Личное подворье – не личное дело

information_items_70997
Растет деловая активность малого бизнеса на селе

Еще два-три года назад локомотивом развития сельского хозяйства в Татарстане считались за счет казны усиленно поддерживались) крупные частные инвесторы. Их интересы лоббировались зачастую в ущерб среднему и мелкому агробизнесу, ведь считалось, что не только агропромышленный кластер, но и весь сельский уклад держится на холдингах. Инвесторы вкладывали в развитие и модернизацию своих производств не миллионы – миллиарды, правда, в основном кредитных рублей. И хотя их финансовая политика была направлена на развитие собственного бизнеса, она объективно улучшала и показатели агропромышленного комплекса республики в целом.

Но финансовый кризис показал: делать ставку только на крупные холдинги – ошибочно. Ведь даже у аграрных лобби не нашлось ни средств, ни аргументов для прикрытия их финансовых дыр, образовавшихся из-за огромной закредитованности, приправленной некачественным менеджментом. Совокупность этих факторов сформировала пессимизм в отношении крупных предприятий, и в этой ситуации снова вспомнили о крестьянских, фермерских личных подсобных хозяйствах, прежде обделяемых финансовым вниманием.

Так в тренде оказалась политика развития именно малых форм хозяйствования, при этом курс на господдержку сельхозпредприятий всех форм собственности в целом сохранился. Для содействия сельскому бизнесу были приняты невиданные прежде по масштабам федеральные и республиканские госпрограммы, а денежный ручей потек и в сторону малого сельского бизнеса.

На изменение конъюнктуры отреагировали банки, которые стали осторожнее кредитовать агрохолдинги. Долги сельхозпредприятий перед финансовыми структурами, по данным Минсельхозпрода, сегодня в три раза превышают годовую денежную выручку предприятий. Кстати, ряд эффективных предприятий могут надеяться здесь на поддержку: как нам стало известно, Минсельхозпрод прорабатывает вопрос долгосрочной пролонгации их лизинговых платежей и кредитов перед банками.

Откорректировав направление вектора политических и экономических пристрастий в сторону рядовых сельчан, Минсельхозпрод не питает иллюзий относительно легкой победы государственной стратегии в вопросе повышения деловой активности сельчан. За годы, прошедшие после реорганизации колхозов и совхозов, претерпела изменения, к сожалению, не в лучшую сторону сама философия сельской жизни. Только самые предприимчивые, смелые, трудолюбивые решаются самостоятельно заняться агробизнесом. Каждый третий из числа трудоспособного сельского населения перешел в категорию безработных, в лучшем случае – перебивающихся разовыми заработками. А некоторые просто бездельничают, существуя на пенсии престарелых родственников.

Еще одна категория сельчан – имеющие стабильный доход интеллигенция, чиновники, работники бюджетной сферы, пенсионеры. Многие убеждены, что ведение личного подсобного хозяйства сегодня экономически нецелесообразно. Так и получилось, что пустынный деревенский двор нынче даже в благополучных некогда поселениях – не редкость.

Для изменения пассивной психологии, развития малых форм хозяйствования нужна действительно активная государственная воля. И меры были приняты. Заработали программы по поддержке начинающих фермеров, по развитию семейных животноводческих ферм, программа «Лизинг-грант» и другие. Благодаря этому уже теперь, на четвертом году действия новой экономической агрополитики, можно говорить, что село выходит из депрессивного состояния, и уже есть первые успехи. В республике появились 800 новых семейных ферм, где задействованы две тысячи человек. В Татарстане сегодня свыше 400 тысяч «живых» личных подворий, почти шесть тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства производят около 40 процентов мяса и молока, около 80 процентов картофеля и овощей. В общей сложности сектор малого аграрного бизнеса выдает половину валовой сельхозпродукции республики.

Однако глава Минсельхозпрода Марат Ахметов считает, что потенциал сельских территорий задействован не полностью. По его мнению, культивирование сельского уклада как части общей национальной культуры невозможно без системного развития сельских поселений – их обустроенности, оздоровления демографической ситуации, развития инфраструктуры и решения многих других вопросов. На традиционных зональных совещаниях, которые проходят в эти дни в республике с участием Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина, взявшего под контроль этот важный вопрос, с главами районов и сельских поселений шел конкретный разговор по развитию сельского предпринимательства, усилению деловой активности и самозанятости сельчан. «Эта сфера не должна ограничиваться компетенцией Минсельхозпрода, – уверен Марат Ахметов. – Это комплексная, очень масштабная работа, подключиться к которой должен ряд министерств и ведомств. Министерство экономики – по линии получения лизинг-грантов, а также по территориальному развитию и размещению производительных сил; Агентство инвестиционного развития – по привлечению на село инвестиций, Минтруд – по программе самозанятости; Минтранс – по строительству сельских дорог, включая подъездные пути к семейным фермам; Минстрой – в части строительства жилья, объектов соцкульбыта; Министерство информатизации и связи – оснащения системой электронной связи, документооборота и т.д.». Эти министерства и ведомства, конечно, и сейчас не бездействуют, но, как констатировал Марат Ахметов, их деятельность пока замыкается в основном на райцентры.

Новый курс реформ выявил, что у сельчан еще жив интерес к крестьянскому труду – земледелию, животноводству, садоводству… Традиционные сельскохозяйственные ярмарки тоже показали, что деревня может не только прокормить саму себя, но и согласна за невысокую маржу трудиться на город. Но, как продемонстрировали результаты опроса, проведенного специалистами Минсельхоз­прода, нежелание вести частное подворье сельчане объясняют главным образом отсутствием рынка сбыта произведенной ими сельхозпродукции. Конечно, свои услуги им предлагают перекупщики и заготовители, но сельчанину обидно продавать им за бесценок мясо, молоко, мед, другие продукты, а взамен получать втридорога комбикорма и другой товар.

Будь у села гарантированные каналы сбыта, доступ к дешевым кормам и достойные закупочные цены и прояви государство терпение и поступательность в решении этих системных проблем, татар­станцы бы еще с большей охотой потянулись к крестьянскому труду…

село
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости