальных районах выявлены значительные нарушения при использовании бюджетных средств, управлении муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Всего за 9 месяцев по итогам проверок Счетной палаты принято мер и устранено выявленных нарушений на сумму 1 миллиард 496 миллионов рублей. Правоохранительными органами республики возбуждено 8 уголовных дел.
По представлениям Счетной палаты и органов Прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечены 133 должностных лица, в том числе 4 освобождены от занимаемой должности, 28 юридических и физических лиц привлечены к административной ответственности.
Второй важный вопрос по проекту бюджета – это программная составляющая. Как известно, на уровне Российской Федерации бюджетное финансирование осуществляется в рамках государственных программ. Эти программы являются, по сути, «матрицей» для разработки соответствующих программ в субъектах Российской Федерации. От согласованности мероприятий, включенных в республиканские и федеральные программы, будет зависеть получение республикой целевых субсидий.
Республика Татарстан последовательно переходит к формированию бюджета в формате государственных программ. В представленном законопроекте на 2014 год предусмотрены расходы на реализацию мероприятий по шести государственным программам, утвержденным Правительством республики, в объеме 23 миллиарда 189 миллионов рублей.
Актуальным является вопрос качества разработки программ, своевременности их принятия и корректировки с учетом планируемых бюджетных ассигнований.
В текущем году Счетной палатой проведена экспертиза 20 проектов государственных программ. Отмечена недостаточная проработанность финансово-экономических обоснований, индикаторов оценки эффективности реализации мероприятий, несогласованность отдельных показателей с принятыми ранее стратегиями развития республики. Это касается, в частности, проектов государственных программ Республики Татарстан «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы», «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» и ряда других.
Свои предложения по проектам республиканских госпрограмм Счетная палата представила в Кабинет Министров Республики Татарстан. По ряду вопросов наша позиция поддержана и нашла отражение при доработке программ.
Всего в Республике Татарстан планируется к утверждению 25 государственных программ. В связи с этим важно завершить работу по проектам, уделяя особое внимание качеству их разработки и увязке с соответствующими федеральными программами.
Необходимость работы по формированию государственных программ и их значимость в повышении эффективности деятельности органов государственной власти не вызывают сомнений.
Формирование системы целей, увязанных со стратегическими направлениями развития республики, мероприятий по их достижению направлено не только на соблюдение формата «программного бюджета», а в первую очередь на повышение результативности государственного управления и эффективности бюджетных расходов.
Дефицит бюджета Республики Татарстан в 2014-2016 годах не превысит ограничений, установленных бюджетным законодательством. Состав источников финансирования дефицита бюджета соответствует установленным законодательством.
По сравнению с 2013 годом предельный размер государственного долга в 2014 году снижается на 31,9 млн рублей, что связано с уменьшением объема гарантии, предоставленной республикой.
В заключение Счетной палаты приведена детальная информация по видам доходов, разделам классификации расходов бюджета, финансовой структуре межбюджетных отношений, объему государственного долга и дефициту.
Представленный законопроект соответствует требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.
Бюджет республики на 2014 год и плановый период сбалансирован: объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.