
Считанные дни остаются до назначенного на 3 ноября открытия II съезда народов Татарстана. Как возникла идея проведения форума народов, проживающих на территории нашей республики, что способствовало этому? Какова предыстория первого съезда, сколько было на нем делегатов, как они были избраны и какие слои населения, общественности представляли? Ответы на эти вопросы читатели найдут в предлагаемых их вниманию заметках одного из организаторов самого первого съезда народов Татарстана.
Датой образования многонационального движения в Республике Татарстан принято считать 23 мая 1992 года: в этот день 15 лет назад в здании театра имени Камала состоялся I съезд народов Татарстана. Мне выпала честь участвовать в организации этого съезда в качестве одного из сопредседателей его оргкомитета. Вторым сопредседателем стал Василий Николаевич Лихачев - тогда вице-президент Татарстана.
Вы помните, читатель, время, относящееся к концу 80-х - началу 90-х годов прошлого века? Казань, Набережные Челны, Альметьевск бурлили. Десятки тысяч людей выходили на манифестации, митинги, на которых звучали страстные призывы к суверенитету Татарстана. Страсти нередко перехлестывали через край, и от руководителей республики, лидеров общественно-политических движений требовались немалая выдержка и самообладание, политическая воля, чтобы удерживать ситуацию в рамках закона. А она порой приобретала взрывоопасный характер, особенно когда речь заходила о национальных взаимоотношениях. Я это очень хорошо помню еще и потому, что, будучи председателем Казанского отделения Татарского общественного центра, отвечал за соблюдение общественного порядка на митингах, в местах массовых шествий, манифестаций.
И вот тогда родилась идея предпринять что-то в организационном плане в целях не только предотвращения каких-либо проявлений национальной розни, а укрепления межнационального и гражданского мира и согласия. Идея, вернее сказать, витала в самом политизированном воздухе.
Правда, вначале эта идея материализовалась в реорганизацию Казанского отделения ТОЦ в Многонациональный казанский общественно-политический центр (МКОПЦ). И этому центру удалось наладить конструктивный диалог с властными структурами, прежде всего с Аппаратом Президента РТ. К этому времени мы заняли пустовавшее помещение первого этажа дома C6 70 на улице Кирова (здание бывшей гостиницы "Амур"). Дом этот - известный памятник истории, здесь когда-то жили Г. Тукай, Ф.Амирхан, другие видные деятели татарской интеллигенции, а также известные купцы Казанского края, деловые люди. Сам я жил на втором этаже этого же здания, из своей квартиры протянул телефон в штаб-квартиру МКОПЦ, и жизнь там закипела.
Первыми в помещении центра появились чуваши, сформировавшие Чувашский культурный центр. За ними - марийцы, татары, удмурты, мордва, к ним присоединились немцы, евреи, казахи, представители всех остальных народностей, проживающих в Казани. Нам удалось юридически зарегистрировать наш центр как общественно-политическую организацию. Тогда мне очень часто приходилось выступать на телевидении и радио, на страницах печати с разъяснением целей и задач нашего движения. Приоритетными среди них были возрождение культур, традиций этносов, населяющих Татарстан, сохранение и развитие языков, возвращение верующим культовых храмов.
Вот тогда мы и озвучили идею проведения съезда народов Татарстана и довели ее до Президента РТ Минтимера Шаймиева. Он сразу безоговорочно поддержал ее и распорядился об оказании нам всесторонней организационной помощи.
Справедливости ради должен сказать, что были и те, кто возражал против съезда, говорил мне: "Газизов, ты мешаешь подготовке и проведению
I Всемирного конгресса татар". Но история расставила все по своим местам. Время показало, что поддержка I Cъездом народов Татарстана предстоящего Всемирного конгресса татар была как раз кстати, способствовала его успеху.
Принятые съездом 15 лет назад документы сыграли важную роль в приближении сегодняшней стабильности в социально-экономическом развитии Татарстана, укреплении гражданского мира и национального согласия.
В заключение хочу привести некоторые цифры, характеризовавшие первый съезд. Делегаты его избирались разными путями: часть была выдвинута трудовыми коллективами на районных и городских собраниях, часть - национально-культурными центрами. Из 557 делегатов 100 являлись представителями ИТР, научной и творческой интеллигенции, студенчества. Более 60 делегатов - рабочие предприятий и колхозники, 20 - медицинские работники, учителей - 43, 26 человек - ветераны войны и труда. Более 200 человек - руководители различных учреждений, предприятий, организаций.
По национальному составу самыми представительными были татары и русские, затем - чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы, казахи... Всего представители более 20 народностей.
Теперь, полтора десятилетия спустя, можно с уверенностью сказать, что Первый съезд народов Татарстана выполнил свою историческую миссию, внеся достойную лепту в дело сохранения стабильного согласия в многонациональном Татарстане. В этом и заключается его главный итог.