Призвать досрочно

information_items_72830

Непростым обещает стать для Татарстана стартующий на днях очередной армейский набор

Наиболее ответственный отрезок нынешнего весеннего призыва – заключительный – пересекается с графиком проведения Универсиады-2013.

В этой связи возникли даже слухи о возможном срыве весеннего призыва в Татарстане. Однако начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата РТ Валерий Гурылев, к которому мы обратились за комментариями, с ходу отверг досужие разговоры.

Высшее образование как приоритет

Как известно, сроки традиционной весенней кампании несколько лет назад были продлены с 30 июня до 15 июля. Сделали это по инициативе
Минобороны РФ для того, чтобы поставить «под ружье» как можно больше выпускников вузов. Цель ясна – повысить средний интеллектуальный уровень рядового состава российских Вооруженных сил.

Соответствующая задача в текущем году с Татарстана не снята. По словам Валерия Гурылева, из 4,5 тысячи новобранцев всего весной вызову на комиссии подлежат 20 тысяч человек) три тысячи должны иметь высшее образование. Таков мобилизационный план по республике, утвержденный нынче Минобороны. Задача тем более непростая, учитывая, что доля выпускников вузов в общей массе призывников не превышала до сих пор 60 процентов.

Обычно к непосредственному набору новобранцев, имеющих высшее образование, военкоматы приступали «под занавес», в конце июня, когда в вузах издавали приказы об отчислении студентов-выпускников в связи с защитой дипломов и окончанием учебы. Именно эти приказы являются юридическим основанием для прекращения отсрочки от призыва, а для призывной комиссии – сигналом для вызова потенциального новобранца по повестке. При этом у военных комиссариатов оставалось в запасе две-три недели, чтобы провести призыв по всей полагающейся форме, в соответствии с законодательством.

Продлить нельзя, сократить

В этом году в связи с проведением крупных международных соревнований поставлена задача завершить данную процедуру до 20 июня. Для этого необходимо, чтобы казанские вузы произвели отчисление выпускников, обучавшихся на дневном отделении, уже во второй половине мая. С этой целью, как известно, даже на месяц – полтора ранее сдвинуты сроки летней сессии.

Однако в последний момент выяснилось, что досрочное отчисление возможно лишь при соблюдении вузом всех требований государственного образовательного стандарта, утвержденного Минобрнауки РФ. Указанные требования подразумевают, в частности, прохождение преддипломной практики, сокращение сроков которой не предусмотрено. Получается, формально любой выпускник, а тем более обучавшийся за плату, имеет право опротестовать «секвестр» обучения как предоставление некачественной образовательной услуги.

  • В связи с демографическим спадом последних лет зафиксировано резкое сокращение призывной базы Татарстана (то есть количества молодых людей призывного возраста, с 18 по 27 лет включительно) – со 135 тысяч до 98 тысяч человек

«Каков выход, покажет время. Уверен: приемлемое для всех решение будет найдено», – по-военному четко сформулировал свою позицию Дмитрий Гурылев. Он заверил также, что задачу, поставленную Минобороны по основным параметрам призыва, Татарстан безусловно выполнит. В конце концов, проблема касается в основном Казани. Набережные Челны, Нижнекамск и других города, где также проживает учащаяся молодежь призывного возраста, сокращение сроков кампании практически не затронет.

Здоровье – духовное и физическое

Особое внимание уделяется нынче подготовке призывного контингента военно-учетным специальностям – связиста, электрика, водителей грузового транспорта, повара. По данным Татвоенкомата, из восьми тысяч ребят, которые Татарстан ежегодно направляет в ряды Вооруженных сил, три тысячи новобранцев обучены необходимым в армии профессиям.

Любопытно также, что из полутора тысяч водителей, подготовленных в прошлом году для армейской службы, две трети были выпускниками вузов.

Другими приоритетами работы военных комиссариатов являются борьба с уклонистами и повышение степени годности к воинской службе. Актуальной данная сфера деятельности стала в связи с общим сокращением призывной базы Татарстана – количества граждан призывного возраста – молодых людей в возрасте с 18 по 27 лет включительно. За последние пять-шесть лет в связи с демографическим спадом данный показатель резко снизился – со 135 тысяч до 98 тысяч человек.

Что касается уклонистов, то, по словам Дмитрия Гурылева, проблему с ними удалось решить – их число снизилось с 1700 – 1900 человек, как это было в лихие девяностые годы, до 150. «Косят» от армии в основном казанцы, челнинцы и нижнекамцы – именно в городах гораздо проще затеряться в людской массе. Сельская же молодежь, как правило, гораздо более сознательна. К тому же постепенно приходит понимание: без военного билета невозможно устроиться на престижную работу, поступить на учебу на бюджетное место, даже получить банковский кредит.

Скрываются от сотрудников военкоматов обычно двумя способами: «залегают на дно», прячась на дому у родственников в соседнем населенном пункте, или выезжают в другие российские регионы. В обоих случаях молодые люди сознательно идут на нарушение закона. Таким юношам нелишне напомнить: помимо штрафа за нарушение общегражданского законодательства, уклонистам грозит уголовная судимость с наложением взыскания до 200 тысяч рублей. Не говоря уж о том, что лучшие свои годы парни вынуждены проводить «в бегах».

Между прочим, среди ранее испытывавших страх перед армией немало тех, кому служба помогла в итоге разорвать порочный круг тяжелых жизненных обстоятельств. Речь о «трудных» подростках, ребятах из неблагополучных семей. Нередки случаи, когда в ходе службы выравнивалось здоровье парня, он элементарно добирал необходимый вес. Все-таки армия – это режим дня, необходимый уровень физических нагрузок, дисциплина, а главное – стабильное и полноценное питание. То, чего многим ребятам «на гражданке», как ни печально, не хватает.

Впрочем, факт остается фактом: степень годности к воинской службе татарстанцев из года в год растет. За три года данный показатель увеличился и составил почти 75 процентов, что является одним из лучших показателей в стране. Для сравнения: соответствующая средняя цифра по России – 66-68 процентов.

Армия – это действительно школа жизни

В заключение – о том, что армия сегодня все-таки другая. Ее не стоит бояться ни призывникам, ни их родителям.

Ситуация в Вооруженных силах страны действительно серьезно поменялась. Солдаты не убирают казармы, не метут плац, не собирают листву, не белят бордюры. Приняты законодательные и практические меры, чтобы все эти функции выполняли отныне гражданские структуры по контрактам с Министерством обороны. Сто процентов времени у солдата занимает теперь армейская служба – год (один-единственный!) боевой и физической подготовки.

Нелишне напомнить и о чисто человеческих новациях: отныне, например, солдат имеет час послеобеденного сна. Заметно изменились условия питания. Вопросы приготовления пищи также легли на плечи гражданских структур. Стараются готовить вкусно и разнообразно.

Разумеется, армия есть армия. Это не дом отдыха. Но воинская служба, во всяком случае, в мирное время, действительно становится для молодого человека настоящей школой жизни, закаляющей морально и физически, дающей право на все оставшиеся годы гордо заявлять: «Да, я служил Отечеству!»

  • В прошлом году 13 татарстанцев (все – жители Казани, Зеленодольска и Альметьевска) выбрали для прохождения альтернативную гражданскую службу. Семеро из них были трудоустроены в системе «Почты России», остальные направлены на работу в медучреждения, социальные приюты, детские интернаты в Рязань, Рыбинск, Ярославль, Новосибирск.
    Напомним: для прохождения АГС необходимо написать соответствующее заявление в призывную комиссию по месту жительства. Сделать это нужно за полгода до призывной кампании, обосновав свои пацифистские убеждения.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости