С 1 января 2006 года в России должна наступить новая эра самоуправления. Именно с этого момента начнет действовать Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Однако трудности, связанные с его реализацией, уже сейчас, на этапе подготовки, достаточно серьезны. Как продвигается муниципальная реформа в соседних регионах, какой модели самоуправления отданы предпочтения, какие проблемы возникают и как они решаются? - эти и другие вопросы обсуждались на рабочем совещании руководителей законодательных органов Татарстана, Башкортостана, Оренбургской и Самарской областей, прошедшем в четверг в Бавлах. Инициатором встречи была наша республика. Вел совещание Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Как отметил Фарид Хайруллович, "не претендуя на управление муниципальными образованиями, мы должны помочь найти наилучший вариант организации народной власти на местах".
Обмен мнениями получился достаточно интересным, не обошлось без споров, однако общая канва разговора свелась к тому, чтобы "не потерять управляемость территориями в связи с грядущим самоуправлением". Присутствующих больше волновало то, как бы главы вновь испеченных муниципальных образований "не зарвались", почувствовав свою независимость от органов государственной власти. В этой связи модель местного самоуправления, о которой рассказал первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, выглядела наиболее привлекательной.
Что же предполагается сделать в Татарстане в рамках муниципальной реформы, а вернее, "сохранения управляемости"? На всей территории республики будут действовать муниципальные образования под названием "городские округа". Этот статус предполагает наличие у них собственного бюджета и массы полномочий. Но внутри городского округа других органов местного самоуправления быть уже не может. Предполагается, что этот статус получат все районы. К примеру, в 2006 году на базе Бавлинского района будет организован городской округ с одноименным названием. А вместо действующих сельских органов местного самоуправления Бавлинского района начнут действовать "территориальные органы городского округа "Бавлинский район". Попросту говоря, нынешние председатели сельсоветов будут не избираться населением, а назначаться "сверху" главой городского округа. Эти территориальные подразделения будут осуществлять в том числе некоторые государственные функции, в частности, регистрировать браки, рождения, смерти.
Данную модель местного самоуправления выбрали и в Оренбургской области. Как подчеркнул председатель Законодательного собрания Оренбургской области Юрий Трофимов, федералы не прописали механизм перевода районов в городские округа, тем самым эта прерогатива перешла к субъектам. Это единственная лазейка, которой могут воспользоваться регионы для "сохранения управляемости территорий". Рассказывая об особенностях местного самоуправления Оренбургской области, Юрий Трофимов отметил, что раньше в области работали 579 муниципальных образований, управлять которыми было достаточно сложно, поэтому там выбрали модель городских округов. "Воздействовать на сорок восемь глав муниципальных образований гораздо проще, чем на шестьсот", - подчеркнул он.
В Самарской области предполагается ввести иную модель местного самоуправления. На данный момент там существует 37 муниципальных образований, из них 10 городских округов (в городах республиканского подчинения) и 27 муниципальных районов. Внутри последних будут организованы органы местного самоуправления на уровне поселений.
Парламентарии подняли на встрече и вопрос выборности глав местного самоуправления. Федеральный законодатель четко разделил исполнительную и представительную власть в муниципальных образованиях. Это значит, что неизбежно наличие двух руководителей - главы администрации и председателя совета. Будут ли они "петь в унисон" друг другу? Не начнется ли между ними междуусобная война - "кто главнее"? Чтобы избежать последнего, в Татарстане хотят ввести следующую модель.
Глава муниципального образования выбирается населением. В этом случае, согласно федеральному закону, он может стать главой администрации или председателем совета - на выбор. По мнению первого заместителя министра экономики и промышленности РТ Алевтины Кудрявцевой, первый вариант предпочтительнее, так как глава администрации не может ничего сделать без решения совета. То есть все нити управления будут в руках "главы муниципального образования - председателя совета", а глава администрации будет наниматься по контракту и находиться в его полном подчинении.
Однако у многих парламентариев было на этот счет иное мнение. Глава администрации - хозяйственник, он лучше знает все финансовые и другие вопросы, поэтому на следующих выборах он подыщет себе "нужного" главу муниципального образования. Тогда все нити управления сконцентрируются в руках исполнительной власти.
Если в территориальных вопросах во всех регионах есть какие-то подвижки и наработки, то по разделению собственности и полномочий между муниципальной и государственной властью "рецептов пока нет". Да и откуда их взять, если даже первый этап муниципальной реформы - территориальная организация местного самоуправления - вызывает множество проблем. И как разделятся собственность и полномочия, еще большой вопрос.
При выборе модели МСУ для Татарстана власти руководствовались принципом сохранения управления и финансовыми возможностями. Гражданин с его правом на осуществление местного самоуправления пока на втором плане. Между тем одной из целей муниципальной реформы было "приближение власти к народу". Видимо, проработка этого сегмента проблемы местного самоуправления - в перспективе.
Вероника АКИФЬЕВА.