В России, как известно, кроме других, есть еще две беды - бедность и чиновники. Эти беды тесно связаны между собой. Трудно представить себе, как победить бедность, не создав правовое государство. Еще труднее придумать, как создать правовое государство, не обуздав произвол бюрократии в стране.
В странах с развитой демократией народ не позволяет чиновникам отравлять ему жизнь. И мы приняли в целом демократическое законодательство, но забыли при этом ограничить бюрократию, поставить ей необходимые заслоны. Взаимодействие граждан с государством осуществляется через всемогущих и ненаказуемых чиновников. Именно поэтому хорошие законы работают плохо или не работают вовсе. Нет такой разумной идеи, которую наша бюрократия не в состоянии была бы извратить до противоположности во благо себе и во зло людям.
Вот, скажем, идея наведения порядка в землепользовании. Хорошая идея. В землепользовании должен быть порядок. Приведу близкие мне конкретные примеры того, как наши чиновники его наводят.
Пример первый. В 1987 году я приобрел дом в поселке Васильево Зеленодольского района. На все оформление в поселковом Совете ушло не больше часа. В прошедшем году решил дом продать. Когда рассказал об этой затее приятелю, знакомому с этой проблемой, он произнес лишь одно слово: "Сочувствую". Только на получение кадастрового номера я затратил восемь месяцев. Документы блуждали между конторой, проводящей так называемое межевание, кадастровой службой и управлением земельных и имущественных отношений. Везде - евроремонт, десятки сотрудников, очереди из очень скромно одетых людей - начальство и "крутые" в очередях не стоят - и запертые на ключ туалеты.
Впереди у меня - БТИ, куча еще каких-то бумаг и Регистрационная палата. Не без оснований посочувствовал мне приятель...
Пример второй. В ноябре 2002 года я купил гараж - залез в долги в надежде на скорую продажу дома в Васильево. Земля под гаражом находилась в постоянном пользовании у прежнего хозяина. В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на строение к другому лицу оно приобретает то же право на участок, занятый строением, что и прежний собственник. Это означает, что теперь земля под гаражом находится в моем постоянном пользовании. В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном пользовании земельный участок.
Однако в главном управлении архитектуры и градостроительства Казани мне отказали в оформлении в собственность участка под моим гаражом и предложили взять его в аренду (по-видимому, у самого себя). Ответственный работник управления пояснил, что он руководствуется интересами города, так как при сносе гаража, расположенного на моем участке, городу придется собственнику платить, а это никуда не годится. По мнению как ответственного работника, так и юристов управления, понятия, по которым они работают, важнее и главнее Земельного кодекса Российской Федерации и мне не следует на него ссылаться. В собственность участок до сих пор не оформлен.
Пример третий. В сентябре 1991 года гражданин Р.Серазетдинов приобрел дом в поселке Рудник Верхнеуслонского района. Договор купли-продажи был оформлен Введено-Слободским сельским Советом. Решением этого же Совета Р.Серазетдинову был предоставлен земельный участок, на котором расположен его дом. Ревгату Мингазетдиновичу выдали свидетельство, которое являлось временным документом вплоть до выдачи государственного акта на землю.
Землеустроительные работы и государственный контроль за правомерностью предоставления земельных участков были возложены на районный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе. В свидетельстве имеется чертеж участка Р.Серазетдинова, выполненный в комитете по земельным ресурсам и земельной реформе Верхнеуслонского района, за подписью председателя комитета, заверенной печатью комитета.
Все это время вплоть до 2003 года Р.Серазетдинов через Введено-Слободский совет местного самоуправления исправно платил налог за принадлежащий ему земельный участок. Вопросов и претензий по поводу владения участком за прошедшие более чем десять лет ни разу не возникло.
В марте 2003 года Ревгат Мингазетдинович решил продать дом, однако в выдаче выписки из кадастрового дела на участок земли ему отказали. С марта по июль он девять раз ездил в Верхний Услон, пытаясь получить вразумительное обоснование отказа. Наконец в письме руководителя службы земельного кадастра по Верхнеуслонскому району ему было сообщено следующее: "В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 1995 года за № 210 участки земли, ранее переданные предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам для культурно-оздоровительных и рекреационных целей, отнесены во владение Приволжского лесхоза".
В постановлении ничего не сказано, да и не могло быть сказано об изъятии земель, принадлежащих гражданам на праве собственности. Более того, слово "гражданам" в подлинном тексте постановления отсутствует. Это слово было добавлено для пущей убедительности.
После долгих мытарств Ревгат Мингазетдинович обратился в Ново-Савиновский районный суд (по месту его прописки). На суде представитель службы земельного кадастра Верхнеуслонского района отказался от прежних "обоснований" причин отказа в выдаче выписки и заявил, что сам государственный акт на землю, имеющийся у Р.Серазетдинова, ничего не значит, так как заполнен неправильно. А неправильность заключается в том, что в акте Введено-Слободский сельский Совет народных депутатов назван Введено-Слободским советом самоуправления.
Смешно лишать человека права собственности на землю на таком основании. Но еще смешнее то, что составлялись акты, как было уже сказано, в районном комитете по земельным ресурсам и земельной реформе. "Составлялись" означает "заполнялись" (так как печатались они не в Верхнем Услоне), и сельские Советы названы советами самоуправления во всех выданных в то время в Верхнеуслонском районе государственных актах, в чем нетрудно убедиться. Так что же, будем теперь лишать права собственности на приусадебные участки всех подряд или только тех, кто не нравится руководителю службы земельного кадастра Верхнеуслонского района, который и отвечал за оформление государственных актов на предыдущем своем посту?
Судья Ново-Савиновского районного суда, рассмотрев заявление Р.Серазетдинова, принял решение считать заявление нерассмотренным и порекомендовал обратиться с жалобой на действия чиновника в Верхнеуслонский районный суд.
Ну что ж, будем надеяться, там-то точно все решат по справедливости.
Примеры пренебрежения законом и попрания бюрократами основных прав человека и гражданина в самых разных областях можно приводить до бесконечности. Но те, кто не защищен служебным и имущественным положением, это и без меня знают. Всем известен и главный побудитель чиновничьего беспредела - корысть.
Пишу эту статью не потому, что я такой несчастный и мне себя жаль. Я еще не в самом худшем положении, так как в состоянии открыть нужный закон в нужном месте, обратиться к системе "Гарант", в Интернет и, по крайней мере, ссылаться на законодательство в борьбе с государственными служащими. А как быть так называемому простому человеку? Как искать правду, к примеру, тем же деревенским старикам и старухам?
Да, наш народ, к сожалению, бесконечно терпелив и еще верит в возможность добиться правды у начальства. Но одному ему с чудовищно разбухшей, коррумпированной и связанной круговой порукой бюрократией не совладать. Если архитекторы преобразований действительно не хотят, чтобы у них получилось "как всегда", чтобы вопрос "демократия или бюрократия?" решился не в пользу чиновников, необходимо заставить государственных служащих служить государству, а государство - служить народу, а не наоборот.
Депутатами новой Государственной Думы стали двенадцать представителей нашей республики - членов партии "Единая Россия". Это серьезная сила, способная сказать свое слово в российском парламенте. Будет правильно, если наши депутаты выступят с инициативой заделать дыру в законодательстве, через которую на нас нагло смотрит самоуверенная и сытая физиономия бюрократа. Денег из бюджета реализация этой инициативы не потребует, а авторитета Татарстану прибавит.
Будет правильно, если новая Государственная Дума примет закон, по которому госслужащий станет отвечать за свою работу, как отвечает водитель трамвая, машинист тепловоза, авиадиспетчер, медсестра и все прочие трудящиеся люди. Будет правильно, если согласно этому закону в каждой конторе, где гражданин вынужден встречаться с государством, будут стенды с информацией о сроках рассмотрения обращений и о наказании за украденное у людей время. Будет правильно, если работа государственных органов будет строиться исходя из удобств граждан, а не делопроизводителей, а за неоднократные неправовые решения чиновников будут гнать с работы, лишать государственных пенсий. Будет правильно, если за издевательство над гражданами с целью вымогательства начнут наконец сажать.
Если же этого не произойдет, то из Конституции России следует убрать слова: "Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению" (статья 21). Конституция - не декларация о намерениях.
В марте этого года состоятся выборы в Государственный Совет Татарстана. Хотелось бы, чтобы в результате работы нового состава Госсовета наша доморощенная бюрократия начала не на словах, а на деле уважать Конституцию Татарстана и перестала быть камнем преткновения на пути реализации прав и свобод человека и гражданина в нашей республике.
Я боюсь людей, собирающихся осчастливить все человечество. Мне нужно, чтобы лучше жилось мне и моим близким. Человеку жизнь дается один раз, и прожить ее нужно там, где бы не было мучительно больно. Я хочу, чтобы это "там" было у нас, в Татарстане. Я вырос здесь, люблю свою республику. Однажды мне пришлось уехать в Краснодарский край. Там хорошо, но через три месяца я вернулся домой.
Бесконечно уважаю трудолюбивый, талантливый и свято хранящий свою культуру татарский народ. У нас прекрасная природа, у нас есть тысячелетняя Казань с ее университетами, выдающиеся ученые и политики. Не случайно Татарстан лидирует в России по основным экономическим и социальным показателям. И я уверен, что мы можем и должны сделать свою республику территорией, свободной от произвола бюрократии.
Пусть на нас смотрит Россия и делает, как мы. Тогда жить действительно станет лучше, жить станет веселей.
Владимир СКРЕБНЕВ.
Участник движения "Татарстан - Новый век".