
Илион почитался священный...
Гомер. "Илиада"
Подземный город
Кто из нас в детстве не мечтал, подобно знаменитому немецкому археологу Генриху Шлиману, отыскать свою Трою и найти "клад Приама"? Иногда мечты сбываются. И для этого не обязательно ехать на край света.
...Восьмое августа прошлого года. Второй день раскопок на Тетюшской горе. Нещадно палит солнце. Неожиданно на полуметровой глубине мы натыкаемся на каменное сооружение. Лопата восьмиклассника Сергея Багрова ударяется со звоном обо что-то металлическое. Расчищаем участок осторожно лопатками и кисточками.
- Это же топор! - восклицает Сережа. Подзываем руководителя раскопок ученого-археолога Константина Александровича Руденко.
Он фиксирует находку, берет в руки: "Редкая удача, именьковский боевой топор!".
Рядом наш помощник Рома Сурков обнаруживает еще один прекрасно сохранившийся, будто только что отлитый в кузнечной мастерской, топор.
- Настоящий клад, в те времена, полторы тысячи лет назад, это было целым состоянием, - поясняет ученый и добавляет с улыбкой: - По современным меркам топор тянет на крутую иномарку.
Почему такая ценность осталась в земле? Возможно, жители вынуждены были поспешно покинуть это место под натиском сильного врага. А может быть, здесь находилось культовое сооружение, ведь топоры были предметом особого почитания у именьковцев...
Раскопки продолжаются, и перед нами открывается целый подземный город VI-VII веков с хозяйственными сооружениями - деревянными и каменными, мастерскими, жилищами, погребами. На срезе раскопа прослеживаются мощные оборонительные укрепления - вал и ров.
Кто такие именьковцы?
Мы не знаем ни языка, ни самоназвания этих племен и даже точного ответа на вопросы: откуда они пришли в наш край и куда исчезли? Время их проживания в наших краях определяется IV-VIII веками. Ученые называют их именьковцами по названию села Именьково в Лаишевском районе, где было обнаружено их крупное поселение. Ряд исследователей относит их к тюркоязычным племенам, которые пришли с юго-востока в результате Великого переселения народов в IV веке. Именьковцы подчинили себе местные финно-угорские племена.
Укрепленное поселение на Тетюшской горе являлось местом, где именьковцы собирались в случае опасности. Там они хранили свои припасы.
Жилища были в виде домов-полуземлянок с оригинальными очагами для приготовления пищи наподобие якутских чувалов с прямым дымоходом. На Тетюшском городище они были небольшими, возможно, в них жили отдельно от остального племени богатые семейства. На раскопе прослеживается большое количество хозяйственных ям, гончарные и металлургические горны, мастерские. Ямы служили кладовками, зернохранилищами. Они замаскировывались от врагов, которые обычно захватывали то, что находилось на поверхности. Летом в ямах хранили молочные продукты, рыбу.
Неглубокие ямы с деревянными приступками от засорения землей были повседневного пользования. Они расширялись кверху или имели отвесные стены. Глубокие ямы с расширением внизу служили для длительного хранения запасов. Над ямами иногда устраивали шалаш или навес. Спускаясь в глубокую яму во время жаркого августовского дня, сразу ощущаешь прохладу - настоящий холодильник! Мальчишки нередко во время перерывов укрывались там от зноя.
Характерной особенностью именьковских поселений является, конечно, своеобразная керамика с грубой ручной зачисткой. Встречаются гладкие черепки, которые, возможно, носили культовый характер. Во время раскопок нас удивляли черепки глиняной посуды со сквозными отверстиями. Казалось, что это испорченные сосуды, выброшенные в мусорную яму. Но потом выяснилось, что отверстия были сделаны для подвешивания или для процеживания, а также и для вентиляции продуктов.
Удивительны находки фрагментов миниатюрных сосудов, миниатюрных фигурок. Нам попались миниатюрная глиняная бочка, ведерко, хлебец, "желуди". Детские игрушки или культовые предметы? Найденные моими подопечными глиняная лошадка, удила, подкова говорят об особом отношении жителей к лошадям.
Главным оружием именьковцев, похоже, были луки со стрелами. Мы нашли немало полированных костяных наконечников. Их вырезали из распаренных костей, потом шлифовали. Использовались именьковцами и копья с железными наконечниками, топоры, пращи. Тело защищали кольчугой. Скорее всего, ее могли себе позволить лишь вожди.
Находки зернотерок, каменных жерновов, костей животных, наральника, уделов, серпов, ножей подтверждают важную роль в жизни именьковцев земледелия и скотоводства. Но есть и важные признаки, говорящие о городском характере хозяйства. Именно именьковцы, одними из первых среди местных народов, начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму. Роль денег выполняли и пряслица (видимо, в ранний период). В разных местах попадаются пряслица с особыми отметинами - точечными углублениями, насечками, крестиками, видимо, женщины-ткачихи помечали свои.
Несомненно, в поселении были развиты ремесла - косторезное, ткацкое, металлургическое, гончарное. В раскопе просматриваются мастерские с горнами. Рядом многочисленные куски, россыпи железного и керамического шлака, фрагменты конусовидных тиглей для выплавки бронзы. Похоже, орудия изготавливались здесь же, в мастерских на горе. Имелись также мастера косторезного дела - встречаются вырезанные из кости, клыков медвежьих и других животных амулеты с отверстиями. Было развито и ткачество.
Среди находок - стеклянные, глиняные, бронзовые, янтарные бусы. Необычны полосатые сине-белые бусинки, ребята их прозвали "арбузинками". Многие из них попали сюда из Средней Азии, Причерноморья, даже Индии, что говорит о развитой у местных жителей торговле.
Всего во время раскопок на площади в восемьдесят квадратных метров юными археологами - учащимися местных школ - было вскрыто тринадцать различных ям. Раскопано около полутора тысяч камней, более двух тысяч костей, более 7,5 тысячи фрагментов керамики.
Куда исчезли именьковцы? Можно предположить, что они были поглощены более многочисленными булгарскими племенами, пришедшими на Среднюю Волгу в конце VIII - начале IX века. Явных признаков военных стычек пришельцев с именьковцами в материалах раскопок не замечено. Возможно, местные племена ушли до прихода сюда булгар.
Тайны древней горы
Нет жителя Тетюш, который не любил бы бывать здесь. Гора словно магнитом притягивает к себе. Даже силы природы. Мне не раз приходилось наблюдать летом мечущиеся над горой всполохи молнии. Словно огненный дракон из легенд прошлого являлся на мгновенье и с грохотом врезался огненными лапами в затаившуюся, будто огромный зверь от страха, гору... И не найти более великолепного вида на Волгу, чем с этой горы, в ясный солнечный день словно стремящейся взлететь над бескрайними просторами реки.
Вид горы впечатляет. С одной стороны она ограничена крутым оврагом, с другой - отвесным обрывом к Волге. От старой части города отрезана оврагом. Площадка горы имеет подчетыреугольную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток. Длина ее 120, ширина - 20-30 метров. В народе гора известна под неблагозвучным именем Вшиха - говорят, то ли бурлаки на ней банничали, то ли рыбаки сети сшивали. У ученых-историков и краеведов она давно вызывает повышенный интерес.
О находках в районе горы известно было исследователям еще в 1870-80-е годы. Например, С.Шпилевский указывал, что при постройке церкви находили "несколько гробниц... довольно татарских монет и разных женских украшений". В 1882 году здесь же был найден камень с именем Исы 1319-1320 годов.
В 1931 году близ города во вторичном залегании было обнаружено орудие мустьерского облика. Находка позволила сделать предположение о существовании стоянки в районе города периода палеолита! В 1949 году в обнажении берега в четырехстах метрах к северу от города было найдено кремневое тесло. Ученые относят его к эпохе бронзы, то есть времени Трои! В районе города были найдены также сверленый топор-молот, шлифовальный камень и кварцитовый наконечник стрелы листовидной формы.
В разное время работали в Тетюшах ученые Н.Калинин, А.Смирнов, А.Халиков, Е.Халикова, В.Генинг, Е.Казаков, П.Старостин. Цвет археологии республики прошлого века. К северу от города был раскопан и изучался в течение ряда лет могильник с захоронениями раннеананьинского, азелинского, раннеболгарского и раннемусульманского времени.
Начало системным исследованиям было положено замечательным археологом Николаем Филипповичем Калининым. (В этом году исполнилось 120 лет со дня его рождения.) Именно Калинину принадлежат первые обобщающие работы по именьковской культуре. Некоторое время он работал преподавателем мужской гимназии в Тетюшах, открытой в 1912 году. Первые исследования на Вшихе проводились им в 1949 и 1961 годах. Был выявлен мощный культурный слой - около семидесяти сантиметров. Ученый предполагал наличие на горе поселения именьковцев. К югу от горы на северной окраине города им было выявлено селище.
В 2003 году на горе проводились раскопки Золотоордынской экспедицией (руководитель А.Бурханов). Кроме хозяйственных ям и находок именьковского типа, в раскопе выявлено пять человеческих погребений ранее неизвестного средневекового, как полагает ученый, могильника, датированного XIII-XIV веками.
Но, безусловно, настоящим открытием следует считать итоги последних двухлетних полномасштабных раскопок в Тетюшах под руководством заведующего археологическим отделом Национального музея РТ, доктора исторических наук Константина Руденко. Моим воспитанникам посчастливилось участвовать в них.
В этом году раскопки велись на вершине горы и ее склоне к городу. Слой за слоем уводил нас все глубже в прошлое. На самой вершине мы наткнулись на кирпичное сооружение. Судя по форме и составу, кирпичи местного производства и относятся к XVII-XVIII векам. А может быть, это остатки башни, изображенной на гравюре немецкого путешественника XVII века Адама Олеария? Из исторических хроник известно, что 18 августа 1636 года его посольство проплывало мимо Тетюш. Олеарий подивился укреплениям города, многочисленным церквам, а также щедрости местных рыбаков, продавших ему 65 больших и жирных лещей всего за один рейсталер (около пятидесяти нынешних копеек).
Кстати, Олеарий описал способ ловли белуги: рыбаки опускали на дно длинную веревку с большим камнем и привязывали верхний конец ее к нескольким связанным деревяшкам, лежащим на воде; к деревяшкам прикрепляли удочки, нацепив на них довольно большие рыбы. Одной такой белугой (за два талера) накормилось все посольство, а остатками засолили целую бочку. (При раскопках нам попадалось множество костей, позвонков крупных рыб, железные крючки.)
К вечеру первого дня повисла над горой огромная темно-сизая туча. Казалось, она должна была проползти стороной к Волге, но вот засверкала вдруг молния, и обрушился с небес ливень. Похватав вещи - кто что успел, - ребята побежали к ближайшим домам. Ураганный ветер гнул к земле деревья, вздрагивала земля от оглушительных раскатов грома, грохотали об асфальтовую дорожку крупные горошины града, рекой стекала по склону дождевая вода...
Минут через десять, после того как мы покинули гору, вдруг все стихло и снова, как ни в чем не бывало, засияло солнце. Поверишь в мистику: мы прикоснулись к тысячелетней тайне, которую прошлое не хотело раскрывать? Вспомнились раскопки пятилетней давности, когда после вскрытия захоронений несколько дней бушевала над берегом гроза...
Под толщей столетий
На второй день работ на горе выяснилось, что кирпичное сооружение уходит к обрыву. Константин Руденко высказал предположение, что на этом месте в XVIII веке могла стоять церковь, которая позже была разрушена.
Под фундаментом были раскопаны осколки стеклянной посуды, две бусинки, фрагмент тигля, крупные куски именьковской керамики, много костей животных, рыб, углей. Найдена глиняная игрушка в виде лошадки. Попались точила, зернотерки, части железных орудий труда, костяной наконечник стрелы. Вскоре стало ясно, что на этом месте был насыпан крутой вал около двух метров, укрепленный двумя линиями деревянных сооружений, относящийся к VI-VII векам. Он был утрамбован грунтом с камнями. Под ним открылся плотный слой золы - следы крупного пожара. (Для нас работа не из приятных - ветер разносит по берегу едкую пыль, застилая глаза.)
Неспокойно было на берегах Волги в то далекое время. Это подтверждают и сохранившиеся следы крупного пожара, наконечники стрел, многочисленные осколки керамических сосудов, лежащие в земле беспорядочно, а также обнаруженные в одной из ям фрагменты скелета подростка с поврежденным от удара оружием черепом.
Впечатляет мощная система средневековых укреплений. На нижних участках просматривается глубокий древний ров. На склоне горы мы обнаружили ямы-ловушки, относящиеся к V-VI векам, расположенные в шахматном порядке. Через овраг ближе к городу был насыпан еще один вал - часть его до сих пор неплохо сохранилась.
Оживают перед глазами события полуторатысячной давности.
...Вражеское племя идет на приступ. Слышатся воинственные крики, ржание коней. Защитники отбиваются стрелами, камнями. Но силы неравны. Все новые и новые толпы осаждающих идут на приступ, под градом стрел перебираются через ров, заполненный водой, забросав его ветками, землей, камнями. На склоне передние воины и кони вдруг проваливаются в замаскированные ямы-ловушки. Жертвы не останавливают врагов, и вот они уже штурмуют мощные укрепления на высоком валу. Самым отчаянным удается поджечь деревянные укрепления. Под покровом черного густого дыма враги врываются в поселок с факелами в руках. (Почти по Гомеру: "Всюду стоял несмолкающий грохот. И кровью земля заструилась...") Среди жителей начинается паника. Слышны отчаянные женские вопли, плач детей. Кони топчут людей. Всадники размахивают мечами направо и налево. Споткнувшийся подросток не успевает увернуться и получает резкий рубящий удар по голове. Весь поселок охвачен страшным огнем... ("Когда Илион пожирающим пламенем вспыхнет...")
Возможно, так все и было
Под золистым слоем пошел плотный черный грунт. Здесь начала попадаться керамика раннего железного века (IX-VII века до нашей эры). Значит, это остатки более древнего вала. Важное открытие! Оказывается, первыми постоянными жителями древних Тетюш были ананьинцы (более 2,5 тысячи лет назад). Следы их проживания были обнаружены и на площадке ближе к Волге (керамика, железный шлак, железные орудия). Геродот называл их тиссагетами - они были известны грекам!
В VIII веке в наши края пришли булгары. Похоже, поселение именьковцев они разрушили и установили на горе наблюдательный пункт. Сами же булгары поселились по соседству. В разное время были обнаружены на берегу следы домонгольского и золотоордынского периодов XIII-XIV веков (монеты, фрагмент мозаики, каменное надгробие). В Национальном музее республики хранится найденная на территории города часть подвески в виде бронзовой фигурки уточки и глиняный сфероконус, относящийся к культуре булгар домонгольского периода. На территории города была также найдена медная монета времен Бату-хана (Батыя) с именем Ал-Насира. Возможно, отсюда происходит предположение некоторых исследователей края о посещении места Тетюш Бату-ханом и первоначальном размещении здесь его столицы.
По мнению ряда исследователей, Тетюшское городище является остатками булгарского города, построенного князем Тетюшем (Тэтеш) после тимуровских нашествий в конце XIV века. На это указывал в своем сочинении "Таварихы Булгария" и Хисамутдин ибн-Муслим Булгари, который писал: "...старик Тетюш с поколением своим очутился у оврага Булги, и стало селение Тетюш..."
Удивительно, на срезе стены раскопа на горе четко просматриваются по крайней мере пять исторических эпох - от раннего железного века до XVIII века. Чем не Троя? И внизу о крутой высокий берег также "быстрые волны бьются одна за другою..."
Голоса далекого прошлого
Раскопки завершены. Но гора вновь и вновь манит меня к себе. Еще не все ее тайны разгаданы.
Осенний вечер. Растекается по крутому берегу Волги сумеречная сизая дымка. Она рассеивается постепенно, и мне вдруг видятся смутные очертания средневекового города...
Слышатся голоса людей далекого прошлого - не разобрать их язык; треск огня в гончарных и металлургических горнах; стук топоров. Приглядевшись, вижу на окраине мастеров, возводящих на шишкообразном валу вокруг поселения бревенчатые крепостные стены.
Оглядываюсь и вижу раскинувшееся вдоль берега поселение с жилищами-полуземлянками, напоминающими округлые шалаши. Над ними поднимается густой дым, резкие порывы ветра выше разрывают его в лоскутья, прижимают к обрыву, относят к синей колыхающейся поверхности Волги. Слышится ржание лошадей, мычание коров - пастухи гонят стадо в поселок с низовых лугов за лесом. Внизу на берегу рыбак острогой вытаскивает из воды большую остроносую стерлядь.
Вижу мастеров-гончаров. Одни замешивают глиняное тесто, смешивая его с толчеными ракушками. Другие ловко превращают густое месиво в посуду разной формы и разных размеров, палочками делают насечки на горлышках и углубления в стенках, третьи развели огонь в горне и сверху на перекрытия аккуратно расставляют для обжига приготовленные сырые сосуды. А в соседней мастерской заняты выплавкой железа мастера-металлурги. Жарко в помещении, они постоянно хватают кувшины с ледяной родниковой водой, жадно глотают, ополаскивают разгоряченные лица. За деревянным возвышением "колдует" ремесленник над тиглем с расплавленной бронзой. У него тонкая работа - он мастер женских украшений-бус. Вижу мастеров-косторезов, вырезающих из кости наконечники стрел, рыболовные крючки, амулеты из медвежьих и кабаньих клыков. Рядом оружейники готовят большие луки, стрелы и колчаны...
А вон охотники возвращаются с добычей из дальнего дремучего леса в сопровождении лающих громко собак. Похоже, удача сегодня улыбнулась смельчакам - на палках несут убитых кабанов и медвежью шкуру.
Потом вдруг услышу обрядовые песнопения и разгляжу на вершине горы тени странно одетых людей, мечущиеся в бешеной пляске вокруг костра и размахивающие над огнем боевыми топорами.
Завораживающее зрелище...
Выхожу на высокий обрывистый берег Волги, с трудом сдерживая волнение. Крики чаек, всплески набегающих волн, сильные порывы ветра, колыхающиеся веером зеленые изгибы крутого берега, переливающаяся сине-зеленой мозаикой водная гладь - все это волновало, уверен, и наших далеких предков, облюбовавших эту гору в глубокой древности.
Юрий МЫШЕВ,
учитель тетюшской средней школы №1.