Тысяча жизней – много или мало?

Уровень безопасности дорожного движения – один из главных показателей ответственности государства за жизнь своих граждан. И совсем не случайно год от года все взыскательней становится общественный контроль за состоянием дел в этой сфере, подчеркнул на заседании итоговой коллегии УГИБДД МВД по РТ министр внутренних дел Артем Хохорин.
По словам министра, Управление Госавтоинспекции Татарстана прочно завоевало статус передового по техническому развитию, обеспеченности, внедрению новых форм работы. И результаты налицо. В своем выступлении главный автоинспектор республики Рифкат Минниханов отметил, что основным достижением реализации федеральной целевой программы в Татарстане можно считать более тысячи сохраненных человеческих жизней. Именно настолько снизилось число жертв дорожных трагедий по сравнению с итогом 2004 года, взятым за точку отсчета программы.
Однако, как отметил министр, «мы удержали ситуацию на стабильном уровне, но также можно сказать, что топчемся на месте», ведь снижение общего числа ДТП в прошлом году составило около полутора процентов, несколько снизилось число погибших, но выросло число получивших ранения. И это на фоне существенно возросшего числа пресеченных нарушений правил дорожного движения, – их в республике зафиксировано почти шесть миллионов.
Так в чем же причины не столь существенного снижения аварийности на дорогах, как хотелось бы? По мнению Артема Хохорина, которое разделяет и вице­премьер Асгат Сафаров, – в растущем правовом нигилизме водителей и пешеходов. За последние восемь лет в целевые программы безопасности дорожного движения вложено почти семь миллиардов рублей, однако крайне низкая культура поведения на дорогах затушевывает все усилия. Только карательными мерами добиться снижения травматизма на дорогах не удастся. На первый план, подчеркнули и министр, и вице­премьер, выходит вопрос формирования общественного мнения в отношении безопасности на дорогах, и тут многое могли бы сделать средства массовой информации.
Впрочем, как отметил Артем Хохорин, не меньшего внимания требует развитие дорожной инфраструктуры, особенно в части разметки и дорожных знаков. Как рассказал на коллегии заместитель прокурора республики Газинур Галимов, только в Казани не исполнено более 20 судебных решений по этой части.
Но эти причины не снимают ответственности за порядок на дорогах и с самих сотрудников Гос­автоинспекции. Их влияние на безопасность дорожного движения в районах республики снизилось. Конечно, сказалось сокращение штата сотрудников, но только отчасти. Если же сравнить результаты подразделений, работающих примерно в одинаковых условиях, цифры заставят задуматься.
Если каждым из пяти сотрудников в Сармановском районе ежедневно пресекается по пять нарушений ПДД результате число ДТП снижено на 22 процента), то на одного сотрудника в Алексеевском, Бавлинском, Мамадышском, Черемшанском районах приходятся два­три. Причем на фоне роста аварийности. Почти четверть ДТП в Мензелинском районе произошли по причине неправильного обгона, но восемь сотрудников здешнего отдела пресекли лишь одно подобное нарушение. За год! Похожая картина в Агрызском районе.
Кстати, в этом районе с 15 по 21 сентября прошлого года работал экипаж Управления ГИБДД, за этот период он зафиксировал 37 нарушений. В то же время местные стражи дорог заметили вдвое меньше нарушителей. А как объяснить то, что в Набережных Челнах за год зафиксировано на 1300 нарушений меньше, чем в не сопоставимой с автоградом по размерам и количеству транспорта Бугульме? Неужели в двух татарстанских городах так разнится уровень культуры участников движения?
Не возвращаясь к «палочной системе», отметил Артем Хохорин, важно в каждом конкретном случае определиться, опираясь на статистику, в каких районах показатель выявляемости нарушений ниже, чем в среднем по республике. И понять, что тому причиной – прекрасная обстановка на дорогах или бездействие сотрудников?
Как подчеркнул Асгат Сафаров, год проведения Всемирных студенческих игр в Казани во многом станет экзаменом для республики. Но главная задача сегодня – обеспечение безопасности на дорогах. Необходимо повысить требовательность к качеству подготовки будущих водителей, работать с теми, кто ежедневно выводит свой транспорт на республиканские автотрассы.
В общем, легких времен у Гос­автоинспекции не было, а предстоят еще более сложные. Но решить задачу, над которой бьются специалисты всего мира, только карательными мерами и вправду вряд ли удастся. Нужна перестройка в головах и стражей дорог, и водителей, и пешеходов.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости