И будет ниспослан дар свыше

information_items_74234

В минувшую неделю, в преддверии намеченного на 17 апреля курултая мусульман Татарстана, на котором состоятся выборы муфтия республики, исполняющий обязанности председателя Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин на пресс­-конференции ответил на интересующие журналистов вопросы.

– Как к вам пришло решение участвовать в выборах муфтия? Что или кто подтолкнул вас к этому?

– Во-первых, решение это, конечно, не спонтанное, оно следствие всего предыдущего образа моей жизни. Во-вторых, пойти на этот шаг меня сподвигли верующие махалли, друзья-единомышленники. Честно признаться, еще два-три месяца назад я и в самых смелых своих мечтах не помышлял об этом. Смысл же своей сегодняшней жизнедеятельности вижу в служении исламу как религии, служении священному Корану. Надеюсь, и в будущем по милости Аллаха будет так. Самое главное для всех нас – богобоязненность. Первостепенной задачей своей вижу всемерное содействие делу духовного сплочения мусульманской уммы, воплощению в жизнь ее чаяний.

– Как вы пришли в религию?

– С одиннадцати лет стал ходить в мечеть. Я родом из поселка Красногорск Республики Марий Эл, это в 80 километрах от Казани. Из простой трудовой семьи. Родители живут сейчас в Волжске. Читать строки Корана меня научила первая наставница Райса-ханым. Большую роль в приобщении к вере сыграла моя бабушка, научившая первым молитвам, познакомившая с первыми религиозными книгами. После окончания девяти классов местной школы приехал в Казань поступать в медресе «Мухаммадия». Параллельно учился в 10–11-м классах общеобразовательной школы. Закончив ее, отправился в Махачкалу учиться в Северо-Кавказском исламском университете. Влекомый неотступным желанием выучить Коран наизусть, взял академический отпуск и поехал в Стамбул, где учился в медресе. После его окончания получил документ-разрешение на преподавание иджазы (шариатских наук). Вернувшись в Казань, продолжил образование – оканчиваю Российский исламский университет. Даст Бог, предстоящим летом сдам экзамены и получу вузовский диплом. Надеюсь учиться всю свою жизнь.

– Вы имеете и практический опыт – работали имамом?

– С 2008 года был имам-хатыбом мечети «Тынычлык» в поселке Мирный. Имам этой мечети был преклонного возраста и хотел видеть в своих помощниках молодого хазрата. Когда он разменял девятый десяток лет, то попросил прихожан освободить его от возложенных обязанностей, и махалля выбрала меня имамом. Два года назад Илдус хазрат Файзов пригласил меня в ДУМ РТ и поручил возглавить издательский отдел. Мы занимались переводом с арабского, старотатарского языков различных книг наших богословов, подготовкой их к изданию. У нас огромные планы по восстановлению исторических книг.

– Какие злободневные, на ваш взгляд, вопросы жизни уммы требуют безотлагательного решения?

– На мой взгляд, самая большая беда для нашего общества сегодня – это незнание основ ислама, его постулатов. Не секрет, что немало людей по неведению своему видят в исламе источник какой-то опасности. А ведь это надуманный страх! Каждый из посланников Аллаха – пророков воплощает только добродетель. Если мы говорим о Мусе (Моисее), то имеем в виду такое его качество, как «тот, кто общался с Богом». Когда говорим об Исе (Иисусе), то выделяем такое качество, как «Всевышний передал ему душу» (рухулла). Когда говорим об Ибрахиме, то знаем – «он друг Аллаха». Когда говорим о Пророке Мухаммеде, то он олицетворяет «любимца Аллаха». То есть наша религия – ислам, как и христианство, зиждется на любви. Суть ислама – это благочестие, милосердие, добродетель и любовь по отношению к людям. Жизнь на земном шаре по большому счету держится на любви, а не на зле и вражде.

– Если перейти от возвышенного к более приземленным, обыденным вещам, то чего, на ваш взгляд, недостает мусульманскому сообществу сегодня? Какие конкретные меры следует предпринять для выправления ситуации?

– Надо прежде всего повышать качество обучения в медресе. В текущем году с этой целью мы сформировали учебно-методическое объединение, которое призвано разработать единые учебные программы. По каждой учебной дисциплине ислама есть труды татарских ученых-богословов, правда, большинство их – на арабском языке. Так вот, наши учебные программы будут построены на трудах наших признанных богословов.

Как сказано Всевышним в священном Коране, правоверные – родственники друг для друга. Делить нам нечего, у нас общее и единое – и Всевышний, и Коран, и вера, и Пророк Мухаммед, и Отечество. Любой острый вопрос мы в состоянии обсудить и прийти к консенсусу за чашкой чая. Меры для укрепления единства видятся разнообразные. К примеру, в настоящее время вынашиваем идею выпуска периодического журнала для имамов (духовных наставников мусульман. – Авт.), где намереваемся освещать самые актуальные вопросы ислама. Обсуждаем и вопрос о введении в мечетях единой пятничной проповеди. Главное – это взаимопонимание, желание видеть друг в друге милосердного единоверца, готового совершить доброе дело для всеобщего блага. Тогда и будет всем нам ниспослан небесный дар Всевышним.

– За минувшие два года по разным причинам от исполнения обязанностей были отстранены несколько имамов. Если они выразят желание вернуться, как к этому отнесетесь?

– По действующему у нас уставу в ДУМ РТ религиозная деятельность ведется в соответствии с ханафитским мазхабом. Это касается всех направлений нашей работы – и исполнения религиозных обрядов, и внутренней политики, и международных дел и т. д. Если человек преисполнен желания работать в этих рамках, не допуская отклонений, то мы наверняка найдем с ним общий язык.

– Вот вы говорите, употребляя местоимение «мы», что подразумевает, надо полагать, наличие у вас команды единомышленников. Кто в нее входит?

– В нашей команде значатся имам-хатыб мечети «Сулейман» Илдар хазрат Баязитов, который будет руководить социальным направлением, в том числе молодежным движением и союзом мусульманок. Его знают в Казани как организатора центра изучения Корана для слепых. Проректор РИУ Рустам хазрат Батыров руководит научными проектами, в том числе УМО – учебно-методическим объединением. Проректор Казанского исламского колледжа Нияз хазрат Сабиров будет заведовать деятельностью экспертного совета, отдела пропаганды и отдела по взаимодействию с УФСИН. Планов у нас много…

– Ваши противники говорят, что вы ставленник Аппарата Президента Татарстана. Что вы на это можете сказать?

– Как вы знаете, Духовное управление – это общественная организация, и ее существование зависит от волеизъявления мусульман. Если мусульмане не будут меня воспринимать, что мне там делать? Если же смогу принести пользу им на этой работе, что-то поменять к лучшему, то буду только рад.

– Не считаете свой молодой возраст недостатком для должности муфтия? конце марта нашему собеседнику исполнилось 28 лет. – Авт.)

– Отвечу расхожей фразой: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

– Вас воспримет старшее поколение верующих?

– Как говорит наш Пророк, тот, кто не проявляет уважения к старшим и не проявляет милосердия к младшим, тот не из нас. Мы всегда будем уважать старших. У нас есть шура аксакалов – совет старейшин, есть старший казый – судья, с которыми мы всегда будем советоваться по всем вопросам. Я не вправе взять груз всей ответственности только на себя одного.

– Итак, резюмируя все сказанное ранее, с какой программой вы идете на выборы муфтия РТ?

– Первое, повторю, это укрепление единства мусульман, потому что это очень важно. У нас могут быть различные мнения, потому что все мы разные люди, и это нормально. Но мы должны и можем находить общий язык между собой. Однако мы никогда не найдем общего языка с террористами и всеми теми, кто призывает к совершению зла.

Второе – это формирование хорошего имиджа ислама – религии, суть которой, опять повторюсь, милосердие, добродетель.

Третье – социальное служение. Как вы знаете, одним из самых главных принципов исламского вероучения является справедливость. Пророк Мухаммед сказал: «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Люди ждут от нас, от Духовного управления, от каждой нашей структуры на местах реальной помощи и поддержки, а не пустых обещаний и демагогии. Больных и нуждающихся очень много, и оказание помощи в решении их проблем – это наша прямая религиозная обязанность. Подобная деятельность, помимо всего прочего, служит мощнейшим средством консолидации уммы на базе общего дела, средством единения мусульман различных взглядов. Сегодня мы нуждаемся в реабилитационных центрах для алкоголезависимых людей, для вышедших из мест лишения свободы. Есть проблема и с инвалидами. В настоящее время на улице Серова в Казани строится учебный центр для незрячих людей, рядом будет возведена мечеть.

Четвертое – исламское образование. Это учебно-методическое объединение, составление религиозной учебной программы для всех медресе, подбор нужных богословских книг. Подготовка собственных ученых международного уровня, которые знали бы арабский язык, были сведущи в теософских науках.

Пятое – это трудоустройство молодых кадров, окончивших медресе, исламский университет. Сегодня в Российской Федерации 80 процентов имамов – татары. Нам есть чем гордиться, но при этом не надо забывать, что мы – пример для других и надо достойно представлять свою республику. Отрадно, что в этом году состоится четвертый съезд татарских религиозных деятелей России.

– Камиль-хазрат, нам остается поблагодарить вас за откровенный разговор и пожелать удачи на избранном поприще!

Рашит МИНХАЖЕВ
Шамиль АЙДАРОВ

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости