Минтимер Шарипович и Сакина Шакировна Шаймиевы принимают поздравления с золотой свадьбой
В большой семье первого Президента Татарстана - торжество. Минтимер Шарипович и Сакина Шакировна Шаймиевы принимают поздравления в связи с золотой свадьбой. Да, вот уже полвека, в будни и праздники, доверяясь друг другу во всем, они вместе.
«В тени Минтимера» - так называется вышедшая в 2007 году книга воспоминаний Сакины Шаймиевой. Предлагаем читателям отрывки из нее, предваряя их строками из стихов Роберта Рождественского:
«Все начинается с любви...
Твердят:
«Вначале было слово»...
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с любви!..»
ВОЛШЕБНОЕ ЧУВСТВО
Както весенним вечером в самый разгар танцев в клуб зашел незнакомый темноволосый молодой человек. Наши глаза встретились, и как будто ток пробежал по моему телу. Это был Минтимер. Он был такой... необъяснимо обаятельный. Подошел именно ко мне и сразу же пригласил танцевать. Мы оба очень волновались. Я даже стеснялась прямо посмотреть ему в лицо. Позднее, много лет спустя, вспоминали - старательно вспоминали, но не могли припомнить, как же мы дотанцевали.
Тогда мне было не до размышлений. А вот сейчас я думаю: чем же поразил меня Минтимер при первой встрече? Вроде парень как парень. Среднего роста, крепкого телосложения. Но уже тогда я интуитивно, каким-то внутренним женским чутьем ощутила в нем «своего», «родного». Это чуть позже я заметила и его острый ум, и твердость характера, и глубину его чувств. Я поняла: вот настоящий мужчина! За ним я буду как за каменной стеной. Такой не обманет, не предаст. Женщина всегда ищет твердое плечо, к которому она могла бы прислониться.
А в памяти снова и снова возвращаюсь в то первое мгновенье нашей встречи. О чем же я думала, вглядываясь в эти карие глаза? А может, и не думала вовсе. Просто влюбилась, как самая обыкновенная девчонка.
Однако в тот вечер он больше ни разу меня не пригласил, а танцевал все время с Ритой. Мне было обидно: он мне так понравился, а я ему - нет! После танцев он взял нас обеих под руки - с одной стороны меня, Риту - с другой и пошел провожать до дому. Около калитки попрощался с Ритой, а меня попросил остаться. Я ему с обидой и говорю: «Что же ты весь вечер танцевал с моей подругой, а сейчас оставляешь меня?». А он мне откровенно отвечает, что весь вечер выспрашивал у Риты, что она про меня знает. Откуда я родом, где работаю, встречаюсь ли я с кем-нибудь и так далее. Оказывается, я тоже запала ему в сердце. Минтимер говорит, что сразу меня заприметил: что за красавица в белой кофточке, темном сарафане, с длинными черными косами? Наверное, именно такой бывает любовь с первого взгляда. Хотя после танцев в клубе меня всегда провожали молодые люди, никто из них всерьез не заинтересовал меня. Минтимера же я сразу приняла всем сердцем. Почувствовала в нем силу, твердый характер. Мы полюбили друг друга.
Любовь - это волшебное чувство. О нем много говорят, но от этого оно не теряет своего значения. Испытавший любовь раскрывает такие богатства своей души - даже «светится», его сразу видно. Мне судьба подарила такую большую и, главное, счастливую любовь, и я ей за это безмерно благодарна. Даже не представляю себе свою жизнь без нее. Что бы я делала, если бы сердце не согревало это прекрасное чувство? Ведь любовь очень важна для женщины, она от нее расцветает. Без любви женщину и женщиной-то назвать трудно.
В последние годы у нас в стране стали популярными новые праздники, очень любимые в западных странах. Сначала молодежь, а теперь и мы постепенно привыкаем, принимаем их. Например, 14 февраля - День влюбленных. Недавно в такой вот день я оставила на столе Минтимера «любовное послание». У нас вообще принято оставлять друг другу записки. В повседневной жизни не всегда получается показать любимым людям всю глубину чувств. То времени не хватает, то момент кажется неподходящим, то еще что-то... А в этих записках мы не только напоминаем или предупреждаем о чем-то, но и говорим о своей любви, нежности. Ведь это так важно: говорить о своей любви не стесняясь. В послании в День влюбленных я оставила на рабочем столе любимого такую записку: «Скажи мне, папуля, что любишь меня, и я тебе честно отвечу, в душе своей нежную веру храня, что лучше тебя я не встречу!!! Люблю, люблю, люблю! Твоя Сакина». Мой любимый мужчина ответил мне как всегда лаконично, но точно: «Любимая Сонуля - нет альтернативы тебе и твоим прекрасным словам!». Он как всегда немногословен, но для меня каждое его слово очень дорого. Вот такими любезностями мы обмениваемся!
ЭТО И ЕСТЬ МОЕ СЧАСТЬЕ!
В то время, когда мы познакомились, Минтимер приехал в свой родной район на преддипломную практику. Мы встречались каждый день. А после окончания практики он уехал обратно в Казань. Мы каждый день писали друг другу письма, разговаривали по телефону. Он звонил и обязательно спрашивал меня: «Ты написала мне сегодня?». Его любовь была так сильна, что даже его друзья говорили мне, что я, наверно, его околдовала. Один из его студенческих друзей - Гайнулла - рассказывал, что Минтимер никуда не ходит, ни на какие вечера его не вытащишь. Сидит и целыми днями смотрит на мою фотографию, а ночью кладет ее под подушку. Друзьям даже казалось, что он сходит с ума.
После защиты диплома Минтимера направили на работу в Муслюмово, инженером в РТС. Примерно в это же время, в 1959 году, был упразднен Калининский район. Я собиралась вернуться в Казань. Минтимер стал меня уговаривать выйти за него замуж и остаться в Муслюмово. Я не соглашалась. Тогда я заочно училась на третьем курсе Московского высшего финансового института и мне хотелось доучиться. И еще мне казалось, что я не готова к замужеству. Поэтому настояла на своем. В 1960 году вернулась в Казань к маме, но со своими я пожила только год. Потому что к нам приехал папа Минтимера - сватать меня...
...Женщина не только выходит замуж за конкретного мужчину, но и принимает всех его родственников как часть своей семьи. Чем сильнее и мудрее род, в который приходит невестка, тем больше вероятность создания крепкой семьи. Мне повезло - я вошла в род Шаймиевых. Я прожила и живу внутри этого рода много лет и питаю к нему огромное уважение и большую любовь.
Великий философ, основоположник одной из трех главных мировых религий, Будда говорил, что трудно найти благородного человека. Они редко рождаются, но если родился такой мудрец, значит, процветает счастливый род. Эти слова как нельзя лучше подходят к роду Шаймиевых.
Мне повезло и в том, что с первых дней нашей семейной жизни родственники мужа сразу приняли меня. И для меня они стали самыми близкими людьми. Минтимер на моем юбилее сказал, что среди его родни ходят целые легенды о моем гостеприимстве. Наш дом был всегда открыт для всех родственников. Мне кажется, что я не делала ничего особенного, старалась, чтобы всем им было комфортно у нас, а племянников, которые в разные годы учились в казанских вузах, я старалась опекать, помочь им привыкнуть к казанской жизни. Где-то что-то посоветовать, объяснить, поддержать... Важность этого, наверное, каждый понимает. Молодым начинать самостоятельную жизнь всегда сложно, а в большом городе трудностей хватает, особенно без родителей.
Решительный и работящий род Шаймиевых принял меня к себе. Папа не имел привычки что-либо повторять по два раза. Так было и со сватовством. Хотя я плакала и говорила, что не хочу пока замуж, он успел склонить на свою сторону и маму, и брата. Мне не оставалось ничего другого, как дать свое согласие. После отъезда отца Минтимера мои только и говорили о нем: какой он замечательный, решительный, твердый.
Бракосочетание по мусульманскому обряду - никах - провели в Казани. А свадьба должна была пройти в деревне у Минтимера. Мы отправились в путь на белом пароходе. Наверное, это одно из наших самых романтических воспоминаний. Мы - молодые, красивые, влюбленные... Красота и вокруг: живописнейшие берега Волги, Камы... По случаю выхода в свет книги «Первый Президент Татарстана» Рафаэля Мустафина и Анаса Хасанова Минтимер Шарипович подарил мне экземпляр с собственноручной надписью: «Любимой Сонульке! Увозя свою красавицу на белом пароходе в родные края, мог ли подумать этот курносый юноша, что именно он окажется капитаном татарстанского корабля, а она - его путеводной звездой в штормующем океане судьбоносных лет своего народа. С бесконечной благодарностью за любовь и доброту, Минтимер. 30 декабря 1995 года».
Много позже один из журналистов задал Минтимеру Шариповичу вопрос: «Помните ли Вы свой самый счастливый день?». Он ответил не сразу. Сильно задумался, перебирая какие-то бумаги, собираясь на очередное важное совещание. И лишь перед самым уходом ответил, будто только что услышал вопрос.
- Самый счастливый день, говорите? О, это было давно, когда мы с Сакиной плыли на пароходе из Казани в Набережные Челны...
После этого он опять умолк, но по его лицу блуждала мягкая, добрая улыбка. Наверное, ему вновь представились наша отдельная каюта, казавшаяся нам сверхкомфортабельной, плеск волн за бортом, крики чаек и зеленые берега - цветущие луга, загадочные леса, красивые деревни на взгорках. Может показаться - ничего особенного. Но когда смотришь на это влюбленными глазами - совсем иная картина...
ДЕТИ И ВНУКИ
Мне не нравятся люди, для которых лесть и неправда - норма жизни. Это просто отвратительно. Но, к сожалению, все мы, вся наша семья, в силу своего положения достаточно часто встречаемся с такими людьми. Я по-настоящему горжусь, что мои дети и внуки очень требовательны к себе и с пониманием и любовью относятся к людям. Те черты, которые я ценю в людях, - скромность, доступность и простоту в общении, я старалась привить своим детям, и счастлива, когда вижу это в них.
Как все бабушки и дедушки, мы очень любим своих внуков. Современные дети необычайно развиты, с ними интересно общаться. У них богатейший «банк данных»! Пообщавшись с ними даже совсем немного, становишься и грамотнее, и моложе на десятки лет. Все свободное от учебы время они проводят у нас на даче.
Поставила я в предыдущем предложении точку и задумалась. Передо мной - вся моя жизнь и незаметно подкравшаяся старость. В молодости нет времени думать о старости. Но чем дальше, тем больше задумываешься о ней. Особенно когда привычные и несложные дела вдруг оказываются не такими уж и легкими. Но только с высоты своего солидного возраста человек может по-настоящему объективно подвести итог прожитым годам, окинуть мысленным взором пройденный путь, дать правдивую оценку фактам и явлениям.
Нам, моему мужу, «папулечке», Минтимеру, и мне, его Сонульке, несказанно повезло, что мы нашли друг в друге свое счастье. За свою жизнь мы сохранили огромное сокровище - нашу любовь. Не только сохранили, но и приумножили за счет большого жизненного опыта.
...Я жила и сейчас живу обычной жизнью жены, мамы, бабушки. Я не сторонница предполагать, что было бы, если... Знаю одно: кем бы и где бы ни работал мой муж, я всегда была и буду рядом. Потому что я его просто люблю. И в этом отношении моя жизнь похожа на судьбу многих и многих татарских женщин.
Создавать уют в доме, стремиться к взаимопониманию и взаимопривязанности, не забывать о многочисленных хлопотах хозяйки дома, чтобы каждый - и член семьи, и гость - был накормлен и обихожен, - вот то, что держит семью, делает ее крепкой на удивление и дружной на зависть. Для меня это было и остается самым главным в жизни.
Говорят, что сложнее всего добиться естественной, невычурной, «простой» красоты. Для этого важно оставаться самим собой, сохранить себя. Это правда. Мне «играть» первую леди было бы невероятно сложно. Исподволь получилось, что я не стала примерять на себя эту роль. Мое предназначение в жизни Минтимера совсем другое. Я - любящая его и любимая им женщина. Мне тепло и уютно в тени Минтимера. И я счастлива, что осталась сама собой.
И вам всем желаю счастья!