Кормилица наша - земля-матушка. Как часто мы произносим эти слова в порыве вдохновения, и не надо человеку, какого бы звания и возраста он ни был, стесняться этого трепетного отношения к земле за ее щедрость и красоту. Любовь к ней, как к матери, у человека в крови с рождения. И дай нам Бог еще долго жить на этой земле, радуясь ее теплу. Но очень многое зависит от самих людей, от их отношения к своему дому, к родной земле...
Рукотворный рай - "Чулпан"
Если от старинного татарского села Альдермыш в Высокогорском районе повернуть в сторону Больших Ковалей, то попадешь в единственный в Татарстане природный заказник ландшафтного профиля "Чулпан". Поучиться передовым методам ведения сельского хозяйства сюда с удовольствием приезжают ученые-почвоведы не только из регионов России, но и многих европейских стран. Представьте только: летом густое разнотравье, россыпи грибов и ягод под раскидистыми деревьями. Правда, собирать дары природы не разрешается, ими можно только любоваться, так как территория относится к разряду особо охраняемых.
Все в "Чулпане" сделано руками человека: от живописных каскадов прудов до полезащитных лесополос с преобладанием осины, березы, ели, сосны, лиственницы. Они и стали, в первую очередь, основой для восстановления здесь некогда утраченного биологического разнообразия. В ближайшее время в этом чудесном уголке природы планируется создать базу отдыха.
На примере "Чулпана" можно наглядно учиться возрождению бросовых деградированных, истощенных земель. Трудно поверить, что всего лет тридцать назад вокруг простирались территории, изрезанные, словно ранами, глубокими оврагами. Эродированность сельскохозяйственных угодий превышала здесь 80 процентов, урожайность составляла всего 6-7 центнеров зерна с гектара.
Разрушение почвенного покрова и образование линейных форм эрозии стали результатом игнорирования природных факторов и неправильной эксплуатации земель. Ситуация сложилась аховая, нужно было срочно принимать кардинальные меры по спасению. И тогда на землях бывшего колхоза "Чулпан" был осуществлен целый комплекс передовых научно-технических мероприятий по восстановлению почв. В итоге был создан новый каркас агроландшафта, устойчивого к процессам эрозии, улучшилась экологическая ситуация, и территория, как говорят специалисты, стала эстетически привлекательна. В 1999 году по решению Правительства РТ здесь был создан государственный природный заказник, которому нет аналогов в зоне Среднего Поволжья.
- Сегодня задача у нас одна, - говорит начальник государственного природного заказника "Чулпан" Министерства экологии и природных ресурсов РТ, кандидат сельскохозяйственных наук Анатолий Пухачев, - сохранить то, что создано, продолжить дальнейшую работу. Поэтому на территории заказника проводят исследования сотрудники ТатНИИСХоза (бывшего НПО "Нива Татарстана"). Специалисты-почвоведы наблюдают за динамикой восстановления почвенного плодородия, периодически определяют уровень содержания тяжелых металлов в почве и снеговой воде. Нередко на территории заказника проходят практику студенты экологического и лесного факультетов КГУ и Казанской сельскохозяйственной академии, в будущем, возможно, откроем для них целый научно-производственный центр.
Однако если подходить к проблеме деградации почв более масштабно (тем более что она в республике усугубляется), то уже становится неприлично хвастать который год единственным "Чулпаном".
- В советские времена в республике было семь подобных образцово-показательных хозяйств, расположенных в различных природно-климатических зонах, - рассказывает начальник отдела охраны земельных ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов РТ Наталья Бережная. - Это опытно-показательные хозяйства "Трудовик" в Муслюмовском районе, "Игенче" - в Арском, "Южный" - в Бавлинском, "Чулпан" - в Высокогорском, имени Ленина - в Тюлячинском, "Красный Октябрь" - в Новошешминском, "Киятское" - в Буинском районах.
Вот бы возродить их как кустовые, а затем тиражировать по всей республике с ориентиром на "Чулпан"! Кстати, этот вопрос был прописан в начале 90-х годов в республиканской программе плодородия почв, которая, увы, так и осталась неутвержденным проектом. Республиканской комплексной "Программой повышения плодородия почв и защиты их от эрозии в РТ на 1997-2005 годы", утвержденной постановлением Кабмина РТ от 12.03.97г. №216, запланировано проведение первоочередных мероприятий по внедрению систем земледелия на ландшафтной основе в базовых хозяйствах республики, однако ни в одном из них работ в полном объеме так и не было проведено из-за недостатка финансирования. Уже в наши дни в другой программе "Экология и природные ресурсы", рассчитанной до 2010 года, была отработана и нашла отражение концепция плодородия почв и борьбы с эрозией. Но столь нужный татарстанской земле документ пока еще не утвержден Кабинетом Министров РТ.
Наступают враги - овраги
Ученые бьют тревогу - дальше так жить нельзя! Земли истощаются, и по вине человека ежегодные потери составляют по 20 тонн плодороднейшей почвы, так называемого гумуса, с гектара - кладовой почвенного плодородия. И хотя почвы нашей республики по своим природным показателям считаются высокоплодородными, анализ данных, полученных в результате агрохимических исследований на протяжении последних лет, показывает, что мы стремительно теряем живительный гумус. А это потери, на восполнение которых потребуются столетия...
Почему так происходит? Главные причины, считают специалисты, это, во-первых, специфика нашего татарстанского ландшафта, способствующего развитию процессов ветровой и водной эрозии, образованию оврагов (по данным кадастрового центра "Земля", в РТ числится 20 тысяч действующих вершин оврагов) и, во-вторых, - интенсивное земледелие, которое в течение длительного времени осуществлялось с нарушением основных принципов. Сегодня уровень распаханности земель сельскохозяйственного назначения в среднем по республике составляет 77 процентов, а кое-где достигает 85-86 (Дрожжановский, Буинский, Апастовский, Арский, Верхнеуслонский, Балтасинский, Сабинский районы). При этом лесистость некоторых районов, особенно в зоне Предволжья, составляет всего лишь 3 процента, что по показателям природно-климатических зон соответствует показателю зоны полупустыни. Именно здесь очень активно развиты процессы ветровой эрозии (дефляции), что ведет к опустыниванию земель.
В настоящее время в республике принята новая концепция восстановления и сохранения плодородия земель. И это не случайно, потому что земледельческая наука и практическое ведение земледелия претерпевают новый этап в своем развитии, Минсельхозпродом РТ разработана современная экологически сбалансированная система земледелия нового поколения. Правительство Татарстана пытается направить на ее реализацию не только средства республиканского бюджета, но и федеральные ресурсы. Без мощного комплексного финансирования с оврагами нам, увы, не справиться, даже обладая современными научными разработками в этой области, которых в Татарстане достаточно. Неплохо бы в этом плане поучиться у США, где каждый землепользователь, если он решает проблемы защиты почв от эрозии, получает от государства солидные дотации.
Борьба с эрозией почвы - вопрос не одного дня и не одного года, это проблема жизни целых поколений. Парадокс: в условиях технического прогресса, подъема и развития науки человек умудрился утратить главное - жизнь в гармонии с природой и по ее законам. Между тем малограмотный крестьянин никогда не выходил в поле пахать до срока, не выгонял скотину на вольный выпас весной раньше времени, не косил траву до Петрова дня, давал ей время вызреть и бросить семя в землю. В этой связи особого внимания требует внутрихозяйственное землеустройство, именно оно помогает увязать в единый узел природную среду и систему воздействия на нее человека, то есть производство. Вот что говорит по этому поводу начальник технического отдела республиканского кадастрового центра "Земля" Александр Самойлов:
- Проблема эрозии почв в Татарстане стоит очень остро. Земля, по сути, в постперестроечные годы стала беспризорной. И хорошо, что в последнее время в республике наметился курс на решение проблемы защиты почв от эрозии. Думаю, что мы должны взять пример с других республик и областей России и придать новой земельной программе статус закона, ведь в таком случае ее выполнение станет обязательным. Если говорить с позиций землеустройства, то решение проблемы невозможно без комплексной увязки. Каждое крупное землепользование республики должно сегодня иметь проект внутрихозяйственного землеустройства. Оно сочетает в себе организационно-хозяйственные меры, технологию обработки почв со всем агротехническим комплексом защиты, луголесомелиорацию, без которой невозможно защитить разрушенные и деградированные почвы, наконец, гидротехнику (пруды, лотки-быстротоки, террасирование склонов и так далее), в которой мы преуспели менее всего. Большой объем средств запланирован на облесение деградированных земель, 300 тысяч гектаров их должны стать пастбищами или кормовыми угодьями.
Словом, земля-кормилица ждет рачительного землепользования.