Доклад председателя Счетной палаты Алексея Демидова

На содержание и структуру законопроекта "О бюджете Республики Татарстан на 2006 год" оказали влияние значительные преобразования как межбюджетных отношений, так и налогового законодательства. В целом законопроект сохраняет социальную направленность, ориентирован на проведение действенных социальных преобразований и финансово обеспечивает их.


Председатель Счетной палаты Алексей ДемидовВместе с тем потенциальные возможности бюджета 2006 года в некоторой степени ограничены сокращением поступлений финансовой помощи из федерального бюджета. Это, в свою очередь, увеличивает значимость усилий по повышению эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов.


Базовые параметры бюджета 2006 года сбалансированы. Расходная часть сформирована в соответствии с расходными полномочиями, закрепленными за субъектом Российской Федерации, а также изысканы ресурсы на осуществление собственных инвестиционных и социальных проектов.


Счетной палатой в заключении отмечено и некоторое замедление темпов роста отдельных макроэкономических показателей в прогнозе социально-экономического развития республики на 2006 год. Кроме того, отдельные показатели прогноза могут быть дополнительно расширены.


Для наиболее полной характеристики социально-экономической ситуации Счетная палата считает возможным включить в состав основных показателей прогноза социально-экономического развития Татарстана показатель "Качество жизни", а также выделить группу населения с доходами ниже прожиточного минимума. Это позволит улучшить качество оценки уровня жизни населения и результативности ежегодных социально-экономических преобразований.


Общий объем доходов бюджета в 2006 году увеличен по сравнению с первоначально утвержденными показателями 2005 года, что позволит обеспечить необходимый уровень финансирования по основным отраслям и закрепленным расходным обязательствам.


Оценка Счетной палаты содержания расходов бюджета по ведомственной и функциональной классификации представлена в заключении.


Как уже было отмечено, основной особенностью формирования проекта бюджета республики на 2006 год являются текстовые положения и объемы расходов, включенные в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законодательных актов Республики Татарстан, регулирующих финансовые отношения с муниципальными образованиями в рамках реформы местного самоуправления.


Доля трансфертов в консолидированном бюджете 2006 года составляет свыше 25 процентов, изменена доля муниципальных бюджетов в общем объеме консолидированного бюджета с 36 процентов в текущем году до 38 процентов в 2006 году. Такое изменение соответствует проводимым реформам в переходном периоде. Межбюджетные трансферты в основном направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и исполнения отдельных государственных полномочий. Исходя из объемов и структуры финансовой помощи, заложенных в законопроекте, эта цель может быть достигнута.


Фонд развития муниципальных образований в бюджете 2006 года не предусмотрен. Представляется, что его отсутствие обусловлено периодом становления муниципальных образований. В дальнейшем необходимость формирования такого фонда бесспорна.


В будущем возникнут и задачи организации и осуществления финансового контроля за формированием и исполнением местных бюджетов, хотя сейчас этот вопрос, конечно, не первостепенный.


Вопрос охвата местных бюджетов финансовым контролем, в том числе и государственным, являлся предметом обсуждения состоявшегося недавно в Казани заседания Ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации с участием председателя Счетной палаты России и Председателя Государственного Совета Татарстана. На совещании была высказана общая озабоченность законодательной неурегулированностью данного вопроса, а также рассмотрены варианты организации финансового контроля на примере некоторых регионов. Это и ревизионные комиссии из числа депутатов, и тройственные соглашения с участием контрольно-счетных палат субъектов, а также организация контрольных органов в крупных городах, и межтерриториальные, так называемые, "кустовые" контрольные объединения.


Формы контроля за расходованием муниципальных финансов могут быть различны. Не хочу опережать события, жизнь сама подскажет, какие варианты определит наша республика. Счетная палата готова к конструктивному сотрудничеству и оказанию методической и практической помощи в этом вопросе.


Счетной палатой отмечена безосновательность снижения платы за пользование бюджетными средствами с 3/4 до 1/4 ставки рефинансирования. Такое решение, по нашему мнению, не находит экономического обоснования. А используемая в проекте формулировка о возможности установления размера платы за пользование бюджетными средствами до 1/4 позволяет применять субъективный подход при предоставлении бюджетных кредитов, что не согласуется с проводимой в Татарстане антикоррупционной политикой.


Объем государственного долга Татарстана обусловлен принятыми в 2005 году Государственным Советом решениями о предоставлении государственных гарантий на сумму 15,9 миллиарда рублей и структурно не изменяется. Предоставление государственных гарантий должно предусматривать максимальную защищенность республиканского бюджета и обеспечивать имущественные интересы республики.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости