Велосипед в городе: миф или реальность?

В борьбе с пробками Европа уже давно стала превращаться из автомобильной в велосипедную. В России велосипедные дорожки существуют пока в нескольких городах. Но в последние годы желание создать соответствующую инфраструктуру высказали власти многих регионов страны. И Казань в их числе. По крайней мере за последние полгода эта проблема не раз становилась темой для обсуждения, тогда как предыдущие лет двадцать о ней вообще не вспоминали.

К УНИВЕРСИАДЕ - НА ВЕЛОСИПЕДЕ!

Идея пересадить хотя бы часть автомобилистов на экологически чистый и полезный для здоровья транспорт стала предметом дебатов и в Казани. За последние годы число велосипедов, продаваемых в городе, значительно увеличилось, появилось даже общественное движение велосипедистов. Их проблемы обсуждались на недавнем «круглом столе» «Создание велосипедной инфраструктуры в Казани». Основных проблем три - велопарковка, велодорожки и высокие бордюры. Пока усилия чиновников, сотрудников Госавтоинспекции и самих велосипедистов в их решении зачастую разобщены. На практике желания велосипедистов, как правило, коренным образом расходятся с желаниями тех, кто должен заниматься организацией их движения по улицам городов. Там, где, по мнению велолюбителей, необходимы велодорожки, не находят возможностей для их сооружения. А там, где предлагают их обустроить градоначальники, это не устраивает велосипедистов.

Но есть один момент, который может ускорить решение проблемы. До начала Универсиады остается два года. Казань помимо спортсменов, тренеров и функционеров, а это по разным подсчетам не менее 13 тысяч человек, посетит более ста тысяч болельщиков. И острота проблемы транспорта даже с учетом строящихся развязок не снизится. Как правило, в тех городах, где проводятся Олимпийские игры или Универсиады, на время соревнований ограничивается численность автосредств на трассах. И если удастся разрешить проблему велосипедного движения хотя бы частично, то это станет большим подспорьем для Универсиады.

ГОЛОСУЕМ «ЗА»!

Почему все чаще горожане делают свой выбор в пользу велосипеда? Ответ прост: на сегодняшний день он является наиболее привлекательной альтернативой автомобилю. Специалисты утверждают, что велосипед способствует укреплению здоровья и снижению веса, а также выработке гормонов счастья, эндорфинов, которые заставляют забыть о текущих проблемах. Шутки шутками, но помимо очевидной пользы для здоровья, езда на велосипеде существенно экономит семейный бюджет.

В пользу создания в Казани системы велосипедного передвижения говорит и то, что городские магистрали, особенно в центре, уже давно действуют на пределе возможностей. Число автомобилей непрерывно растет, уровень подготовки водителей, наоборот, падает. Как следствие - рост ДТП, уровня шума, загрязнения воздуха.

Велосипед действительно может стать новой идеологией в борьбе с пробками. Вот только в Казани, в отличие от других городов Татарстана, решить проблему быстро не получится. Можно принять соответствующий декрет и даже подкрепить его материально. Но как при этом решить вопросы безопасности движения? Не секрет, что велосипед при всех социальных и экологических преимуществах является самым уязвимым с точки зрения безопасности видом транспорта.

ДЛЯ КОГО КУЛЬТ, ДЛЯ КОГО - ХЛАМ В КВАРТИРЕ

Участникам велосипедного движения социологи предложили выбрать наиболее верный, на их взгляд, ответ на вопрос «Чем является велосипед в вашей жизни?». Самым популярным стал ответ «средством для путешествия» - так считают 24 процента респондентов. По 6 процентов набрали ответы «предметом культа» и «вечным источником финансовых затрат». Чуть больше 7 процентов опрошенных выбрали вариант «средством для самовыражения». Ответом «транспортным средством» воспользовались 16 процентов опрошенных, а «средством для досуга» - 19 процентов. Лишь 4 процента посчитали двухколесный механизм «спортивным снарядом», зато 13 процентов опрошенных назвали его «средством для общения». И только один человек выбрал ответ «средством для захламления квартиры или гаража».

Понятно, что любой социологический опрос не стопроцентно точно отражает ту или иную ситуацию. Вот и решилась инициативная группа велосипедистов в одном из российских городов провести эксперимент, который бы реально показал, какой вид транспорта в мегаполисе выгоднее. Трое участников этого опыта должны были преодолеть дистанцию, равную пяти километрам. Автомобилист, велосипедист и пешеход, которому разрешалось для преодоления пути пользоваться всеми видами общественного транспорта, начали свое движение одновременно из одной точки. Выбирая маршрут на свое усмотрение, они старались как можно быстрее добраться до конечной точки пути. В результате весь путь с ощутимым преимуществом первым преодолел велосипедист, затратив на дорогу 20 минут. Автомобилист, затратив на преодоление дорожных пробок, подъезд к месту финиша и парковку 24 минуты, стал вторым. Больше других времени затратил на дорогу пешеход, использовавший общественный транспорт, - 33 минуты.

Эксперимент наглядно показал, что даже при отсутствии инфраструктуры велосипед в городе остается самым быстрым транспортом. Нет сомнения, что люди, давно приобщившиеся к велосипеду, будут использовать это средство передвижения вне зависимости от того, построят или нет в Казани велодорожки и велопарковки. А вот как других приобщить к велодвижению?

НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Не поверите, но в 1936 году число «велосипедодержателей» в Казани дошло до шести тысяч. Тогда очень серьезно встала проблема регулирования их поведения на улицах. Если же обратиться к еще более ранним годам, то выяснится любопытный факт. Еще в 1893 году было создано Казанское общество велосипедистов-любителей во главе с генерал-лейтенантом Шебеко. Как значилось в его уставе, цель создания общества заключалась «в сближении любителей велосипедной езды, распространении употребления велосипеда как полезного и практичного средства передвижения».

Общие прогулки членов общества на велосипедах разрешались не иначе как с дозволения местного полицейского начальства и согласно установленным полицией правилам для безопасного передвижения. Кстати, в уставе было сказано, что «врач наблюдает за безвредностью упражнений на велосипеде и подает в необходимых случаях медицинские советы и пособия». Далее, что «езда на велосипедах по тротуарам и всем вообще путям пешеходного сообщения, безусловно, воспрещается».

Невольно задаешься вопросом: почему мы не храним традиции? Почему забываем хорошее и не боремся с плохим? В годы, когда было создано Казанское общество велосипедистов-любителей, в городе соорудили и два простейших велотрека - зимний, крытый, и открытый - для лета.

ЧУЖОЙ ОПЫТ - НАМ НАУКА?

Опыт многих государств убедительно свидетельствует, что массовое использование велосипедов может стать одним из наиболее простых способов улучшения экологической и транспортной обстановки в городах. По мнению аналитиков исследовательского Worldwatch Institute (США), жители американских городов ежегодно проезжают на личных автомобилях и такси более 2,4 триллиона километров. Если хотя бы 5 процентов этих поездок совершать на велосипеде, то экономия составит не менее 100 миллиардов долларов. В пользу этого экологичного вида транспорта говорит и то, что 40 процентов всех поездок в Штатах (а в Великобритании - около 50) совершаются на расстояние менее 5 км, а четверть поездок - на расстояние менее 1,5 км.

Кроме того, 90 процентов автомобильных выбросов в атмосферу происходит на протяжении первых полутора километров поездки, пока двигатель еще не прогрелся. Это еще один веский аргумент в пользу того, чтобы пересесть на велосипед. В городах Германии, Нидерландов и Дании на велосипеде совершается до 30 процентов всех поездок, во многих азиатских и африканских странах этот уровень еще выше.

В США некоторые компании под давлением экологов начали программы поощрения велосипедистов. Например, фирмы строят душевые прямо в своих офисах, чтобы служащие-велосипедисты могли принять душ после поездки, устанавливают шкафы с кодовыми замками, чтобы было куда положить спортивную одежду и кроссовки.

АМСТЕРДАМ - ЭТО ВАМ НЕ ДЕРБЫШКИ С ЮДИНО

Многие города мира используют различные поощрительные программы для велосипедистов. В германском Мюнстере выделены особые полосы дорожного движения, предназначенные исключительно для автобусов и велосипедистов. При пересечении перекрестков велосипеды пользуются преимуществом перед автомобилями. В Японии правительство начало специальную программу приучения горожан к велосипеду. Для этого строятся охраняемые стоянки рядом с каждой станцией метро или скоростной железной дорогой (по подсчетам специалистов, стоимость оборудования одного стояночного места для велосипеда составляет 50-500 долларов, для автомобиля - 12-18 тысяч долларов).

К примеру, в Копенгагене (1,5 миллиона жителей) велосипед применяется уже давно и очень успешно. Причем здесь существует система бесплатных велосипедов! Они обычно пристегнуты к столбам или перилам. Чтобы воспользоваться велосипедом, необходимо опустить монету в 20 крон в специальный монетоприемник, и замок откроется. После использования велосипед пристегивают в любом другом стояночном пункте, и деньги возвращаются. Общественные велосипеды в большинстве случаев находятся в очень хорошем состоянии, хотя это, конечно, не самые дорогие модели.

В Амстердаме на велосипедах передвигается и стар и млад, видел своими глазами. Но эта традиция прививалась много лет. В Китае, как шутят местные остряки, на велосипедах ездят даже собаки. Передвигаться на двухколесном друге там довольно безопасно: на больших дорогах для него существует специальная полоса. Велосипедистов «давить» в этой стране опасаются, ибо в случае аварии, как правило, виновным признают автомобилиста.

Конечно, все это можно внедрить и у нас, вот только как бороться с воровством, ведь изобилие велосипедов непременно вызовет повышенный интерес у джентльменов удачи? И никакая полиция с этим не справится.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Велосипед в городе, конечно, нужен. Несмотря на суровую зиму в наших краях. Проблему надо решать в комплексе. Одновременно с пропагандой и агитацией за двухколесных «мустангов» необходимо строить велопарковки и велодорожки, приводить всю структуру городского движения в соответствие с требованиями и учетом присутствия в нем полноправного участника - велосипедиста. Создавать прокаты велосипедов, мастерские по их ремонту. В каждом районе Казани изыскать места, которые бы стали центрами общения велолюбителей, а для их прогулок проложить специальные дорожки в парковых зонах. Гребной канал с велосипедными дорожками вдоль набережной озера Средний Кабан и благоустройство набережных Казанки с возведением велодорожек будет отличным началом.

И самое главное - надо начать внедрение велосипедной «науки» не только в детских садах и школах, но и в вузах, на территориях которых оборудовать вместительные велостоянки.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости