О семье Цыгановых вспомнили в Башкирии

14 июля "РТ" опубликовала письмо руководителя Всеизраильского объединения выходцев из Республики Татарстан Макса Перельштейна "Это поучительная и трогательная история". В нем содержалась просьба жительницы города Хайфа Софьи Цыгановой (в замужестве Фарфель) помочь разыскать в Татарстане дорогих ей людей, которые в 1941 году спасли ее семью, эвакуированную с Украины, от голодной смерти.

"Прошли годы, мне уже 75 лет, но чувство благодарности к селянам, замечательным искренним людям, до сих пор меня греет, - приводятся в письме слова Софьи Цыгановой-Фарфель. - Это лишний раз напоминает о том, что национальность - не привилегия той или иной нации и культуры, а огромная ответственность ее носителей, в основе которой лежат гуманизм и понимание человеческой природы себе подобных".

Опубликовав письмо и обратившись к тем, кто, возможно, помнит семью Цыгановых, с просьбой откликнуться, мы, откровенно говоря, не очень рас-считывали на успех. Все-таки прошло много времени, жизнь разбросала участников тех событий по разным городам и весям, и даже странам. К тому же человеческая память - инструмент далеко не совершенный. То, что так ярко запомнилось еврейской девочке, в 1941 году попавшей с семьей в татарское село, могло не сохраниться в памяти представителей "принимавшей стороны", ведь наша республика в годы войны дала временный приют многим беженцам, а семья Цыгановых была лишь частичкой в том человеческом потоке.

Тем не менее отклик на письмо Макса Перельштейна все-таки поступил! 82-летняя Маузида Тазеева, ныне проживающая в городе Октябрьском (Башкортостан) со своим младшим внуком и его супругой, пишет:

"В 1941 году мы жили в селе Баланды в спаренном доме. В семье были папа Арслан, мама Сания, пять девочек и один мальчик, мой братик. Самую старшую сестру звали Ямал, потом была Ниса, Сулу, Зулейха и самая младшая я, Маузида. Братика звали Мукатис. В этом же году приехали евреи. Семью Цыгановых поселили в наш дом. Помню их Риту, Зину и самого младшего Изика. Как звали родителей уже и не припомню, мне все-таки 82 года. Жили с новыми соседями дружно, все три года мои папа и мама помогали семье Цыгановых, голодать не давали. Когда в 1944 году евреи уезжали к себе на Украину, жаль было с ними расставаться - сдружились так, что Цыгановы стали для нас своими людьми. Уже через много лет я, приехав в село, узнала, что Рита Цыганова присылала туда письмо с просьбой выслать справку о работе, она тогда оформляла пенсию. Попыталась получить ее адрес, чтобы писать письма, но адреса мне, к сожалению, не дали. В доме имелась фотография Риты с Зиной. Мы ее обязательно найдем! Прошу редакцию дать мне адрес кого-нибудь из Цыгановых, так как дозвониться до Макса Перельштейна в Израиль мне не удалось".

По просьбе Маузиды Тазеевой и ее внука, оставивших редакции свой почтовый адрес и телефон, мы постараемся найти для них координаты Софьи Фарфель (Цыгановой). Как знать, может быть, переписка между адресатами в израильской Хайфе и башкирском Октябрьском даст нам повод еще раз обратиться к деталям этой поучительной и трогательной истории.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости