Если бы в Татарстане велась Книга рекордов Гиннесса, то деревня Медведка, что в Лениногорском районе, могла бы попасть на ее страницы. Ни одно селение республики не может похвастать таким большим количеством ясных дней в году. А вот Медведку, расположенную в 19 километрах от райцентра, дожди непонятным образом обходят стороной.
Зато солнце здесь словно получило постоянную прописку. Но что удивительно - место отнюдь не засушливое. Летом растительность в Медведке буйная, огороды у жителей зеленые, и урожаи они снимают большие. Особенно хороши бывают помидоры. Пересекающая деревню одноименная речка хоть и невелика, но полноводна и говорлива. Путь ее недолог, всего восемь километров, и Медведка впадает в более крупную речку Степной Зай.
Откуда название такое взялось - Медведка, никто из местных жителей ответить не смог. Правда, один ветеран заверил, что дело совсем не в насекомом под названием "медведка", а в меде. Потому что с давних времен эти края считались медовыми. Мед здесь и сейчас качают те, кто не ленится, приручив диких пчел.
Мне довелось приехать в деревню вечером, когда солнце уже село. Пока пили чай в доме инспектора комплексного природного заказника "Степной" Павла Ганина, совсем стемнело. Вышли подышать свежим воздухом, полюбоваться ночной деревней. Остановились на деревянном мосту через речку. Самой ее видно не было, но журчала она весьма громко, как будто внизу был водопад.
Вода в этой неглубокой и узкой речке с быстрым течением, больше похожей на ручей, холодная и чистая. Не случайно здесь водится занесенная в Красную книгу РТ форель ручьевая из семейства лососевых.
Когда-то этой рыбы в Медведке было, как говорится, пруд пруди. Лет двенадцать тому назад, когда еще не было в Татарстане Красной книги, пошла полоскать белье на речку местная жительница Нина Николаевна Кочетова. Зачерпнула воду тазиком - а в нем рыба. Бросила тетя Нина стирку, занялась рыбалкой... Вернулась пенсионерка домой с полным ведром форели - семью жареной рыбой накормила, еще и соседям досталось.
Эту историю, ставшую легендой, рассказывают всем гостям Медведки, а чтобы не подумали, что выдумка - зовут Нину Николаевну, и та уже с новыми подробностями рассказывает, как рыбачила тазиком.
Теперь-то форель из речки не то что тазиком - на удочку не поймаешь. Да и запрещено это делать, ведь форель в Красной книге значится как очень редкая рыба, находящаяся на грани исчезновения. Штраф за одну штуку, независимо от размера, составляет 900 рублей.
Павел Ганин рассказал, что недавно в местных реках появилась еще одна редкая "краснокнижная" рыба - гольян обыкновенный. Гольян из семейства карповых длиной всего-то в 10-12 сантиметров живет в речках и ручьях с чистой и прозрачной водой. Этого привереду, своего рода лакмусовую бумажку чистоты, вы никогда не встретите в грязных водоемах. Так что можно порадоваться за малые реки Лениногорского края - они стали чище, если даже гольян их облюбовал.
Причин чистоты несколько. Во-первых, нефтяники при добыче углеводородов стали бережнее относиться к природе. Во-вторых, и это главное, вот уже шесть лет в Лениногорском районе действует государственный комплексный природный заказник "Степной" с особыми мерами охраны. Вот природа и начала понемногу выздоравливать.
Пример тому - массовое появление бобров на местных реках. Их сюда, кстати, никто не звал и не завозил - сами пришли и тут же начали строить запруды.
Облюбовали склон возле деревни Медведка и сурки. У симпатичных, на вид таких беспомощных зверушек характер своенравный. На склоне были посажены молодые сосенки, но суркам они пришлись не по вкусу. И однажды жители Медведки обнаружили, что все сосенки лежат на земле. Это сурки поработали - любят они жить на открытых пространствах, чтобы никакие преграды не мешали обзору местности, вот и избавились от насаждений.
Заказник "Степной" отличает не только уникальная природа, но и необычная структура. Он состоит из 31 участка, которые разбросаны по всей территории района, но там, где не работают нефтяники. Медведковский - один из таких участков, и в этой же деревне расположено административное здание заказника. Оно выглядит островком цивилизации в крошечной деревеньке, населенной в основном бабушками-пенсионерками, которых можно по пальцам перечесть. Возле этого каменного двухэтажного строения есть даже таксофон. Штука эта для жителей Медведки новая, необычная, но местные бабушки, у которых нет мобильников, таксофон быстро освоили и с удовольствием им пользуются.
Медведка - очень старая русская деревня, основанная еще в начале ХVIII века. Церкви здесь никогда не было, местное население ходило молиться в соседнее, возникшее почти на сто лет позже, село Михайловка. Испокон века медведковцы и михайловцы занимались овцеводством. По 7-8 овечек держали на каждом подворье, а уж в колхозе их было по пять тысяч голов в каждой бригаде. Теперь об овцах в этих местах лишь старики вспоминают - в наши дни этих животных никто не держит. Невыгодно и хлопотно.
Нина Николаевна Кочетова хорошо помнит время, когда Медведка была большой деревней со школой, магазином, большим полевым станом, а она сама работала поваром в колхозной столовой. Но в 90-е годы, когда в селах республики начались постперестроечные перемены и угасло колхозное движение, Медведка стала хиреть. Школу и магазин закрыли, молодежь разъехалась кто куда, остались одни старики да дачники.
Валентина Ганина, жена инспектора заказника, - уроженка села Михайловка, но уже больше десяти лет живет в Медведке. Сокрушается, что народа становится все меньше, что деревня умирает...Не так давно даже автобусное сообщение отменили. Но жители Медведки и присоединившиеся к ним михайловцы принялись писать чиновникам письма с требованием не бросать их на произвол судьбы, устроили нечто вроде пикета - и добились своего: автобус до райцентра вновь пустили. Правда, никто не знает, надолго ли...
Зимой в Медведке особенно грустно: все кругом занесено снегом, нет никакого движения. Лишь изредка бабушки ходят друг к другу в гости, чтобы чайку попить да посудачить о новостях "на большой земле".
Зато в Медведке есть водопровод. И вода из кранов льется очень вкусная - родниковая. А дело было так. С давних пор медведковцы использовали для питья воду из мощного ключа, бьющего почти посреди деревни. И понадобилась эта вода жителям Лениногорска (как известно, это единственный в республике райцентр, водопровод которого питается родниковой водой). Стали лениногорцы просить сельчан поделиться с ними живительной влагой. Медведковцы на сходе обсудили вопрос и решили: поделимся, если нам тоже построят водопровод. И добились своего. Заодно в деревню провели и газ. Тогда председателем Лениногорского райисполкома был Анатолий Иванович Щеповских, нынешний замминистра экологии и природных ресурсов Татарстана.
Родник, который поит и Медведку, и Лениногорск, сегодня в особом почете. Источник благоустроен работниками заказника "Степной", каждый может зайти в светлую и чистую деревянную избу, взять с полочки кружку, подставить ее под упругую струю и испить хрустальной водицы. Родник, не мудрствуя, назвали просто - "Жарынин". По фамилии главы семейства, которое испокон века проживает рядом и ухаживает за источником.