Сегодня в Казанском танковом училище стартует трехдневная праздничная программа, посвященная 90-летию вуза. Как сообщил заместитель начальника училища полковник Олег Леухин, 19 февраля в стенах училища состоится торжественное собрание, награждение ветеранов, лучших офицеров и курсантов, а также торжественный концерт.
Завтра в череде мероприятий запланирована встреча выпускников разных лет. А в субботу, накануне Дня защитника Отечества, на стадионе вуза намечено большое военно-театрализованное представление, в ходе которого будут разыграны костюмированные сцены из многолетней истории, в том числе реконструированы боевые действия танкистов в годы Великой Отечественной войны. Гости праздника смогут ознакомиться с боевой техникой, жизнью и бытом курсантов, отведать настоящую солдатскую кашу с тушенкой из полевой кухни. Торжества в этот день состоятся и в культурно-развлекательном комплексе "Пирамида".
В летописи Казанского танкового училища, как в зеркале, отразились все наиболее значимые вехи в жизни страны, удивительно переплелись военно-политические тайны и героический эпос, блеск и трагизм российской истории. Гордость вуза во все времена - его выпускники. 23 из них были удостоены ордена Святого Георгия, 39 - звания Героя Советского Союза, более восьмидесяти питомцев училища дослужились до генеральских званий, составив военную элиту страны. О наиболее ярких именах - наш рассказ.
Являя пример бесстрашия
До революции многие выпускники училища, еще не вступившего в новый этап своей биографии, с честью несли службу на передовой. Как, к примеру, комбат 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка капитан Антон Костюшко-Валюжинич на Русско-японской войне. "При обороне горы Юпилазы он совершил 14 июля 1904 г. подвиг, произведя вылазку с охотничьей командой против неприятеля, укрепившегося так близко от наших позиций, что дальнейшее удержание горы было невозможно, - говорится в одном из документов, хранящихся ныне в архиве вуза. - Выбрав для вылазки 20 человек, Костюшко-Валюжинич атаковал японский окоп и взял его, причем сам был тяжело ранен в голову, левую руку, в грудь навылет, штыком в левое бедро и контужен в область темени".
Слава о другом выпускнике Казанского юнкерского училища - Аркадии Кошко - переступила границы России. В 1913 году на Международном съезде криминалистов в Швейцарии московская сыскная полиция, которую возглавлял генерал Кошко, была признана лидером по раскрытию преступлений. Недаром Аркадия Кошко, заведовавшего уголовным розыском, называли одним из основоположников отечественной криминалистики. На его счету были сотни раскрытых убийств, бандитских налетов, масштабных афер. В 1910 году Кошко снискал личную благодарность императора и высшего духовенства за поимку злоумышленника, похитившего с иконостаса в Успенском соборе Кремля бриллианты и изумруды. После революции Кошко эмигрировал, скончался во Франции.
Для капитана Дмитрия Карпинского, бывшего казанского юнкера, война с Германской империей была прежде всего Великой Отечественной (так в России ее тогда и называли). Карпинский воевал в составе 71-го Белевского пехотного полка, дважды был ранен, а когда в 1917-м армию охватило предреволюционное брожение, делал все возможное, чтобы сохранить в войсках дисциплину, пресечь самосуд и удержать фронт на своем участке. Не случайно приказом главкома генерала Брусилова полку, наряду с несколькими десятками других частей, был присвоен титул "полк смерти", отражавший единодушное желание личного состава биться с неприятелем до последнего. Именно Карпинского изберут солдаты и офицеры командиром полка, когда грянет революция. Он продолжил военную службу в Красной Армии, а в 1923 году скончался от тифа.
По разные стороны баррикад
Октябрь 1917 года стал водоразделом в истории училища. Относительно спокойные времена сменились лихолетьем перемен. Они раскололи российский офицерский корпус. Белое движение выбрали для себя немало бывших воспитанников казанского училища. К примеру, генерал-майор Корвин-Круковский принял должность коменданта штаба Добровольческой армии, затем был назначен начальником Крымской дивизии, которую, однако, так и не удалось отмобилизовать. Оставаясь верным свергнутому правительству, генерал отправился в эмиграцию. Скончался в Белграде в самый разгар войны с фашизмом.
Случалось и иначе. К примеру, генерал Павел Дьяконов, в свое время окончивший казанское училище с отличием, симпатизировал советской России. Фронтовик, командир полка русского экспедиционного корпуса во Франции, а затем генштабовский дипломат, владеющий тремя европейскими языками, он в конечном счете разочаровался в белом движении и начал сотрудничать с советской внешней разведкой. Ему была отведена немалая роль в оперативной игре чекистов с Русским общевоинским союзом - головной организацией 100-тысячной военной эмиграции. Благодаря Дьяконову чекистам удалось выкрасть руководителя этой структуры генерала Кутепова и доставить его на борт советского парохода в Марселе. Впоследствии Дьяконов по заданию Москвы сотрудничал с французской разведкой, стараясь ослабить германское влияние на Францию. В 1940-м он выехал в СССР, где и скончался после тяжелой болезни в 1942 году.
Нелегкой оказалась судьба у юнкера-казанца Василия Шорина. Две войны за плечами, чин полковника. Во время революции избран солдатами начальником дивизии, командовал объединением и группой объединений Красной Армии, руководил Юго-Восточным (Кавказским) фронтом. В 1923 году Шорина назначили заместителем командующего войсками Петроградского военного округа, но в 1925-м вдруг отправили в отставку. В 1938 году, во время ареста, бывшему "золотопогоннику" припомнили все - и независимость во взглядах, и беспартийность. Скончался он в тюремной больнице.
Гораздо более известен потомкам другой питомец юнкерского училища - Александр Егоров, один из первых советских маршалов, а в прошлом - полковник царской армии, кавалер семи орденов (в том числе четырех орденов Боевого Красного Знамени), двух медалей и Георгиевского оружия, участник Первой мировой войны, получивший на фронтах пять ранений и контузий. После революции Егоров возглавлял аттестационную комиссию Красной Армии, командовал армиями и фронтами, возглавлял военные округа, руководил Генеральным штабом РККА. В феврале 1939 года маршал был объявлен "врагом народа" и расстрелян. Реабилитировали его в 1956-м - одним из первых из числа невинно пострадавших военачальников.
В армию - добровольцем
Егоров относился к плеяде героев, которые сознательно шли на самопожертвование, для которых героизм был не минутной вспышкой, а нормой поведения, мировоззрением.
Родился будущий маршал в городе Бузулуке Самарской губернии (ныне Оренбургская область) в семье мещанина в октябре 1883 года. В отрочестве успел поработать подмастерьем у кузнеца. В 1901-м экстерном окончил самарскую гимназию и в том же году записался в армию вольноопределяющимся. Для справки: вольноопределяющийся - это военнослужащий, который после получения среднего или высшего образования добровольно поступал в армию. Подобная категория военнослужащих впервые появилась в Пруссии после введения всеобщей воинской повинности. При добровольном выборе стези военного немцы получали различные льготы, в том числе ускоренное начисление выслуги, часто по схеме "год за два".
В России вольноопределяющиеся принимались на строевые должности во все рода войск. В гвардии они содержали себя на собственные средства, в других войсках состояли на казенном довольствии. По сравнению с остальным рядовым составом они пользовались преимуществами - проживание в отдельном помещении в казарме, а для находящихся на собственном содержании - на частных квартирах; улучшенное качество одежды, а иногда и особая форма; льготы при поступлении в военные академии. При увольнении в запас вольно-определяющиеся сдавали экзамены на звание прапорщика.
В тот период Егорову было восемнадцать лет. Дисциплинированный, внутреннее организованный юноша привлек к себе внимание командования воинской части, в которой служил, и уже в середине 1902 года был направлен на учебу в казанское училище.
В характеристике юнкера Егорова отмечено: "Учился хорошо, проявлял усердие, за что через два года был произведен в старшие портупей-юнкера". И далее отмечаются "...постоянное совершенствование военного мастерства, радение в службе, общительность, ровное отношение, уважение к сотоварищам, отсутствие высокомерия и чванства. Смелость, умение принимать волевые решения".
Произведение в старшие портупей-юнкера наполняло гордостью Александра, ведь это воинское звание в дореволюционной русской армии считалось весьма престижным и сулило финансовую независимость.
Музам не чужд
В казанском училище началась и революционная деятельность будущего полководца. Строки из биографии 1926 года: "В училище (Егоров) вступил в тайный социалистический кружок и примкнул к программе социалистов-революционеров, когда служил в армии, продолжал революционную работу".
Кроме истовой любви к военному делу, была у Александра и другая пламенная страсть - к... пению. По свидетельству современников, его вокальные способности были необыкновенными. Сестра маршала Советского
Союза Михаила Тухачевского Мария Николаевна много позже вспоминала: "Пел Александр Ильич божественно, обладая великолепным баритоном".
Музыкальные данные будущему маршалу пригодились. Поскольку в армии о нем сложилась репутация "политически неблагонадежного", в какой-то момент он вынужден был покинуть службу и пойти петь на сцену. До начала Первой мировой войны Егоров находился в Италии, где, если верить автобиографии, "совершенствовал свое театральное искусство". Однако в послужном списке сведений относительно его пребывания на Аппенинах нет ни слова. Военные архивы утверждают, что Егоров в апреле 1910 года был уволен в 11-месячный отпуск, но уже в июне вернулся из него...
По другой версии, возникшей после ареста Егорова в 1938 году, во время Первой русской революции он, выполняя приказ, участвовал в карательных операциях на Кавказе, где тогда служил. Поэтому-де уже при советской власти с целью скрыть свое участие в подавлении восстания Егоров пустил слух, что в это время он был оперным певцом в Италии.
Как бы то ни было, судьба распорядилась так, что сцена оказалась далеко не главным призванием Егорова. Таковым стала карьера военачальника: он проявил незаурядный талант и мужество уже совсем скоро - на полях сражений двух войн, Первой мировой и Гражданской.
Воитель революции
После мобилизации в 1914 году Александр Егоров командовал ротой, затем - батальоном 132-го Бендеровского пехотного полка, где был произведен в подполковники. Пуля не обошла Егорова - был тяжело ранен, неоднократно контужен. Храбрости этому офицеру было не занимать, за что его любили солдаты и уважали сослуживцы.
Февральскую революцию Егоров встретил с воодушевлением. В это время он примыкал к партии левых эсеров. В мае 1917 года за антивоенные выступления арестован и приговорен к тюремному заключению.
После Октябрьской революции без колебаний принял советскую власть, участвовал в разработке исторического Декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С января 1918 года работал в военном отделе Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, инспектировал формирование и обучение частей Красной Армии, был членом комитета по демобилизации старой царской армии.
С мая 1918 года Александр Ильич назначен комиссаром Всероссийского главного штаба и председателем высшей аттестационной комиссии по отбору бывших офицеров (военспецов) в Красную Армию. Вскоре, в июле 1918-го, он вступил в партию большевиков.
Убежденный сторонник создания дисциплинированной, регулярной армии, Егоров в составленной им докладной записке на имя Ленина обосновал введение должности Главнокомандующего Вооруженными силами республики и создания при нем единого штаба. В том же году получил назначение председателем Центропленбежа.
Вот лишь некоторые моменты дальнейшей биографии будущего маршала. С декабря 1918 года Егоров - командующий 10-й армией, оборонявшей Царицын и внесшей немалый вклад в разгром белоказачьих войск. Кстати, при отражении наступления врага на Царицын Егоровым впервые были использованы крупные кавалерийские соединения. А вот для ликвидации угрозы Москве в 1919-м полководец избрал форму оперативного маневра - фланговые удары по основным силам неприятеля. Особое внимание при этом Егоров обращал на использование крупных сил конницы, а также на обеспечение стыков и организацию взаимодействия с соседями.
В дальнейшем Егоров командовал Южным (действовал против основной группировки армий генерала Деникина), Юго-Западным фронтами, руководил операциями против польских войск в Галиции. В феврале 1920 года части Красной Армии под его командованием завершили полное освобождение Украины от деникинцев. Здесь, в условиях сохранения противником численного превосходства, Егоров придавал большое значение внезапности, массированию сил и средств на направлении главного удара, решительным маневременным действиям, наиболее целесообразному использованию 1-й Конной армии. Любопытно, что в его подчинении тогда находились будущие маршалы Семен Буденный и Клим Ворошилов, на равных он держался с членом Реввоенсовета Иосифом Сталиным.
По черному навету
Отношения вождя с бывшим офицером - полковником царской армии - складывались весьма своеобразно. Будущий вождь, не любивший многих военспецов, на удивление благоволил к Егорову. Более того, ценил его полководческие способности и дарования, не раз выступал в его защиту. Был, например, такой эпизод: в Москве рассматривалось предложение Троцкого о замене Егорова на посту командующего фронтом за неудачи в Крыму. Спросили мнение Сталина. Тот немедленно отбил телеграмму: "Решительно возражаю против замены Егорова... Считаю, что лучшего, чем он, нам сейчас не найти..."
Вступился Сталин за своего фронтового товарища и на IX Всероссийском съезде Советов в декабре 1921 года. Некоторые делегаты выступали против кандидатуры бывшего царского офицера в полноправные члены ВЦИК, куда тот был избран от 1-й армии Северного фронта. Им возразил Сталин: "Говорят, что Егоров - плохой коммунист. Ну и что же? Уборевич тоже плохой коммунист, однако мы выдвинули его в члены ВЦИК. Егоров плохой коммунист, но хороший командующий, и как хорошего командующего его надо избрать..."
После окончания Гражданской войны Александр Ильич командовал Киевским, далее - Петроградским военными округами, позднее возглавлял Кавказскую Краснознаменную армию, войска Крыма. В 1925-1926 годах был военным атташе в Китае. С 1927 года командовал Белорусским военным округом. С 1931 года - начальник Генштаба РККА, один из крупнейших теоретиков Красной Армии по вопросам стратегии и оперативного искусства. В мае 1937 года уже в звании маршала назначен первым заместителем наркома обороны СССР вместо арестованного Тухачевского.
Черная кошка между Егоровым и Сталиным пробежала приблизительно в 1935-м. По свидетельству современников, Егоров неоднократно жаловался сослуживцам, что вождь присвоил себе его заслуги периода Гражданской войны. На военачальника были составлены доносы, и в конце января 1938 года он был снят с поста заместителя наркома и назначен командующим войсками Закавказского военного округа, что фактически означало ссылку. И хотя, казалось бы, в 1937-м судьба снова к нему благоволит - маршал избран депутатом Верховного Совета СССР, он переживает глубокую семейную драму: была арестована его жена Галина Цешковская. Ее обвинили в шпионаже в пользу Польши.
Совсем скоро в жернова ре-прессий попал и сам маршал. 27 марта 1938 года он был арестован. Незадолго до этого, в феврале, Егоров писал Клименту Ворошилову: "Не допускал и не могу допустить, чтобы я хоть в мыслях мог изменить этому прошлому и сделаться не только уже на деле, но и в помыслах врагом партии и народа".
Поначалу расследование его дела затормозилось, и даже забрезжила надежда на спасение. Но после того как главой НКВД стал Лаврентий Берия, ряд находившихся в производстве дел был рассмотрен ускоренно, и Его-
ров оказался в числе тех военных, которых расстреляли в День Красной Армии - 23 февраля 1939 года. Во время следствия разжалованный маршал подвергался избиениям и пыткам. Он обвинялся в "шпионаже, подготовке тер-актов и участии в контрреволюционной организации".
Маршал Советского Союза Александр Василевский позднее вспоминал: "Мне приходилось в эти годы часто встречаться с Александром Ильичем. Он был жизнерадостным, скромным, не кичившимся постами и званиями... В памяти встают эпизоды незабываемых дней первой пятилетки. В эти годы Красная Армия из технически отсталой превратилась в передовую, современную силу. Александр Егоров стал одним из инициаторов реорганизации РККА на новой технической основе. Многие из нас, знавших маршала, помнят его покоряющую улыбку, его мягкий, истинно народный юмор, человеческое обаяние, какую-то особую душевность, сочетавшуюся со стальной полководческой волей".
Наследники титанов
Славу Казанского танкового училища приумножили в наше время другие его питомцы. Среди наиболее известных - бывший командующий ВДВ и замминистра обороны СССР, генерал-полковник Владислав Ачалов, недавно погибший в авиакатастрофе Герой России, бывший советник Президента РФ по делам казачества и одно время - командующий Северо-Кавказским военным округом и командующий федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане генерал-полковник Геннадий Трошев, начальник штаба Дальневосточного военного округа генерал-лейтенант Валерий Герасимов (в прошлом - командующий 58-й армией), заместитель секретаря российского Совбеза Владимир Потапов, замминистра МЧС России Геннадий Короткин...
Найти бывших воспитанников казанского училища можно и в странах СНГ. К примеру, пограничными войсками Республики Беларусь руководит его выпускник генерал-лейтенант Александр Павловский. Другой "казанец" - генерал-майор Юрий Жадобин - возглавляет службу безопасности белорусского президента.
Десять выпускников вуза - Героев России - вписали свои имена уже в новейшую историю страны. Четверым (старшим лейтенантам И.Ахпашеву, В.Горину, лейтенанту А.Козину и младшему лейтенанту К.Ситкину) это звание присвоено посмертно за мужество, проявленное в ходе
контртеррористической операции федеральных сил на территории Чечни и Дагестана.
...Позади - почти 130 офицерских выпусков училища, состав-ляющих неотъемлемую часть истории Российской армии.