Какой казанец не любит быстрой езды

На любопытное открытие натолкнула недавно дореволюционная фотография, которая хранится в краеведческом музее Лаишевского района. На ней изображены участники автопробега Казань - Лаишев (именно так до революции называли этот уездный центр) и обратно - одного из первых в российской глубинке. Владельцы первых казанских автомобилей собрались 22 февраля 1914 года в точке старта - на Театральной площади (ныне Свободы).

Подробности этого события удалось отыскать в документах Национального архива РТ.

Оказывается, толчком к проведению автопробега стало плохое состояние загородных дорог. Одна из казанских газет отмечала: «Каждый, кто совершал зимние переезды в Казан-ской губернии, например, из Нармонки через Столбище, знает, какая это каторга - из ухаба в ухаб, и так на протяжении 36 верст. При этом зимой дорогу постоянно заметает». Решая данный вопрос, губернское земское правление в лице технического отдела предложило для защиты грунтовых дорог от снежных заносов применять щиты железнодорожного типа.

Для популяризации этой идеи 27 декабря 1913 года (по новому стилю - 8 января 1914-го) заведующий техотделом Д.Арцыбашев вышел с предложением об организации зимнего автопробега Казань - Лаишев - Шуран с участием автомобилистов Казани.

Целью пробега, как отмечается в архивных хрониках, явилось «испытание прочности зимних грунтовых дорог, обставленных щитами железнодорожного типа в связи с прочностью и выносливостью автомобилей». В правилах «О порядке движения и условиях автомобильного пробега» указывалось: «Пробег организовать по Оренбургскому почтовому тракту на участке от газового завода около Казани до барского дома (усадьба А.Нармацкого) в селе Шуран, протяженностью 80 верст».

Указывалось также, что начало автопробега необходимо наметить на десять часов – соревнование и подведение его итогов должно проходить в светлое время суток. Командир каждой машины обязан был иметь два флага - красного и белого цвета. Кроме того, «владелец каждой машины должен внести по десять рублей для приобретения четырех призов». В пробеге автомобили разделялись на три категории - мощностью до тридцати лошадиных сил, от тридцати до сорока и свыше сорока.

НАША СПРАВКА. Первые автопробеги в России были проведены еще в конце позапрошлого века. Сначала это были гонки на одну-две версты, соревнования по подъему на возвышенность или спуску с нее. А вот собственно первая «гонка моторов» состоялась 23 октября 1898 года. Проходила она под Санкт-Петербургом между железнодорожными станциями Александровская и Стрельна Варшавской железной дороги на дистанции около сорока верст (42,6 километра).

Как сообщает журнал «За рулем», в 1904 году было основано Российское автомобильное общество, которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах. Началом же активной международной автомобильной жизни в России стал 1907 год, когда в Санкт-Петербурге прошли первая автомобильная выставка и приуроченная к ней автогонка Санкт-Петербург - Москва.

Участие в жизни Российского автомобильного общества казанцы стали принимать с 1911 года.

…Суровым январским днем 1914 года по местности, укутанной толстым снежным покрывалом, с головокружительной быстротой, которой могли бы позавидовать даже поезда тогдашних российских железных дорог, летели восемь машин. По условиям соревнования они должны были ехать безостановочно. Их скорость на некоторых участках достигала 78 километров в час.

Происшествий в пути избежать не удалось. Вот свидетельство из протокола пробега о движении автомобиля «Кейс» Якова Молоткова: «Стоянка в пути десять минут – заехали в канаву ввиду крайней необходимости, так как по мосту в этот момент проходил земский автомобиль, а слева – обозы с сеном…»

Однако первым на финиш прибыл именно «Кейс» Молоткова (командир - Александр Карнилов, шофер - Федор Скотт) - в пути он пробыл 1 час 31 минуту. Вторым стал «Форд» Владимира Кусакова (1 час 42 минуты), третьим «Кейс» Дмитрия Рама (1 час 49 минут). (Необходимо отметить, что автовладельцы и водители машин до революции не обязательно были одним и тем же лицом). До финиша дошли все машины за исключением одной, поломавшейся, как указывают документы, «вне всякой зависимости от дорожных условий».

Организация пробега, как отмечают архивы, была признана образцовой. После торжественного награждения участники пробега устроили почтенному Арцыбашеву овацию - как инициатору и организатору акции.

Газета «Казанский телеграф» опубликовала посвященную этому событию заметку под заголовком «Нечто невероятное». Вот цитата из нее: «Совершенный автопробег - первый по зимним грунтовым дорогам в России. Удался он на славу, внес несомненно кое-что в дело русского автомобиля и очень ценное в дорожное…»

По горячим следам было принято решение провести второй зимний автопробег. И сразу же назначили дату - 22 февраля того же 1914 года. Он пролег по маршруту Казань - Лаишев - Казань и имел протяженность почти 120 километров. Участниками гонок стали уже пятнадцать автомашин. На старте присутствовали вице-президент Российского автомобильного общества флигель-адъютант Владимир Свечин и председатель правления общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк.

На этот раз победителем стал его сын и большой любитель автомобилей Марк фон Мекк на машине «Мерседес» со временем 2 часа 43 минуты…

С тех пор минул почти целый век, а стремление проехаться с ветерком у наших современников выросло безмерно. Только вот незадача: дороги, как и прежде, зимой иногда заметает снегом…

Фарида МУРТАЗИНА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости