Осколок войны в памяти сердца

information_items_1347369483

Завершается год 65-летия Победы над фашизмом. Стал ли он импульсом для исторического прозрения и духовно-нравственного катарсиса, внес ли коррективы в систему оценок Великой войны и Великой Победы, усилил ли нашу историческую зоркость? Представляем вниманию читателей размышления доктора исторических наук, профессора Энгеля Тагирова.

Материя памяти

Память неспособна вечно и в полном объеме нести тяжелый груз прошлого. Даже будучи сполна "напоенной" кровью, она в своей хранительной способности начинает давать сбои, ибо не защищена от воздействия времени, каток которого утрамбовывает один событийный пласт за другим.

Вот и образ Великой Отечественной меняется от поколения к поколению. Ее событийная насыщенность, эмоциональная составляющая и историческая значимость постепенно угасают. Хотя, конечно, в материи памяти сохраняются ключевые вехи войны, выполняющие функции опорных точек общественного самосознания, самоидентификации народа.

Нынешние юбилейные интеллектуальные изыскания имели цель "оживить" ключевые вехи военного лихолетья, очистить память от наслоений безвременья, выполоть траву забвения, проросшую на пути советского солдата к Рейхстагу, защитить его образ как установителя Мира, защитника Свободы, открывателя новой страницы в истории человеческой цивилизации. Надежд, ожиданий в преддверии юбилейного года было много. Уж слишком много накопилось будоражаще-непроясненного, дискуссионного, фальсифицированного по поводу этой эпопеи. Не все сбылось, но несомненно то, что юбилейный год Победы раздвинул границы мышления, активизировал аналитическую мысль, породил бум интереса к теме. В орбиту переосмысления уроков войны были включены не только воевавшие страны, но и те, кому удалось уберечься от угрозы фашистского порабощения.

Россия задала камертон вселенскому пробуждению исторической памяти. "Мы будем защищать правду о Великой Отечественной войне и бороться с любыми попытками исказить эту правду и оскорбить память тех, кто пал". Эта нравственная установка, озвученная 22 июня 2002 года Владимиром Путиным, бывшим в то время главой государства, осталась для страны неизменной.

Юбилейный год в этом плане инициировал новую волну патриотических инициатив, развязал многие узелки памяти. Возрождение движения "красных следопытов"; открытие музеев, мемориалов и досок памяти; шефство волонтеров над семьями участников войны; проведение серии фестивалей, конкурсов, автомото-велопробегов; издание тематических сборников - "Лейтенантская проза", "Поэты войны", "Сыны полка", "Комсорги войны", "Татарстан - фронту"; целый вал публикаций в периодике, книги, монографии. Все это - лишь некоторые штрихи к явлению подъема гражданского самосознания, патриотического порыва в обществе.

Среди множества инициатив особо выделяется выполненный студенческой молодежью проект "Фронтовое письмо". Прикосновение к этому малоизвестному пласту документов вызвало у участников глубокие чувства. "За потемневшими, оборванными и полуистлевшими листками, - пишет Чулпан Сагитзянова (студентка КГФЭИ), - огромная человеческая цена Победы... Эти скромные треугольники в нашем сознании приравниваются к святыням". Обратившись к фронтовым письмам своего деда, студентка КГФЭИ Айгуль Мавлина признается: "Читаешь корявые, наспех набросанные строчки - и мурашки бегут по коже от "эффекта присутствия" на смертном рубеже. Как они, безусые тогда мальчишки, выдержали, выстояли, победили?".

Феномен "пробуждения памяти", возвращения к истокам Победы можно оценить как эмоциональную вспышку кратковременной силы, а можно - как начало глубинного осмысления будущего в отсвете прошлого. А может быть, за этими двумя подходами проглядывает нечто большее - альтернатива дня завтрашнего?

Нынешний юбилейно-победный всплеск - наиболее мощный после парада сорок пятого года. Но и он может "остыть", уйти в песок времени, если продолжим убаюкивать себя философствованиями типа: "Юбилеи приходят и уходят, а жизнь продолжается", если не будем противостоять проводимой, начиная с сороковых годов, широкой и планомерной программе разрушения образа Великой Отечественной войны. Ныне создается немало пиар-проектов как внутри, так и вне России, являющихся на самом деле продолжением этой программы. Их аргументационная база строится на мифах, порожденных сначала фашистской, а в период "холодной войны" - антисоветской пропагандой. Изощренность, информационная продвинутость и наступательность таких проектов поистине достойны удивления.

Почему в современной информационно-идеологической войне тема Победы СССР становится ее концептуальным ядром? Прежде всего потому, что тут преследуется стратегическая цель - коррекция исторической памяти. Ведь в условиях моральной и идейной дезориентации современного российского общества Победа в Великой Отечественной войне стала фактически единственной позитивной символической ценностью, "каркасом" национального самосознания, предметом гордости и источником вдохновения.

Вот почему принципиально важно сохранить накал "вскипевшего" интереса к образу народа-победителя, направить пробужденную юбилеем волну памяти в русло модернизационного обновления России. Особенность момента в том, что "битва за память" становится содержанием общенациональной идеи - подобно тому, как в сороковые идея защиты Родины возвела страну на пьедестал победительницы.

Цена Победы

Одолев фашистских захватчиков, мы долгое время в силу многих обстоятельств не актуализировали вопрос о том, какая была заплачена цена за нашу Победу, за лучшее будущее - собственное и всего человечества. Вынесение этого вопроса в политическую повестку неизбежно было связано с определением ответственности за неисчислимые жертвы. Именно нежелание выявить ее во многом и обусловило фальсификацию военной истории.

Еще 25 июня 1945 года, на следующий день после исторического парада на Красной площади, известный кинорежиссер Александр Довженко с горечью отметил в своем дневнике, что в торжественной речи маршала Жукова "не было ни паузы, ни траурного марша, ни молчания". Как будто эти "тридцать, если не сорок миллионов жертв и героев... совсем не жили". "Перед великой их памятью, перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки".

К сожалению, традиция умолчания о людских потерях давала себя знать и впоследствии. Сталин назвал цифру потерь - 7 млн. человек, Хрущев - 20 млн., Брежнев - "более 20 млн.", Горбачев - 23 млн. Всевозможные "игры" со статистикой войны привели к тому печальному факту, что из всех воевавших во Вторую мировую государств только в России (СССР) до сих пор неизвестны точные цифры потерь. А они колоссальны и, по разным оценкам, колеблются между 25 и 32 миллионами человек. То есть каждый день войны гибли около 20 тысяч. В сводной оценке на долю СССР пришлось от трети до половины всех мировых потерь, в то время как у Германии и ее союзников фронтовые потери составили 6,7 млн. человек, США в годы войны потеряли менее 400 тысяч человек.

Ряд исследователей до сих пор считают, что вопрос о цене Победы носит провокационный характер, поскольку позволяет рассматривать эту цену как чрезмерную, а следовательно, ставить под сомнение необходимость этой победы. Вряд ли можно согласиться с таким мнением. Цена Победы была и остается узловой проблемой, без решения которой невозможно познание истории Великой Отечественной войны.

Речь идет не о призыве к "охоте на ведьм", поиску "крайних" и даже не о выпячивании жертвенных аспектов войны. Важно изменить парадигмальную схему ее осмысления. Слагаемых цены Победы много - внешних и внутренних, объективных и субъективных, но их отсчет надо начинать не с финала, а с преддверия войны, первых ее дней, месяцев, периодов. В ценностном измерении предстоит перелистать каждую ее страницу, начиная от Мюнхена, Пакта о ненападении, предвоенной "маршальской бойни", трагедии окруженных и растерзанных армий и вплоть до битвы за Берлин, в ходе которой сложили головы сто тысяч лучших сынов и дочерей советского народа.

Ценностный подход предполагает не только количественное, но и качественное измерение человеческих потерь. Война "выкосила" самую активную, жизнеспособную генерацию людей. Наиболее велики были потери среди мужского населения - около 20 млн. мужчин не вернулись домой. Половину из них составляли молодые люди в возрасте до 20 лет. Из общества, по существу, был изъят самый плодородный "слой". Огромны были и материальные потери страны, которые оценены Чрезвычайной государственной комиссией в 2569 миллиардов довоенных рублей. Это треть всего национального богатства страны.

В таких координатах есть смысл оценивать величие и цену подвига поколения сороковых. "Война все спишет", "победителей не судят", "за ценой не постоим"- это сентенции из философии антигуманного прошлого. Кровь людская - поистине не водица. Из ее живых капель образуется величие духа и мощь нации.

Уроки войны

Извлечение исторических уроков - особая, наиболее сложная наука и работа коллективной памяти. Ибо это - наука философского проникновения, концептуального осмысления, макроанализа исторических событий. Чем они масштабнее, тем принципиальнее критерии их адекватности. К сожалению, зачастую претензии на обобщение исторического опыта ограничиваются скольжением по поверхности явления, не обретая форму урока как такового. Отсюда "методологические" ошибки в текущей политике, за которые приходится расплачиваться. "История - не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Это не просто афоризм гениального историка Ключевского, это - надвременная аксиома.

В специальной литературе, да и в школьно-вузовских учебниках уроки Великой Отечественной войны сводят к совокупности информационных и статистических данных, набору назиданий, перечню ошибок и неудач или, наоборот, - блистательных побед и достижений. Если следовать внешнему, событийному анализу, то каждый день, а то и час войны преподносил массу уроков по поводу того, как следовало и как не следовало действовать. С точки зрения материалистического рационализма все они значимы, важны.

Однако думается, что пора выходить на иной, более высокий уровень осмысления феномена Великой Отечественной войны, чтобы стать действительно успешным учеником истории. Укрупненный взгляд позволяет оценить войну советского народа не только как национально-отечественное, но и как международное, глобальное явление. Война явилась ареной "сшибки" разных общественных систем, идеологий, мировоззренческих и ценностных установок. По большому счету это была война крупных социальных проектов: советского, национал-фашистского и либерально-капиталистического. Фашистский проект, как расистский, антигуманный, потерпел поражение. Прошел проверку и окреп либерально-капиталистический проект, превращенный США в условиях глобализации в проект мирового гегемонизма. Победил советский - созидательный, миротворческий проект, подготовкой которого страна занималась четверть века. Победа сорок пятого года - не случайный, а закономерный итог советской проективной деятельности.

Активизация идеологической и информационной атак на образ СССР и образ Победы - это попытка взять реванш и свидетельство того, что война разных мега-проектов как образов видения истории и мироустройства продолжается. У России в этой глобальной войне своя, особая роль. Исторически она была и остается буфером, соединительным мостом, примирителем Запада и Востока, и миротворчество - это ее историческая миссия. В XXI веке она выступает с проектом перевода человечества на путь гуманистического развития. В условиях кризиса основных мировых идеологий - консерватизма, социал-реформизма и либерализма - идея гуманизма как альтернатива и шанс сохранения мира и жизни на Земле приобретает глобальную форму.

Важнейшим уроком, вытекающим из истории Великой Отечественной и Второй мировой, является то, что нельзя допустить новой войны как формы противоборства различных конфликтогенных проектов по переустройству современной мировой системы. В юбилейном году удалось сделать многое для "умиротворения" истории, осознания опасности реализации амбициозных антигуманных планов современных политических технологов. В отсвете самой кровавой и опустошительной войны ХХ столетия мир многими стал восприниматься не просто как отсутствие войны, а как высшая ценность, условие прогресса, продолжения жизни человеческого рода.

Ныне, в условиях господства однополярного проекта глобализации, фашизм может обрести контуры поистине планетарного явления, и мир в не меньшей степени, чем 70 лет назад, нуждается в спасении от новых форм геноцида, социал-дарвинизма, расизма в исторических альтернативах истории. Вот почему взоры человечества вновь и вновь обращены к символу и образу Победы советского народа над фашистской Германией.

Победа - это не просто событие в классическом смысле слова. В ней - материализованная сила духа истории, идейной крепости, высокой нравственности, преданности и любви к Родине. История до сих пор не знала примера столь массового патриотизма, всенародного героизма, какой явила Советская страна. Не безысходность, а сознательный выбор между свободой и фашистским порабощением превращал подвиг в этическую норму. Вера в торжество правого дела, воплощение в жизнь сокровенной мечты двигало народом в его порыве к Победе.

Это - распространенная трактовка коллективного портрета народа-победителя, сложившаяся в годы войны. Но она фиксирует феномен, "выросший" на духовном поле. Его "семена" взращивались, лелеялись и культивировались советским социальным проектом. Этический урок и смысл истории войны состоит в том, что Победа одержана стороной, олицетворяющей правду, справедливость, гуманность.

Советское общество военной поры продемонстрировало миру беспрецедентную историческую модель единения людей и народов разных национальностей, вероисповеданий. Сама идея диалога культур, народов и цивилизаций, ставшая формулой взаимодействия людей в XXI веке, основана на опыте кромешных военных лет. Эта же идея выковала силу, сокрушившую фашизм.

Принципиально важен и урок истории, связанный с воспитанием новых поколений. Формирование и реализацию молодежной политики советский проект обозначил своим генеральным приоритетом стратегической важности. Молодежный фактор советской государственной политики сыграл ключевую роль в формировании жизнестойких поколений, в организации жизнедеятельности воевавшей страны. Из каждых ста выпускников средних школ последнего мирного года, добровольно ушедших на фронт, вернулся лишь один. Воистину неоплатной ценой завоевана Победа, выкованная молодежью и советским народом в целом!

Невольно возникает вопрос: что стало бы со страной, если бы она не сумела или не успела воспитать поколение, образ жизни и образ мыслей которого "настоен" на квинтэссенции советских цивилизационных ценностей? Советская социальная педагогика и нацистская система взрастили разные типы нового поколения: патриоты с одной стороны и агрессоры с другой. Думается, в этом кроются истоки разного исхода войны, советского и фашистского социальных проектов.

Каждый из уроков войны обращен к тем, кто живет в XXI веке, творит его образ и от кого зависит будущее его страны и всего человечества. История - это биография нации и каждого нового поколения, призванного вписать в нее свою возвышенно-героическую и созидательную или бессмысленно-бесславную строку.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости