Только сейчас я понимаю, как много значило для меня, как молодого композитора, общение с Назибом Жигановым
Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Назиба Жиганова, многочисленные концерты, в которых вновь звучала многожанровая музыка композитора, всколыхнули память и напомнили нам об истинном масштабе этой творческой личности. Вот и мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о Мастере...
Музыка Назиба Жиганова, обладающая самобытным стилем и мелодическим богатством, всегда привлекала меня своей естественностью, динамизмом и масштабностью. А мое знакомство с ней началось в семилетнем возрасте с очень красивого и мелодичного фортепианного Вальса, который я разучила под руководством папы. Музыкальная школа в Елабуге, где жила в ту пору наша семья, открылась, когда я уже училась в третьем классе, поэтому моим начальным музыкальным образованием занимался отец, Ахмет Хайрутдинов, работавший в те годы преподавателем музыки и руководителем хора в Елабужском педагогическом институте.
Там же, в Елабуге, я впервые услышала одно из самых поэтичных творений композитора - знаменитую арию Алтынчеч из одноименной оперы Н.Жиганова в исполнении моей мамы, в те годы студентки Елабужского пед-института.
Позже, после того как наша семья переехала в Казань и я стала учиться в средней специальной музыкальной школе при Казанской консерватории, именно с «Алтынчеч» началось мое знакомство с оперными спектаклями по произведениям Назиба Жиганова. Эта опера, написанная на либретто Мусы Джалиля, в сюжете которой тесно переплетаются фантастическое и реальное, с первого прослушивания покорила меня красотой музыки и стройностью музыкальной драматургии. Я была совершенно очарована красочностью оркестра, особенно в эпизодах, рисующих волшебный мир природы.
Осенью 1968 года мне по-счастливилось присутствовать на репетициях новой, только что написанной Жигановым Второй симфонии «Сабантуй». Интерес к симфонии был огромный - уже на первую репетицию пришли многие композиторы, музыковеды, студенты и преподаватели консерватории.
Репетиции симфониче-ского оркестра под руководством Натана Рахлина проходили очень живо и интересно. Музыканты тогда еще совсем молодого творче-
ского коллектива (симфонический оркестр был создан в 1967 году) работали с полной отдачей. Назиб Гаязович очень волновался - он напряженно вслушивался в звучание оркестра, время от времени делал какие-то пометки в партитуре. Во время перерыва композитор и дирижер горячо обсуждали звучание каждого фрагмента симфонии, каждого солирующего инструмента.
Но уже к концу репетиции, когда музыканты освоились с музыкальным материалом, всем присутствующим в зале стало ясно, что они стали свидетелями рождения очень яркого, значительного произведения. Премьера Второй симфонии прошла с огромным успехом, и сочинение это стало одним из самых исполняемых в репертуаре Государственного симфониче-ского оркестра РТ.
В нашем семейном фотоархиве также хранятся фотографии, сделанные в декабре 1968 года во время творче-ской встречи Назиба Жиганова с учащимися и преподавателями казанской школы №41, где учителем музыки в то время работал мой отец.
Надо сказать, что инициаторами встречи с Назибом Жигановым были сами учащиеся, которые незадолго до этого побывали в театре на опере «Джалиль». Ребята были настолько потрясены увиденным и услышанным, что когда папа спросил у них, с кем из композиторов они хотели бы встретиться, дети не раздумывая ответили: с Назибом Жигановым!
Зная об огромной занятости Назиба Гаязовича, папа не очень рассчитывал на успех, но все-таки передал просьбу ребят и был невероятно обрадован, когда Жиганов ответил согласием. Вместе с ним на встречу со школьниками приехали исполнитель партии Джалиля Идеал Ишбуляков, певцы Венера Шарипова и Эмиль Залялетдинов, профессор Казанской консерватории, скрипач Георгий Ходжаев.
По традиции тех лет на торжественной линейке Назиба Гаязовича приняли в почетные пионеры, после чего все собрались в актовом зале школы. Затаив дыхание, дети слушали рассказ Жиганова о его сиротском, беспризорном детстве, которое прошло в небольшом городке Уральске в Казахстане, и о том, как советская власть изменила судьбу маленького Назиба - вместе со старшим братом Джалялем он стал воспитанником организованного в городе детского дома.
По словам композитора, первые музыкальные впечатления он получил еще в родном доме - его мама хорошо играла на гармонике татарские народные песни. А в детском доме настоящим чудом для него был рояль, на котором он, еще не зная нот, по слуху очень быстро научился извлекать знакомые мелодии. Рассказывал Назиб Гаязович и о годах учебы - сначала в Казанском музыкальном техникуме, а позже в Московской консерватории.
Затем в том же актовом зале в прекрасном исполнении великолепных певцов и музыкантов звучала музыка Назиба Жиганова: арии и дуэты из опер, романсы, инструментальные пьесы.
...Вспоминая начало своего творческого пути, я понимаю, как много значило для меня общение с таким выдающимся композитором, как Назиб Гаязович Жиганов. Он был одним из первых, кому я, приехав в 1973 году в Казань после окончания Уфимского института искусств, показала клавир своей детской оперы «Коварная кошка», вскоре поставленной на сцене Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля. Хорошо помню, как после прослушивания оперы Назиб Гаязович пожал мне руку и сказал: «Поздравляю, Луиза! Очень хорошую оперу написала».
А после прослушивания моей оперы в Союзе композиторов Жиганов первым из присутствующих предложил принять меня в члены СК и дал мне рекомендацию. Вообще, Назиб Гаязович и как ректор консерватории, и как председатель Союза композиторов делал все возможное, чтобы творческий союз постоянно пополнялся молодыми композиторами и чтобы их музыка как можно чаще звучала в республике и за ее пределами.
К счастью, эта традиция - внимание к творчеству молодых - сохраняется и поныне. Большим событием в дни юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня рождения композитора, стал Первый международный конкурс молодых композиторов имени Н.Жиганова. Их произведения оценивало очень авторитетное жюри во главе с профессором Московской консерватории, народным артистом России Александром Чайковским. И очень приятно, что среди лауреатов этого творческого состязания есть представители Союза композиторов Татарстана - Елена Анисимова, удостоенная первой премии, и Эльмира Галимова, получившая третью премию.
Уверена, что молодые лауреаты и дипломанты конкурса в будущем станут авторами очень интересных произведений, а конкурс со временем расширит свою географию за счет талантливой композиторской молодежи России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Наиболее сильные и самобытные стороны творческой индивидуальности Назиба Жиганова - такие как опора на татарский музыкальный фольклор, совершенное владение композиторской техникой и музыкальными формами, богатая и красочная оркестровка - творчески развивают современные композиторы Татарстана. Музыка Назиба Жиганова живет! Она исполняется в лучших концертных залах республики, звучит в радио- и телеэфире. И в этой востребованности, постоянном интересе исполнителей и слушателей к музыке Жиганова - яркой, доходчивой, проникнутой оптимизмом и полнотой восприятия жизни - непреходящая ценность творческого наследия Мастера.
композитор, заслуженный деятель искусств РТ
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»