Доклад первого заместителя Премьер-министра - министра экономики и промышленности Бориса Павлова

Первый заместитель Премьер-министра - министр экономики и промышленности Борис Павлов Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым на ваше рассмотрение внесен проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2006 год", одновременно с которым представлены основные параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2006 год и другие документы в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан.


Прогноз отражает консолидированную позицию органов государственного управления, всех субъектов хозяйственной и общественной деятельности республики по повышению качества жизни татарстанцев. Решение этой задачи предполагается осуществить за счет ускоренного экономического роста на основе перехода к полномасштабной реализации в республике крупных инвестиционных проектов, за счет повышения доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоения новых рынков сбыта республиканской продукции, а также за счет реализации на территории республики ряда общенациональных федеральных приоритетных проектов и программ.


Параметры прогноза социально-экономического развития Татарстана на 2006 год в полном объеме соответствуют основным положениям Программы социально-экономического развития республики на 2005-2010 годы, принятой Государственным Советом в первом чтении, в том числе ключевому интегральному индикатору "качество жизни", который имеет устойчивую динамику роста всех его составляющих и в текущем году. Так, важнейшая его составляющая - реальные денежные доходы населения - возросла за 9 месяцев 2005 года на 21%. Среднедушевые денежные доходы превысили величину минимального потребительского бюджета на 30% по сравнению с 17% в прошлом году. Среднемесячная заработная плата одного работающего за январь-август составила 6740 рублей и увеличилась на 26%, при этом в августе ее размер превысил 7100 рублей.


При этом необходимо отметить, что опережающими темпами растет заработная плата на предприятиях малого бизнеса, где ее рост составил 40%. На это повлияла целенаправленная работа правоохранительных, налоговых, социальных органов по сокращению "конвертной" оплаты труда при координирующей роли Республиканской межведомственной комиссии по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов. В результате и бюджет, и социальные фонды получили дополнительные поступления от роста официальной заработной платы.


В текущем году заработная плата работников бюджетной сферы выросла за счет увеличения с 1 января 2005 года тарифных ставок и окладов на 20%, а с 1 сентября еще на 11%. Это соответствует решениям федерального Правительства. Причем в республике были сохранены дифференцированные компенсационные выплаты по всем разрядам Единой тарифной сетки и дополнительные выплаты, не предусмотренные федеральным законодательством. Они составили 4,8 млрд. рублей. Это позволило за 8 месяцев 2005 года в отрасли "Образование" увеличить среднемесячную заработную плату на 24% (4331 рубль), в здравоохранении - на 18% (4393 рубля), по организациям культуры - на 19% (3468 рублей). Средства были направлены на выплату премий работникам бюджетной сферы в размере двух тарифных ставок и материальной помощи в размере одной тарифной ставки; на повышение на 25% тарифных ставок специалистам бюджетной сферы за работу в сельской местности; на доплату и надбавки сверх федеральных молодым специалистам-педагогам - за особые условия труда, учителям - за классное руководство, а также работникам культуры, здравоохранения, социального обеспечения.


Растет обеспеченность граждан республики жильем и объектами социальной инфраструктуры. За 9 месяцев 2005 года введено в эксплуатацию 642 тысячи квадратных метров общей площади жилья, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, 27 общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений (в том числе 26 школ на 3194 ученических места и детский сад на 39 мест), 3 учреждения здравоохранения (на 68 коек и 110 посещений в смену) и 4 учреждения культуры (на 360 мест).


В текущем году реализована программа замены натуральных льгот их денежным эквивалентом. За 9 месяцев расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств бюджета республики составили почти 2 млрд. рублей. Из них ветераны труда и пенсионеры с учетом субсидий и скидок по оплате жилья и коммунальных услуг получили более 1,5 млрд. рублей, дети и многодетные семьи - свыше 325 млн. рублей, труженики тыла - 50 млн. рублей.


В республике созданы необходимые условия для льготного санаторно-курортного лечения и отдыха. За 9 месяцев текущего года более половины граждан республики, имеющих право на льготы, прошли санаторно-курортное лечение, а это более 28 тысяч человек, что в 3 раза больше, чем в прошлом году. При этом более 90% граждан, получивших путевки, проходили лечение в здравницах Татарстана.


На протяжении ряда лет успешно реализуется программа оздоровления детей, благодаря которой за истекший период 2005 года отдохнули 250 тысяч детей. За счет средств социального страхования в текущем году на отдых детей и подростков в детских оздоровительных лагерях различного типа выделен 351 миллион рублей, что на 40 млн. рублей больше, чем в 2004 году. Около 45% этих средств направлено на оздоровление детей в санаторных лагерях круглогодичного действия.


В целом в 2005 году на реализацию мер адресной социальной поддержки населения республики запланировано направить более 10 млрд. рублей, за 9 месяцев израсходовано около 8 млрд. рублей.


Такова динамика важнейших показателей, влияющих на качество жизни, достижение которых стало возможно благодаря устойчивому экономическому росту.


Итоги развития экономики за 9 месяцев текущего года характеризуются положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Так, объем валового регионального продукта за 9 месяцев 2005 года составил около 380 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2004 года на 7%.


Улучшились финансовые результаты реального сектора экономики. Прибыль крупных и средних предприятий в январе-августе 2005 года составила 56,6 млрд. рублей и возросла на 33% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.


Предприятиями и организациями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 350 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 104,1%. При этом в обрабатывающих отраслях производство выросло на 6,5%, в том числе производство машин и оборудования возросло на 12,5%, производство кожи и обуви - на 18,3%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 19,8%, текстильное и швейное производство - на 31,4%.


Вместе с тем не удалось стабилизировать уровень производства алкогольной продукции и пива на уровне прошлого года. По итогам 9 месяцев допущено снижение производства алкогольной продукции на 10,3%, пива - на 22,4%. Тенденция снижения производства водочной продукции является общей для Российской Федерации в последние два года, что вызвано изменением структуры потребления, ежегодным повышением акцизов на водку и спирт, неурегулированностью федерального законодательства в области оборота спиртосодержащей продукции двойного назначения.


Важным показателем, влияющим на социально-экономическое развитие республики, являются инвестиции в основной капитал, которые за 8 месяцев 2005 года выросли на 41,3% к соответствующему периоду прошлого года, и их объем составил 62,8 млрд. рублей. По оценке, 34% инвестиций было освоено в промышленности, 20% - на транспорте и в связи, 19% - в социальной сфере и 27% - в других отраслях экономики республики.


В текущем году в республике реализуются около 80 приоритетных инвестиционных проектов, из которых 61 проект пользуется государственной поддержкой в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов. Это позволило уже реализовать ряд крупных проектов, в том числе ввести в эксплуатацию вторую очередь производства полистирола мощностью 50 тыс. тонн в год в ОАО "Нижнекамскнефтехим" и завершить модернизацию завода по производству полиэтилена низкого давления в ОАО "Казаньоргсинтез" мощностью 510 тыс. тонн в год.


Определенные положительные результаты получены в системе государственного заказа: на 12% увеличилось число контрактов по открытым конкурсам (это 51% общего объема), на 21% - доля предприятий малого бизнеса в реализации государственного заказа (34%), почти в 3 раза увеличился объем заказа, выполняемого предприятиями обществ инвалидов (100 млн. рублей вместо 38 млн. рублей).


Следует отметить активное вхождение крупного капитала в отрасль агропромышленного комплекса. Причем уже сегодня можно сказать, что эти инвестиционные вложения показали свою эффективность. В рамках создаваемых вертикально интегрированных структур, объединяющих в себе все стадии переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, наибольших успехов достигли "Татфондбанк", ПО "Красный Восток - Солодовпиво", которые уже сегодня вложили более 13 млрд. рублей инвестиций.


Таким образом, итоги работы за 9 месяцев текущего года, безусловно, свидетельствуют о том, что основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году будут выполнены в полном объеме.


Прогноз на 2006 год разработан с учетом итогов развития республики в предыдущие годы и на базе прогнозных материалов ведущих предприятий, министерств, администраций районов и городов. При формировании прогноза использованы экономико-статистические методы и методы экспертных оценок. В его основу заложены следующие параметры функционирования российской экономики в 2006 году: индекс потребительских цен - 108,5%, курс доллара в среднем за год - 28,6 рубля, экспортная стоимость нефти - 38 долларов за баррель.


Основные параметры прогноза социально-экономического развития республики в 2006 году были доложены и обсуждены на заседаниях комитетов Государственного Совета и на парламентских слушаниях.


Важнейший бюджетообразующий параметр - валовой региональный продукт республики - увеличится в 2006 году в сопоставимой оценке на 6,5% по сравнению с оценкой 2005 года и составит 522,6 млрд. рублей. Данный показатель неоднократно уточнялся со всеми крупными и средними предприятиями республики. Предполагается получить прибыль в отраслях экономики в сумме 84 млрд. рублей. Объем промышленного производства по прогнозу достигнет 471,5 млрд. рублей. Индекс промышленного производства должен составить 105%. Объем добычи нефти в 2006 году определен в размере 30,2 млн. тонн, что составляет 100,3% к уровню 2005 года.


Основной прирост объемов промышленного производства будет достигнут за счет химической и нефтехимической продукции в целом на 12%, в том числе синтетических каучуков - на 32,8% (468 тыс.тонн), полиэтилена - на 14,3% (479 тыс.тонн), моющих средств - на 24% (135 тыс.тонн).


Производство продукции машиностроительного комплекса в 2006 году увеличится на 11%, в том числе производство грузовых автомобилей возрастет на 16,5% и составит 36700 штук, производство легковых автомобилей "Ока" уменьшится на 9,7% (28 тысяч штук) с одновременным началом производства автомобилей нового модельного ряда "Rexton" в объеме 5 тыс. штук. Увеличится производство самолетов Ту-214 до 12 штук в год, и будут осуществляться подготовка производства и участие в серийном выпуске самолета RRJ, что позволит предприятию превысить точку безубыточности производства.


Необходимо отметить, что повышение конкурентоспособности экономики республики будет осуществляться на основе развития наукоемких производств и роста доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта республики, которая в 2006 году достигнет 15%. Это произойдет прежде всего за счет освоения производства новой высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции, современных моделей грузовиков повышенной грузоподъемности, среднетоннажных автомобилей, современных автобусов, компрессоров, авиационной техники на предприятиях нефтехимического, машиностроительного и авиастроительного комплексов республики.


Валовая продукция сельского хозяйства в 2006 году в действующих ценах составит 69,5 млрд. рублей при темпе роста в сопоставимых ценах в 101%. Оборот розничной торговли увеличится в сопоставимых ценах на 17% и достигнет 193,6 млрд. рублей. Внешнеторговый оборот Татарстана в 2006 году составит 9,9 млрд. долларов США. Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году увеличится в сопоставимых ценах к текущему году на 7% и составит 110,8 млрд. рублей.


В 2006 году, как и в предыдущие годы, предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в Татарстане, будет оказываться государственная поддержка различных форм. Общая сумма льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль в 2006 году составит, по предварительным расчетам, 370 млн. рублей. Инвестиционно-венчурному фонду республики на 2006 год планируется выделить из бюджета республики 535 млн. рублей на компенсацию банковских процентных ставок предприятиям и организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.


Большое значение для развития инвестиционной деятельности будет иметь реализация Федерального закона "О концессионных соглашениях". Его реализация на территории республики позволит привлечь средства инвесторов для развития тех секторов экономики, в которых либо недостаточно государственных ресурсов, либо невозможна по тем или иным причинам передача муниципальной или государственной собственности частному бизнесу.


Крупнейшими "точками роста" инвестиций и ВРП на ближайшее будущее будут проекты, реализуемые в нефтегазохимическом комплексе. В 2006 году будет начата реализация проекта по строительству нового, отвечающего требованиям современных мировых стандартов комплекса нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов в Нижнекамске. Будут введены в эксплуатацию новые производства в ОАО "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез". В ОАО "Нэфис Косметикс" продолжится строительство уникального и единственного в России современного маслоэкстракционного завода по переработке семян рапса. Это производство имеет инфраструктурный характер и затрагивает интересы не только предприятий химии, но и перерабатывающих отраслей промышленности, сельхозпроизводителей, животноводческого и птицеводческого комплексов республики.


Приоритетным направлением в привлечении инвестиций в республику в будущем году будет совместная с федеральным Правительством работа по финансированию крупного высокотехнологичного проекта общегосударственного значения - создание и развитие Нижнекамского промышленного узла с соответствующей инженерной инфраструктурой. Будут использованы средства из федерального Инвестиционного фонда.


Также в 2006 году планируется создание на территории республики двух особых экономических зон. Одна из них - промышленно-производственного типа - на промышленной площадке Елабужского автомобильного завода, она предполагает развитие производства легковых и грузовых автомобилей, автобусов и компонентов к ним, организацию нефтехимических производств. При реализации инвестиционных проектов в ОЭЗ планируется привлечь инвестиций в 2006-2010 годах более 14 млрд.рублей, создать более 10 тысяч новых рабочих мест, обеспечить налоговых поступлений в бюджеты всех уровней свыше 4,5 млрд. рублей в год.


Вторая - технико-внедренческая особая экономическая зона "Идея" в Казани. Ее создание направлено на формирование новых конкурентных преимуществ республиканской и российской экономики на мировом рынке наукоемкой продукции и услуг за счет интеграции науки, образования и производства. За 5 лет планируется внедрить более 200 инновационных проектов, разместить более 120 компаний-резидентов и создать более 14 тысяч новых рабочих мест. Ежегодные налоговые отчисления от реализации инновационных проектов в бюджеты всех уровней с 2012 года составят свыше 1 млрд. рублей в год.


Развитие малого предпринимательства в республике будет осуществляться в 2006 году в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан до 2010 года, принятой Государственным Советом в третьем чтении.


При этом мощным стимулом к развитию предприятий малого бизнеса в будущем году послужит поддержка этого сектора экономики за счет средств Инвестиционно-венчурного фонда. А создание и функционирование Нижнекамского и Казанского промышленных округов на базе крупнейших предприятий нефтехимии позволит им получить доступ к переработке дефицитной нефтехимической продукции.


Введение в действие в 2006 году Федерального закона "О госзакупках в Российской Федерации" потребует реализации комплекса мероприятий по созданию системы централизованных закупок, электронных реестров и других мероприятий по повышению прозрачности и эффективности государственного заказа. Значительный объем работ уже выполнен. Образована региональная инфраструктура системы муниципального заказа в городах и районах республики, она позволяет регулярно проводить электронные аукционы и их трансляцию в режиме реального времени. В актуализированном состоянии поддерживается электронная версия государственных контрактов.


Республиканская инвестиционная программа на 2006 год сформирована в сумме 9,5 млрд. рублей.


Для обеспечения жителей республики доступным и комфортным жильем объем жилищного строительства планируется сохранить на уровне 2005 года -


1 млн. 770 тыс. кв. метров, или 100,1%. В том числе в рамках социальной ипотеки, на условиях более привлекательных для участников программы, чем по классической схеме, из республиканского бюджета в 2006 году предусматривается направить 3,1 млрд. рублей и построить 8 тысяч квартир, что на 33,3% выше, чем в текущем году.


Программой капитальных вложений в 2006 году планируется направить на развитие и совершенствование дорожной сети - 3,9 млрд. рублей; на обеспечение экологической безопасности населения - 148 млн. рублей; около 2 млрд. рублей - в социально-культурную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли социальной сферы.


В том числе за счет средств республики - 1,5 млрд. рублей, за счет федерального бюджета (в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года") - 461 млн. рублей.


Кроме того, предусмотрено финансирование республики по федеральным целевым программам "Водные ресурсы и водные объекты" - 110 млн. рублей, "Модернизация транспортной системы России" - 500 млн. рублей.


Пообъектная Программа капитальных вложений на 2006 год будет утверждена Кабинетом Министров РТ после принятия законов о бюджете Российской Федерации и о бюджете Республики Татарстан. Выделяемые средства в первую очередь предполагается направить на завершение строительства объектов социальной сферы с приоритетным финансированием жилищно-коммунальной отрасли. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и сократить объем незавершенного строительства, которое на сегодня составляет более 14 млрд. рублей.


Решение поставленных на 2006 год задач в области социально-экономического развития позволит обеспечить дальнейший рост качества жизни населения.


Так, фонд оплаты труда составит в 2006 году 125,7 млрд.рублей и возрастет на 20,4%. Средняя заработная плата одного работника возрастет до 8170 рублей, или на 21% (в Российской Федерации - 20,1%). Значение показателя уровня жизни рассчитывается как отношение среднедушевого дохода к минимальному потребительскому бюджету, он составит 1,42 и увеличится на 11%.


Тарифные ставки и оклады работников бюджетной сферы с 1 мая 2006 года планируется увеличить на 20%. При этом тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки будет доведена до 1100 рублей в месяц.


Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, за исключением общеобразовательных учреждений, будет выше нормативного уровня. Обеспеченность учреждениями общего образования возрастет на 4 % и составит 61,2%.


В 2006 году обеспеченность жильем увеличится до 20,7 кв.метра. Продолжительность жизни увеличится до 67,8 года. В целом значение индикатора "качество жизни" возрастет до 0,721 (0,719 в 2005 году).


Таковы основные прогнозные показатели на 2006 год, с учетом которых был сформирован проект бюджета республики.


Как уже отмечалось при рассмотрении в комитетах Государственного Совета основных параметров прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Татарстан на 2006 год, они заметно отличаются от предыдущих лет. Они разработаны с учетом развития экономики республики по инвестиционно-инновационному типу, ускорения реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, повышения эффективности развития производительных сил на основе энергосбережения и снижения энергоемкости, а также с учетом введения с 1 января 2006 года на территории Татарстана в полном объеме Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Проведена большая работа по обучению специалистов всех уровней власти особенностям формирования бюджета, подготовлен комплект необходимых нормативно-правовых актов, часть из которых уже принята. Основной объем работы, казалось бы, выполнен, но вместе с тем серьезные задачи нам предстоит решить именно в будущем году в процессе практической реализации межбюджетных отношений и построения эффективной системы взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости