
Прошлогоднее речное путешествие в Волгоград и посещение мест былых жарких сражений, проходивших здесь 65 лет назад, оживило в моей памяти воспоминания о друзьях-однополчанах, известных и малоизвестных героях, живых и погибших, оставшихся лежать вечным сном в донских степях. И я посчитал своим долгом рассказать о некоторых из них.
Волга всегда была рекой дружбы и братства народов. В 1942 году, когда над страной нависла страшная угроза и Сталин отдал приказ "Ни шагу назад!", на помощь Сталинграду пришли тысячи воинов-татарстанцев, целые полки и дивизии, сформированные в Татарстане. Стойко и мужественно защищали волжскую твердыню бойцы
120-й и 147-й дивизий. В завершающих боях по разгрому гитлеровцев под Сталинградом приняла участие и наша 44-я гвардейская дивизия.
В боях за город с самого начала до победного конца сражалась 38-я стрелковая дивизия, которой командовал наш земляк - полковник Гани Сафиуллин. Самый молодой комдив 64-й армии, он выделялся смелостью, решительностью и отеческим отношением к солдатам. В завершающих боях его дивизия отличилась тем, что захватила аэродром и пленила целую дивизию противника. Дивизии было присвоено звание гвардейской, а ее командиру - звание генерала.
Боевой путь прославленного военачальника пролегал от стен Сталинграда до Чехословакии. Его дивизия, затем корпус отличились в боях за освобождение Белгорода и Харькова. За отвагу при форсировании Днепра Гани Беккинович был удостоен звания Героя Советского Союза. Свой жизненный путь генерал-лейтенант Г.Сафиуллин завершил в родной Казани, его имя присвоено одной из городских улиц. После войны мне удалось встретиться и познакомиться с Гани Беккиновичем, когда его дочь училась на факультете иностранных языков Казанского педагогического института, в котором я работал.
"Лучший снайпер Сталинграда был родом из Казани" - так называлась статья, появившаяся 31 января 2003 года на страницах "Комсомольской правды". Публикация была посвящена Анатолию Чехову, бывшему молодому рабочему Казанской фабрики кинопленки (ныне "Тасма"), в 1941 году добровольно ушедшему на фронт. Статья прозвучала как своеобразная сенсация, ибо до сих пор лучшим снайпером фронта считался Василий Зайцев.
Всем известен беспримерный подвиг гарнизона "Дома Павлова", который во главе с сержантом Яковом Павловым более пятидесяти восьми суток удерживал этот дом в центре города. Среди защитников дома оказались также наши земляки - бронебойщик сержант Ф.Рамазанов и боец Шкуратов.
Этот бастион частенько посещал и легендарный снайпер Анатолий Чехов, наводивший ужас на фашистских вояк. Восемнадцатилетний паренек в совершенстве овладел снайперской винтовкой, своими меткими выстрелами уничтожил 256 солдат противника. Его представили к присвоению звания Героя, но документы до Москвы не дошли - самолет был сбит фашистами.
В конце 1943 года тяжело раненый А.Чехов вернулся в родную Казань с орденом Красного Знамени на груди, который ему вручил сам знаменитый генерал Родимцев. Как и вся его родня, Анатолий, несмотря на инвалидность, продолжал трудиться на фабрике кинопленки, женился, вел очень скромный образ жизни. Как-то в стенах Госмузея Татарии состоялась трогательная встреча двух знаменитых снайперов Сталинграда - А.Чехова и В.Зайцева. С того дня о Чехове заговорили в полный голос. Ему стали писать письма юные следопыты со всех уголков страны. Анатолий Чехов рано ушел из жизни и похоронен на Арском кладбище Казани.
О драматических схватках, происходивших на развалинах города, поведал молодежи Казани один из немногих оставшихся в живых бойцов 38-й гвардейской дивизии - наш земляк Раис Сафаров.
Особенно жестокие бои разгорелись за тракторный завод. В том бою Сафаров командовал батальоном. В рукопашных схватках в одном из цехов завода был тяжело ранен, потерял сознание. Когда пришел в себя, спросил товарищей: "Где наш полк?". Оказалось, что от него осталось всего несколько человек. "Тогда я разрыдался, как ребенок, - вспоминал ветеран. - Трудно сказать, можно ли было сократить эти страшные жертвы".
Группа артиллеристов капитана Хафиза Фаттахетдинова вступила в неравный бой с превосходящими силами врага и погибла, насмерть защищая свою позицию. Прах героя-артиллериста Х.Фаттахетдинова покоится ныне в братской могиле в самом центре города вместе с останками Героев Советского Союза русского А.Каменщикова и испанца Р.Ибарурри.
В артиллерийском училище Сталинграда обучался наш земляк Заки Шаймарданов. Когда фашисты подошли к городу, он вместе с другими курсантами встал в ряды его защитников, принял первое боевое крещение. Стал наводчиком орудия, признанным истребителем танков. На его счету 21 уничтоженный танк, 17 орудий и 11 бронетранспортеров врага, за что ему присвоено звание Героя.
29 октября 1942 года в газете "Красная звезда" был опубликован очерк известного писателя-публициста Ильи Эренбурга "Татары". В нем дается высокая оценка татарским воинам-сталинградцам; приводится выдержка из письма домой одного немецкого солдата - Р.Вольганга: "Здесь против нас много татар. Это сумасшедшие люди, и я бы не хотел встретиться с татарином даже во сне". Неплохая характеристика, данная противником нашим землякам!
Далее в очерке читаем слова Эренбурга, сохраняющие свою значимость и в наши дни: "Русские и татары века жили вместе, вместе мыкали горе, вместе знали радость, пуд соли они съели, и теперь их водой не разольешь. Их дружба проверена огнем".
Образцы стойкости, мужества и военного умения показывали коммунисты и комсомольцы Сталинградского фронта. Как отмечал маршал В.Чуйков, руководивший обороной города, они были цементом, на котором затвердела неприступная для врага Сталинградская крепость.
...Народ помнит и чтит память своих героев. По установившейся традиции пассажиры нашего теплохода, проплывая мимо Мамаева кургана, спустили в Волгу венки с цветами в знак благодарности и памяти погибших сталинградцев под звуки печально-торжественной музыки.
ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры РТ.