Храм на острове

Как и в наши дни, в дореволюционной Казани памятник павшим при покорении Казани воинам Ивана Грозного был островом. Правда, лишь в дни весеннего разлива Волги, когда, по свидетельству известного знатока истории города профессора Н.Загоскина, вода нередко подходила прямо к главному порогу храма, возведенного внутри этого монументального строения.

На старинной фотографии у подножия и возле храма-памятника нашли пристанище многочисленные деревянные плоты, которые по весне, используя быстрое течение реки, пригоняли с верховий Волги. Место разлива Казанки в этом месте напоминало тихую гавань, ограниченную от своенравных волжских вод мощной Адмиралтейской дамбой (она соединяла одноименную слободу с улицей Московской).

В июне вода спадала, заготовленный лес оказывался на суше, высыхал, и древесину использовали на самые различные нужды - в первую очередь в строительстве, кустарном деле (производство мебели и гужевого транспорта) и в качестве топлива. На пристанях у Адмиралтейской слободы, где сделан этот снимок, существовал цех по переработке леса. Многочисленные отходы этого производства снова шли в дело. В частности, из них заготавливались дрова для порохового и мыловаренного заводов, а также некоторых других предприятий города.

Несколько слов о памятнике-храме. Его возведение связано с событиями 1552 года, когда войска Ивана Грозного покорили Казань. Много воинов полегло тогда, и царь повелел похоронить их с почестями, а на месте братской могилы возвести монастырь. Царский приказ был исполнен, и монахам монастыря Успения Пресвятой Богородицы, возведенного на правом берегу реки Казанки, было предписано вечно молиться за упокой души павших русских воинов.

Монастырю не повезло - весенние половодья ежегодно наносили ему урон, и потому было решено перенести его на новое место. Расположился он на высокой Зилантовой горе - той самой, где когда-то находились первая ставка войск Ивана Грозного, осененная знаменем с изображением Нерукотворного образа Спасителя, и походная церковь. В Зилантовом монастыре продолжали совершаться поминальные службы по погибшим воинам, а на месте их погребения чуть позже сложили часовню.

Идея постройки вместо часовни памятника принадлежала новому архимандриту Успенского Зилантова монастыря Амвросию Сретенскому, заступившему на должность в 1805 году. После победы над Наполеоном в России повсеместно стали устанавливать памятники в честь русского героизма. Памятник Амвросия был одним из них.

Его замысел понравился императору Александру I, и он добавил к собранным Амвросием средствам на строительство еще десять тысяч рублей и поручил строительство столичному архитектору Алферову. Благодаря всенародной подписке было собрано еще свыше ста тысяч рублей.

Однако проект Алферова оказался слишком дорогостоящим, и собранных средств не хватало. В результате строительство заложенного в июне 1813 года памятника затянулось на целых десять лет, в течение которых монахи Зилантова монастыря продолжали сбор средств. Наконец, в 1823 году работы по возведению и внутреннему обустройству храма были завершены, и 30 августа состоялось его освящение во имя Нерукотворного образа Спасителя.

Из-за недочетов в проекте и расчетах памятник быстро пришел в упадок и в 1830 году был закрыт на реконструкцию. В то время уже не было в живых главного попечителя храма архимандрита Амвросия, и по просьбе казанского губернатора его взяла под свою опеку городская дума. На выделенные ею средства уникальное архитектурное сооружение подверглось реставрации по проекту легендарного зодчего Казан-ского университета архитектора Пятницкого. Через два года, 2 октября 1832-го, отреставрированный храм был повторно освящен архиепископом Филаретом.

Со временем памятник был передан на попечение военного ведомства, и на праздники, помимо крестного хода, здесь проводили военные парады.

В 1918 году в храме перестало звучать церковное пение. А в 1924 году, когда был издан указ ВЦИК "О увековечении Ленина", он был переименован в "Памятник во имя содружества народов". Были предприняты попытки переделать его на манер советских монументов с барельефами представителей разных национальностей, но ни один проект так и не был реализован. Со временем храм постепенно пришел в упадок, а после образования Куйбышевского водохранилища поневоле оказался одиноким островом.

Лишь в марте 2005 года храм был возвращен право-славной церкви, однако к заметному улучшению его состояния это, увы, пока не привело. Правда, с сушей строение соединили небольшая дамба и мост, что покончило с проблемой его полной изоляции и запустения. В помещении храма были наведены элементарные чистота и порядок. К нему потянулись паломники и туристы. Кроме того, в воскресные и праздничные дни здесь стали проводиться богослужения.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости